«ПОЭТ ФОРТЕПИАНО»
«Если понадобится моя жизнь, то я без промедления отдам её... »
А. Дьяков
Исполнительское искусство замечательного пианиста, профессора Московской консерватории Абрама Борисовича Дьякова (1904-1941) известно сегодня немногим. Однако в предвоенное время его имя составляло славу и гордость Alma Mater, было своеобразным символом нашего вуза. А. Дьяков родился в Севастополе, с детства занимался музыкой, подрабатывая иллюстратором в кино и аккомпанируя в концертах. В 1928 году с отличием окончил Московскую консерваторию, был занесён на Доску отличия и оставлен в аспирантуре. С 1934 года – доцент, с 1939 – профессор кафедры камерного ансамбля, заместитель секретаря партийной организации Московской консерватории (с 1940). В 1937-40-х годах – заместитель директора по учебной части, награждён орденом «Знак Почёта». Блестящему воспитаннику Московской консерватории, ученику К. А. Киппа и К. Н. Игумнова, преданному идеалам своей эпохи, А. Дьякову не было суждено продолжить карьеру пианиста, педагога, музыкального деятеля... 5 июля 1941 года профессор А. Б. Дьяков одним из первых консерваторцев добровольцем записался в Народное ополчение и ушёл на фронт, отказавшись воспользоваться бронью. В составе 8-й Краснопресненской дивизии он принял бой в октябре 1941 г. на Смоленщине, попал в плен и погиб... Вклад А. Дьякова в историю музыкального исполнительства невозможно переоценить. За почти 15 лет творческой деятельности (с момента окончания консерватории) им было дано значительное число концертов, организован сектор педагогической практики консерватории, инициирована легендарная музыкальная экспедиция в Арктику (в 1936), куда он отправился вместе со своими студентами на целых 5 месяцев с шефскими концертами. Казалось, он впитал лучшие достижения русской фортепианной школы первой половины XX века. Его исполнительскому стилю были присущи: безупречный вкус и предельная продуманность каждой интерпретаторской детали, удивительно бережное отношение к музыкальному тексту и неординарность его прочтения. И при этом, неизменно (где бы он ни играл), высокий художественный уровень, поразительное, самоотверженное отношение к профессии и любимому инструменту, свойственное лишь подлинным мастерам, и – бескомпромиссная требовательность к себе. Его артистическая натура и творческий облик были окрашены необычайно ярким личностным началом и принципиальностью во всём, с чем приходилось сталкиваться музыканту в искусстве и жизни. А. Дьякова отличала особая манера игры. Даже в записи передается его благородное, совершенное владение звуком. Игра Дьякова, темпераментная и лиричная, глубокая и певучая, трогательно сокровенная по музыкальному высказыванию покоряет с самой первой ноты. Слышавшие пианиста, нередко называли его «поэтом фортепиано». Но следовало бы ещё и добавить – отменным ансамблистом. Ведь музыкант получил признание прежде всего как участник различных камерных ансамблей, в которых он очень любил выступать. Наиболее тесно он сотрудничал с М. Полякиным, Д. Ойстрахом, Э. Фейерманом, Э. Майнарди. А. Дьяков дважды завоёвывал дипломы на Международных конкурсах – пианистов имени Ф. Шопена в Варшаве (1932) и позже в Брюсселе на Международном конкурсе скрипачей имени Э. Изаи, где он как аккомпаниатор получил бронзовую медаль. В диск вошли исключительно ансамбли, записанные Дьяковым в конце 1930-х гг. совместно со своими выдающимися коллегами – скрипачами Д. Ойстрахом, Е. Гилельс, М. Фихтенгольцем, кларнетистом А. Володиным, трубачом С. Ерёминым и другими. Из немногих дошедших до нас пластинок с исполнением А. Дьякова (большинство из которых представлены сыном пианиста) были выбраны наиболее хорошо сохранившиеся. Сочинения подобраны и скомпонованы по хронологическому принципу: от музыки XVIII века – к XX. Также на диске представлены произведения современника Дьякова, А. Ф. Гедике. Различные по стилистике, они образуют две условные группы. В первую вошли дуэты, сперва скрипичные (транскрипции клавесинных пьес французских старинных мастеров, фортепианных миниатюр Шопена, Чайковского, Скрябина), затем – дуэты с участием духовых. Во второй половине диска представлен квинтет «Форель» Шуберта. Приуроченный к 60-летию Великой Победы, выпуск монографического компакт-диска А. Дьякова – дань памяти выдающегося музыканта.
Марина Воинова, Святослав Голубенко
В. Мержанов:
«Абрам Борисович отличался от многих более поздних руководителей консерватории своим отношением к студенчеству. Он всегда интересовался у студентов, чем им можно помочь, знал каждого студента. Роль Дьякова в жизни консерватории невозможно переоценить».
Я. Мильштейн:
«Каждый, кто когда-либо встречался с Абрамом Борисовичем Дьяковым, вряд ли сможет забыть этого замечательного человека и музыканта. Близкое общение с ним всегда было радостным. Слова, пожалуй, не в состоянии воссоздать живого портрета Дьякова. Он был небольшого роста, стройный, с красивой густой шевелюрой черных волос. На лице сияли умные, искрящиеся, выразительные глаза – то открытые, добрые, как бы излучающие сердечное тепло, то сосредоточенно-серьезные, то задумчивые, строгие. Вспоминаются его жесты – быстрые, четкие, решительные; душевная, приветливая улыбка и какой-то необычный, несколько приглушенный тембр голоса...»
Я. Флиер:
«В 1935 году в Москву приехал на довольно длительный срок всемирно известный дирижер Эуген Сенкар. Первыми советскими солистами, игравшими с ним, были А. Дьяков и автор этих строк. Мне пришлось играть Третий концерт Рахманинова, а Дьякову концерт Моцарта Es-dur. На репетиции Сенкар доказывал Дьякову, что не все нюансы соответствуют палитре Моцарта. Я помню, с какой живостью Дьяков защищал свою концепцию и трактовку Моцарта. И за это принципиальность А. Б. Дьякова была вознаграждена. Когда я зашел в артистическую поздравить его с выдающимся успехом, мне пришлось быть свидетелем, как Сенкар «извинялся», поблагодарив Дьякова и сказав ему, что тот полностью убедил в правоте своей интерпретации...»
Л. Живов:
«Когда думаешь об Абраме Борисовиче Дьякове, невольно спрашиваешь себя: в чем был секрет обаяния этого лучезарного человека? Почему одно его имя заставляет каждого из нас строже подойти к себе, к людям, отношению к искусству, к своему выполнению общественного долга? Ответ, как мне кажется, кроется в необычайной гармонии личности Абрама Борисовича, в отсутствии конфликта между тем, что должен делать человек, и тем, что он делает... Это был человек большого и горячего сердца. Он остро чувствовал пульс жизни страны. Его сердце всегда билось в унисон с ним. Вспоминая, ясно вижу Абрама Борисовича в обмотках, в грубых солдатских сапогах с винтовкой за плечом, бодрого, целеустремленного, собранного Он сделал выбор, и изменить ему не захотел».
Сделать достоянием широкого круга слушателей творческое наследие настоящего мастера и услышать записи в новом цифровом формате стало возможно благодаря работе научно-технического комплекса по архивации и реставрации фонограмм Московской государственной консерватории, оснащенного при поддержке Фонда Форда.
Исполнители: Абрам Дьяков, фортепиано
Михаил Фихтенгольц, скрипка (1, 5); Елизавета Гилельс, скрипка (2); Давид Ойстрах, скрипка (3, 4, 6-8); Александр Володин, кларнет (9,11); Сергей Еремин, труба (10); Авет Габриэлян, скрипка (12-16); Михаил Тэриан, альт (12-16); Сергей Асламазян, виолончель (12-16); Иосиф Гертович, контрабас (12-16)
Композиторы: Деплан, Крейслер, Дакен, Шопен, Чайковский, Скрябин, Мошковский, Гедике, Римский-Корсаков, Шуберт
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
Жан Антуан Деплан (1678-1704) | ||
1. | Intrada (Adagio), транскрипция для скрипки и фортепиано Т. Наше | 3.15 |
Фриц Крейслер (1875-1962) | ||
2. | Жеманница, для скрипки и фортепиано в стиле Луи Куперена | 2.48 |
Луи Клод Дакен (1694-1772) | ||
3. | Кукушка, транскрипция для скрипки и фортепиано | 2.22 |
Фридерик Шопен (1819-1849) | ||
4. | Мазурка фа минор, ор. 68 № 4, транскрипция для скрипки и фортепиано Ф. Крейслера | 2.19 |
5. | Мазурка ре мажор, ор. 33 № 2, транскрипция для скрипки и фортепиано Ф. Крейслера | 2.02 |
Петр Ильич Чайковский (1840-1893) | ||
6. | Песня без слов, ор. 2 № 3, транскрипция для скрипки и фортепиано Ф. Крейслера | 3.15 |
Александр Николаевич Скрябин (1872-1915) | ||
7. | Ноктюрн фа-диез минор, ор. 5 № 1, транскрипция для скрипки и фортепиано А. Могилевского | 3.04 |
Мориц Мошковский (1854-1925) | ||
8. | Гитара, ор. 45 № 2, транскрипция для скрипки и фортепиано П. Сарасате | 3.02 |
Александр Федорович Гедике (1871-1957) | ||
9. | Этюд для кларнета и фортепиано | 1.56 |
10. | Концертный этюд для трубы и фортепиано | 3.05 |
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) | ||
11. | Полет шмеля, транскрипция для кларнета и фортепиано | 1.20 |
Франц Шуберт (1797-1828) | ||
Квинтет для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабаса ля мажор “Forellenquintett”, ор. 114, D.667 | ||
12. | Allegro vivace | 8.11 |
13. | Andante | 7.10 |
14. | Scherzo-Presto-Trio | 3.57 |
15. | Thema (Andantino) Var. 1-6 | 7.18 |
16. | Finale. Allegro guisto | 5.59 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
серия: | Искусство ансамблевого исполнительства |
live / studio: | studio |
формат: | ADD |
монтаж и/или мастеринг: | Реставрация и мастеринг – Игорь Соловьев. Редактор Евгений Платонов. |
копирайт и права (C) (P): | Московская консерватория |
общее время звучания: | 61.10 |
год издания: | 2005 |
дата записи: | 1930-е гг. |
цена: | 78 руб. 67 коп. |