Органная музыка московских композиторов-педагогов Московской консерватории


  • Год выпуска: 2009

Органная музыка московских композиторов-педагогов Московской консерватории
Н. Ф. Колесса (1904-2006), Р. С. Леденев (р.1930), А. И. Пирумов (1930-1995), Ю. В. Воронцов (р.1953), Дэвид Гомппер (р.1954), И. А. Дубкова (р.1956), Д. В. Дианов (р.1963)
Константин Волостнов (орган)

 

Московская консерватория вот уже на протяжении полутора столетий яв­ляется одним из крупнейших центров отечественной композиторской шко­лы. Величайшие композиторы были её выпускниками и преподавали в ней. Творчество русских авторов охватыва­ло практически все жанры и задейство­вало обширный инстументарий, а с от­крытием в 1885 году органного класса многие московские музыканты полу­чили возможность на практике ознако­миться с органом — уже тогда извест­ным и многими любимым инструмен­том, а также с созданным для него ре­пертуаром. У истоков органной композиторской школы Московской консер­ватории стояли СИ. Танеев, Г.Л. Катуар, А.Ф. Гедике и P.M. Глиэр. Пар­тию органа включают в свои сочине­ния СВ. Рахманинов и А.Н. Скрябин. Позднее этот инструмент начинает привлекать к себе внимание всё более и более широкого круга авторов.

Непрерывно развивалось в Москов­ской консерватории и органное испол­нительство: следом за первыми выпуск­никами Л.И. Бетинга, в число которых входили такие замечательные испол­нители как А.Ф. Морозов, Т.Х. Бубек и А.А. Волков, определенную извест­ность приобрели имена Б.Л. Сабанее­ва, И. Зейслера, Ф. Цабеля, И. Штром-бах, В.П. Степанова. Важную роль в области развития органного исполни­тельства и композиции сыграло появ­ление в 1901 году на сцене Большого зала нового здания Московской консер­ватории органа великого французского мастера А. Кавайе-Колля. Это оказало значительное влияние на стиль орган­ных сочинений московских композито­ров первой трети XX века (Т. Бубека, А.Ф. Гедике), характеризующийся мас­штабностью и симфонизмом звучания.

С 1923 по 1957 годы органным классом руководит А.Ф. Гедике, сре­ди учеников которого — М.Л. Старокадомский, И.Д. Вейсс, СЛ. Дижур и Л.И. Ройзман, возглавивший класс по­сле смерти Гедике. С того времени и по сей день органное искусство в Москов­ской консерватории продолжает разви­ваться, что связано с расширением ор­ганного класса, с приобретением но­вых инструментов (сейчас в консер­ватории находятся 6 органов) и, нако­нец, с появлением множества превос­ходных сочинений для органа совре­менных авторов. Традиции органного искусства поддерживаются не только такими крупными исполнителями, как A.M. Шмитов, А.А. Паршин, Н.Н. Гуреева, но и композиторами — кон­серваторскими профессорами и пре­подавателями, пишущими для орга­на: М.В. Мильманом, Р.С Леденёвым, А.Г. Шнитке, Н.Н. Сидельниковым, Ю.М. Буцко, В.Г. Киктой, московски­ми композиторами — выпускниками консерватории А.Я. Эшпаем, Р.С. Бу­ниным, а также авторами более моло­дого поколения.

Сегодня органное искусство по праву является неотъемлемой частью творческого облика Московской кон­серватории и культурной жизни Мо­сквы в целом. Будучи очагом органно­го исполнительства и композиции, Мо­сковская консерватория и по сей день удерживает ведущие позиции в этой области, воспитывая в своих стенах музыкантов, проявляющих подлинный интерес к органу.

В программу нашего диска вошли сочинения, прозвучавшие на концер­те, прошедшем по инициативе кафе­дры композиции Московской консерва­тории и Союза композиторов Москвы в рамках 25-го Международного фестиваля современной музыки «Москов­ская осень-2003». При составлении программы мы ставили задачу испол­нить сочинения не только московских композиторов — профессоров и препо­давателей Московской консерватории, — но и, опираясь на существующие в консерватории давние традиции меж­дународного сотрудничества, предста­вить широкую панораму органной му­зыки XX-XXI столетий. В концерте были исполнены как сочинения, уже прочно закрепившиеся в органном ре­пертуаре — такова музыка профессора Московской консерватории Алексан­дра Ивановича Пирумова (1930-1995), украинского композитора Николая Фи­ларетовича Колессы (1904-2006), — так и созданные в последнее десятиле­тие пьесы профессора Романа Семёно­вича Леденёва (р. 1930) и американско­го автора Дэвида Гомппера (р. 1954), а также премьерные исполнения сочине­ний профессоров и доцентов консерва­тории Ирины Анатольевны Дубковой (р. 1956), Юрия Васильевича Воронцо­ва (р.1953) и Дмитрия Валентиновича Дианова (р. 1963).

Николай Филаретович Колесса — классик украинской музыки, который в декабре 2003 года отметил своё столе­тие. Прозвучавшая на фестивале «Мо­сковская осень» Прелюдия и фуга — его единственное произведение для органа.

Валерий Кикта

Фантазия была задумана как поли­фоническая пьеса для органа с чертами пассакалии. Автор темы, на которую она была написана, композитор Поль Двойрин имел замысел включить её в фортепьянную триаду. Части триады, объединённые общностью исходно­го материала, должны были принад­лежать разным композиторам. После того, как триада была создана (в число её авторов также вошли композиторы С.М.Слонимский и сам П.М.Двойрин), я вернулся к органной версии. По моему мнению, обе версии — органная и фор­тепьянная могут сосуществовать.

Роман Леденев

Александр Иванович Пирумов — остался в памяти знавших его как че­ловек, притягивающий к себе ощуще­нием исходящих от него доброты, мяг­кости, неторопливого спокойствия. Он был композитором-философом, созер­цающим красоту окружающего нас мира, отражающим её в своих мыслях и музыке. Органные прелюдии вопло­щают в себе многие качества Пирумо­ва - композитора: серьёзный тон, ску­пой, часто поступенный тематизм, из­ящество письма, тонкое вплетение на­ционального элемента, столь любимую им полифоничность фактуры. Это та­лантливо, интересно, мастерски вы­полнено.

Роман Леденев

«Три пьесы для органа» Юрия Воронцова (2003) — «первое обращение автора к жанру органной музыки в год своего 50-летия» (Ю.Воронцов). Эти пьесы контрастны, при этом все они написаны с применением техники со­норной композиции. Каждая из пьес - это пребывание в одном состоянии. Это опускающиеся сумерки в «Вечер­нем пейзаже», таинственные и немно­го лукавые мерцания в Этюде и очень интересный сплав старинного цер­ковного напева с игрой подвыпивше­го деревенского гармониста в Гимне. По-видимому, эти три пьесы - три за­рисовки одного вечера.

Константин Волостнов

Три прелюдии (1996) были заказаны профессором Университета Айвова (США) органистом Дильбертом Диссельхорстом в честь Лолы Вольф и посвящены открытию её нового органа 5 августа 1996. Используя инициалы Лолы Вольф (L, W=V+V), я объединил большую часть материала вокруг циф­ры 5. В основе ритмической и изоритмической организации - также цифра 5. Первая часть - в духе хоральной пре­людии, вторая - быстрая токката на 5/8 и третья - хорал.

Дэвид Гомппер

«Витражи» (2003) – цикл из семи ор­ганных пьес, контрастных как по со­стоянию, так и по выбору технических средств. Несмотря на самостоятель­ное значение каждой из пьес, все вме­сте они образуют законченный витраж.

Ирина Дубкова

Perpetuum Mobile (2003). Сочинение было написано по просьбе Константи­на Волостнова. Perpetuum Mobile – это энергия молодости, радость жизни, вечный пульс времени, сменяющий одно ускользающее мгновение на дру­гое, один век на другой; это и наше вре­мя с это его всё более ускоряющимся темпом жизни, потоком информации, где есть и главное и преходящее, зако­номерное и непредсказуемое... Нача­ло и конец и вновь новый виток спи­рали; и в этом есть неумолимость и на­дежда, что дела и события, движимые этим потоком, этой «рекой времени» (как сказал великий Гавриил Романо­вич Державин) «чрез звуки лиры и тру­бы» обретут свою константность.

Дмитрий Дианов

***

Органист, пианист и клавесинист Константин Волостнов родился в Мо­скве в 1979 г. Начал заниматься ор­ганом в классе М.М. Поташниковой (ДМШ №1 имени С.С.Прокофьева). С 1994 по 1999 гг. учился в Академиче­ском музыкальном училище при Мо­сковской Государственной консерва­тории имени П.И.Чайковского (клас­сы фортепиано и органа A.M. Шмитова). В 2004г. окончил Московскую кон­серваторию, где его педагогами были доцент Ю.В. Мартынов (фортепиа­но, клавесин), профессор А.А.Паршин (орган), профессор А.Б.Любимов (ка­мерный ансамбль). Обучался в мастер-классах Мартина Хазельбёка, Кристо­фера Стембриджа, Винфрида Бёни-га и Иоганна Труммера. В 2007 году Константин Волостнов получил ди­плом Высшей школы музыки Штутгар­та (Германия) где занимался под руко­водством профессора, доктора Людгера Ломанна, и в этом же году под ру­ководством профессора Наталии Гуреевой окончил аспирантуру Московской консерватории.




Исполнители:  

Константин Волостнов (орган)



Композиторы:  

Н. Ф. Колесса (1904-2006), Р. С. Леденев (р.1930), А. И. Пирумов (1930-1995), Ю. В. Воронцов (р.1953), Дэвид Гомппер (р.1954), И. А. Дубкова (р.1956), Д. В. Дианов (р.1963)


 


ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:

Н. Ф. Колесса (1904-2006)
1-2 Прелюдия и фуга (редакция С. Дайча) 10.14
Р. С. Леденев (р.1930)
3 Фантазия на тему Поля Двойрина (2003) 7.00
А. И. Пирумов (1930-1995)
Четыре прелюдии:
4 Grave 2.50
5 Andante 4.14
6 Con moto 2.24
7 Allegro moderato 1.42
Ю. В. Воронцов (р.1953)
Три пьесы для органа:
8 Вечерний пейзаж 3.29
9 Этюд 4.02
10 Гимн 6.19
Дэвид Гомппер (р.1954)
Три прелюдии:
11 "Nuage" (Lent) 4.57
12 Toccata 2.09
13 Chorale 5.12
И. А. Дубкова (р.1956)
«Витражи» (цикл пьес для органа)(2003)
14 No.1 Andante 2.51
15 No.2 Moderato 4.27
16 No.3 Vivace 1.35
17 No.4 Delicamente 1.17
18 No.5 1.48
19 No.7 Grave 4.03
Д. В. Дианов (р.1963)
20 Perpetuum mobile («Вечное движение»)(2003) 8.45

 


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

  live / studio: live
формат: DDD
звукорежиссер:

Владимир Копцов

монтаж и/или мастеринг:

Руслана Орешникова

исполнительный продюсер:

Евгений Платонов

копирайт и права (C) (P):

2009 Московская государственная консерватория

общее время звучания: 79.09
год издания: 2009
место записи: Малый зал Московской консерватории
дата записи:

14 января 2004 г.

цена: 65 руб.