Симфонический оркестр Большого зала Московской государственной консерватории. Дирижер


  • Год выпуска: 2000

Симфонический оркестр Большого зала Московской государственной консерватории. Дирижер Леонид Николаев. Равель. Вальс. Болеро Стравинский. Весна священная

Произведения, представленные на этом диске, давно уже признаны шедеврами музыки XX столетия. Написанные в разные годы первой половины века, они так же по-разному, но очень характерно отражают умонастроения, эстетику, события и язык своей эпохи.
Морис Равель (1875–1937) является одной из самых обаятельных фигур в музыке XX века. Два его симфонических произведения «Вальс» и «Болеро», так же как и «Весна священная», первоначально были написаны как музыка к балету и точно так же оторвались от сценического воплощения, став самостоятельными, необычайно любимыми публикой «завсегдатаями» симфонической эстрады. И «Вальс» (соч. в 1920 г.) и «Болеро» (соч. в 1928 г.) созданы в межвоенную эпоху, когда Европа пережила Первую Мировую и уже чувствовала приближение Второй Мировой войны. В двухчастной структуре «Вальса» отражено, по словам автора, «фантастическое и фатальное кружение». Первые семь эпизодов, основанные на тематике, стилистически близкой штраусовским вальсам, составляют первую половину сочинения. Во второй же происходит ломка, разрушение и тревожное чередование отдельных мотивов и тем, которые в первой части звучали празднично и весело. Бурно развивающийся в те годы кинематограф наложил свой отпечаток на мотивное развитие второй части «Вальса»: смена эпизодов, их сочетания, наплывы тем напоминают кадры кинопленки.
Музыка «Болеро» обладает необычайно мощной внутренней силой. Произведение, разворачиваясь во времени, напоминает гигантскую пружину. Развитие, начинаясь с деликатного по своему звучанию первого проведения танцевальной темы, в результате многократного вариативного повторения ее приходит к мощному tutti всего оркестра, к такой кульминации, когда кажется, что вырвалась на свободу первобытная сила, неукротимый первозданный темперамент. И это роднит «Болеро» с «Весной священной». Большой мастер оркестровых красок, Равель расцвечивает тему танца каждый раз по-новому, извлекая все новые и новые тембровые оттенки. Так средствами звуковой палитры композитор дополняет общую картину французского искусства первой половины XX века.
Музыка балета «Весна священная» (Картины языческой Руси) принадлежит перу великого русского композитора Игоря Федоровича Стравинского (1882–1971). Ученик и последователь Санкт-Петербургской школы Н. А. Римского-Корсакова, Стравинский очень ярко и своеобразно развил основные стилистические и тематические принципы автора «Снегурочки» и «Млады». Интерес к языческой, дохристианской Руси в «Весне» приобретает размах полноценного, законченного художественного отображения древней, варварской картины русской жизни. Вместе с тем, сочиненная в 1913 году, «Весна» как нельзя более точно характеризует эстетические увлечения русской интеллигенции начала века: отшатнувшиеся от православия, видные ее представители кинулись в лоно язычества и оккультизма. Всему этому «изощренному баловству» положила конец революция 1917 года, когда к власти в России пришли те самые жестокие варвары, которых воспел автор «Весны священной». Произведение Стравинского получило, таким образом, пророческий смысл.
Влияние музыкального языка «Весны» на эстетику XX века огромно. Пряные, диссонирующие гармонии этого произведения, политональные напластования, тембровые и метроритмические находки стали своеобразной стилевой точкой отсчета для многих композиторов, как в России, так и в странах Европы и Америки. «Весна» имеет четкую двухчастную структуру: в первой части семь картин, во второй – шесть. В названиях каждой картины отражено содержание, главным стержнем которого является принесение молодой девушки в жертву богу весны. Тематизм основан на древнейших мелодических, так называемых «календарных» попевках восточно-славянских племен. Первое исполнение «Весны» в Париже в 1913 году было полностью освистано, но вскоре публика по достоинству оценила эту музыку, а критика причислила ее к высшим достижениям искусства XX века.
Народный артист России, дирижер Леонид Николаев занимает одно из ведущих мест в отечественном исполнительстве. Уроженец старинного русского города Арзамаса, он закончил Московскую консерваторию, затем стажировался в Вене у Ганса Сваровского. В 1974 году вместе с симфоническим оркестром Музыкального училища при Московской консерватории Леонид Николаев завоевал Гран-при Фонда Герберта фон Караяна на международном конкурсе симфонических оркестров в Берлине. Работал с крупнейшими оркестрами России, а также был дирижером российско-американского молодежного оркестра. Записи Николаева включают произведения П. И. Чайковского, Л. ван Бетховена, Г. Берлиоза, Д. Д. Шостаковича, К. М. фон Вебера, Р. Штрауса и Дж. Россини. Умение выявить все богатство партитуры, выстроить линию музыкального развития, безупречное и виртуозное владение оркестром, как инструментом, со всеми его тембровыми, динамическими возможностями, ставит Леонида Николаева в один ряд с самыми выдающимися дирижерами мировой культуры.
Основой оркестра Большого зала являются профессора Московской консерватории – концертмейстеры струнных, духовых и ударных групп, всемирно известные солисты. А играют в оркестре их последователи и ученики – наиболее талантливые музыканты молодого поколения. Такая преемственность обеспечивает оркестру БЗК высокий класс профессионального мастерства, неизменный успех на отечественной и зарубежной сценах. К числу последних достижений оркестра относится участие в грандиозном, приуроченном к началу третьего тысячелетия шоу ЮНЕСКО «Music for Peace» (ноябрь 1999, Париж), где коллектив блестяще выступил под руководством выдающегося дирижера Зубина Меты.

Исполнители:  Симфонический оркестр Большого зала Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Дирижер Леонид Николаев.

Композиторы:  Морис Равель (1875–1937) Игорь Федорович Стравинский (1882–1971)
 


ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:

Морис Равель (1875–1937)
1. Вальс, хореографическая поэма (1920) 14.08
2. Болеро (1928) 16.56
Игорь Федорович Стравинский (1882–1971)
Весна священная, картины языческой Руси (1913)
Часть 1. Поцелуй Земли
3. Вступление 3.31
4. Весенние гадания (Пляска щеголих) 3.22
5. Игра умыкания 1.25
6. Вешние хороводы 3.29
7. Игра двух городов 1.55
8. Шествие Старейшего-Мудрейшего 0.44
9. Поцелуй Земли (Старейший-Мудрейший) 0.24
10. Выплясывание Земли 1.13
Часть 2. Великая Жертва
11. Вступление 3.57
12. Тайные игры девушек (Хождение по кругам) 3.24
13. Величание избранной 1.51
14. Взывание к праотцам 0.47
15. Действо Старцев – человечьих праотцев 3.46
16. Великая священная пляска (Избранница) 5.20
Симфонический оркестр Большого зала Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Дирижер Леонид Николаев.

 


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

  live / studio: live
формат: DDD
копирайт и права (C) (P): Московская консерватория
общее время звучания: 66.35
год издания: 2000
место записи: Запись произведена в Большом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского
дата записи: 1997 (3–16) и 1999 (1, 2) гг.
цена: 54 руб. 08 коп.