В 1996 году по инициативе страхового общества РЕСО-Гарантия был создан благотворительный «Фонд социальной защиты студентов и преподавателей Московской консерватории». Учредителями Благотворительного фонда стали РЕСО-Гарантия и Московская консерватория им. П. И. Чайковского.
Первой благотворительной акцией Фонда стало восстановление уникальных архивных записей консерватории.
Сегодня Вы держите в руках очередной диск из серии «Коллекция Московской консерватории». На нем представлены записи Александра Свешникова и его хора, осуществленные в 1959 и 1966 годах.
В русской культуре наряду с иконописью, классическим балетом и романом XIX века важное место занимает хоровое пение. Это, несомненно, одно из высших достижений национального духа, искусство, которое развивалось с XI века по наши дни, вне зависимости от исторических событий и катаклизмов. Русская хоровая культура многим обязана таким выдающимся личностям как Александр Васильевич Свешников (1890–1980). Не будет преувеличением сказать, что Свешников посвятил всю свою долгую жизнь отечественной хоровой музыке. Наследник великих классических традиций, он поднял хоровое искусство в СССР на высочайший уровень.
Свешников родился в подмосковном городе Коломне, в простой рабочей семье. Еще до 1917 г. юноша поступил в музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества и одновременно начал преподавать хоровое пение в общеобразовательных школах Москвы. После революции, в двадцатых годах, Свешников стал активно заниматься также общественной и административной работой. Он заведовал вокальной частью Первой студии МХАТа, организовал ансамбль Радиокомитета, а в тридцатых годах возглавил Государственный хор русской песни. Именно с этим коллективом (позднее переименованным в Государственный академический хор Союза ССР) связаны все основные творческие достижения Свешникова как хормейстера.
В конце Великой Отечественной войны (1944) Александр Свешников основал Московское хоровое училище, ставшее настоящей кузницей юных дарований. В 1948 году Свешников был назначен ректором Московской государственной консерватории и пробыл на этом посту рекордный срок – 26 лет!
Неутомимая, деятельная натура Свешникова-организатора сочеталась с огромным талантом хорового дирижера, с пониманием национального мелоса как в русской народной песне, так и в профессиональных композициях. Репертуар Государственного Академического хора был столь обширен, что вбирал в себя практически всю мировую музыкальную классику: от Палестрины и Перголези до Свиридова и Щедрина. Но особенно пристальное внимание художник уделял русской хоровой классике – сочинениям Березовского и Бортнянского, Глинки и Мусоргского, Рахманинова и Чайковского. Представленные на этом диске записи запечатлели «живые» интерпретации русской и западной музыки в пору расцвета знаменитого хорового коллектива под управлением его выдающегося руководителя Александра Васильевича Свешникова.
Великий немецкий композитор Георг Фридрих Гендель (1685–1759) основную часть своей жизни провел в Англии и по праву считается англичанами своим национальным композитором. Многие сочинения Генделя были созданы в этой стране, на английском языке, с опорой на тогдашние британские реалии. Одной из первых ораторий, написанных Генделем в Англии, стала «Ода на день рождения Королевы Анны», по начальным словам – «Вечный источник божественного света». Здесь композитор строго придерживается традиций жанра придворной оды который проник в Англию из Франции. Точная дата сочинения неизвестна. Ученые полагают, что оно было написано незадолго до 6 февраля 1714 года (день рождения королевы). Гендель оставил в рукописи имена предполагаемых исполнителей, среди которых есть и альт (в современных «аутентичных» интерпретациях эта партия поручается контратенору). Кроме четырех солистов (сопрано альт, тенор, бас) в партитуре оратории присутствуют два (!) хора и камерный симфонический оркестр. За единственным исключением (№ 1) все арии и дуэты солистов даны композитором на мощном хоровом фоне, сообщающем этому музыкальному сочинению пышный, гимнический характер.
Музыка русского композитора Дмитрия Степановича Бортнянского (1751–1825) в наше время переживает второе рождение. Духовные сочинения Бортнянского, высоко оцененные его современниками и композиторами XIX века, в советское время были практически вычеркнуты из регулярного репертуара. Свешников не допускал и мысли о том, чтобы прекрасная музыка Бортнянского умолкла. Пришлось пойти на небольшую хитрость – переписать заново литургический текст. Цензура была обманута и исполнение концерта состоялось. Концерт № 32, уникальную запись которого вы держите в руках, принадлежит к вершинам профессиональной хоровой музыки. Петр Ильич Чайковский, первый редактор тома хоровой музыки Бортнянского, не удержавшись, написал на полях: «Концерт этот я считаю лучшим из всех тридцати пяти». Здесь, в самом деле, идеально воплощены стилевые особенности творчества композитора: великолепный баланс хоровых регистров, полифоническая техника, не смазывающая, а, наоборот, оттеняющая священный текст, тонкая игра динамическими нюансами. Лучшего примера для иллюстрации музыки Бортнянского придумать, пожалуй, невозможно.
Подлинный текст Концерта № 32 для хора (стихи Псалма 38): Скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих, кои есть, да разумею, что лишаюся аз, Се пяди положил ecи дни моя, и состав мой яко ничтоже пред Тобою. Обаче всяческая суета. Убо образом ходит человек; обаче всуе мятется, сокровиществует и не весть кому соберет я. Отстави от мене раны Твоя; от крепости бо руки Твоея аз исчезох. Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи. Ослаби ми, да почию, прежде даже не отыиду и ктому не буду.
Исполнители: Государственный академический русский хор Союза СССР. Художественный руководитель Александр Свешников. Симфонический оркестр Московской государственной консерватории (2), дирижер М. Тэриан (2). Солисты (2): А. Грачева, Е. Егорова, Г. Козлова, Н. Алексеев.
Композиторы: Дмитрий Бортнянский, Георг Фридрих Гендель
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
Дмитрий Бортнянский | ||
Концерт № 32 для хора «Скажи ми, Господи, кончину мою» | ||
Георг Фридрих Гендель | ||
Ода на день рождения королевы Анны, HWN 74 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
серия: | Коллекция Московской консерватории |
live / studio: | live |
копирайт и права (C) (P): | Московская консерватория |
общее время звучания: | 45.15 |
год издания: | 1997 |
место записи: | Большой зал Московской консерватории |
дата записи: | 1959 (2), 1966 (1) |