Открытие Большого зала консерватории
7 апреля 1901 г., Большой зал консерватории | История
Торжественное открытие Большого зала консерватории состоялось 7 (20) апреля 1901 г.
Здание строилось по проекту архитектора В. П. Загорского. От старого дома, построенного на этом месте еще для княгини Е. Р. Дашковой в конце XVIII века, он оставил только знаменитый фасад с полуротондой.
Открытие сопровождалось обширной концертной программой, в которую входили увертюра к «Руслану и Людмиле» М. И. Глинки, «Франческа да Римини» П. И. Чайковского, «В Средней Азии» А. П. Бородина, увертюра А. Г. Рубинштейна, написанная им на открытие нового здания Петербургской консерватории в 1894 году, и Девятая симфония Л. ван Бетховена. Выбор произведений был символичен. Сафонов, дирижировавший концертом, говорил на торжественном заседании:
Пожелаем же нашему залу служить на славу родного искусства, пожелаем, чтобы великие люди, изображения которых украшают этот зал, служили примером многим поколениям, вдохновляя молодые силы на служение человечеству, и — кто знает? Может быть, нашей дорогой родине суждено дать миру нового Бетховена… Сегодня вечером стены нашего зала огласятся звуками отца нашей музыки — Глинки, трех великих русских симфонистов Чайковского, Бородина и Рубинштейна, а вслед за тем прозвучит здесь величайшее произведение инструментальной музыки — Девятая симфония Бетховена. Гимн радости, заключающий эту симфонию, да будет гимном нашей радости….
Открытие Большого зала Московской консерватории, в котором установили превосходный орган, выполненный знаменитой парижской фирмой «Кавайе-Колль» под наблюдением известного французского органиста Ш. Видора, явилось подлинным праздником музыкальной культуры.
Этот зал, в котором выступали прославленные артисты мира, стал одним из крупнейших очагов концертной жизни страны и всегда привлекал многочисленные и разнообразные круги слушателей, его отличные акустические качества отмечались многими авторитетными музыкантами. Создание огромного концертного зала в стенах консерватории было принципиально важным фактом. Благодаря такому совмещению возрастало значение консерватории как основного центра московской музыкальной жизни, повышался ее авторитет в глазах публики, усиливалась и расширялась связь учебной работы с практикой.
Московская консерватория: материалы и документы (в 2 томах). Том 1. Москва, «Прогресс-Традиция», 2006