Культурная катастрофа. В Москве обсудили реформу образования
12 апреля 2011 г. |
25.03.2011. Интернет-журнал «Новая политика»
О. Тропкина. Культурная катастрофа. В Москве обсудили реформу образования
«Нас ждет культурная катастрофа», «наше образование катится в преисподнюю», «реформа породит невиданный рост коррупции», — именно такие выражения сегодня чаще всего звучат в адрес предлагаемой Министерством образования реформы. Против «революционных» изменений, которые представляют собой кальку с западных систем обучения, начиная с ЕГЭ, и заканчивая 83-м законом о коммерциализации бюджетной сферы, сегодня выступает, похоже, 99 % населения России. И родители, и учителя, и экспертное сообщество, и оппозиционные политические партии путем соцопросов, коллективных писем, выступлений в Госдуме буквально умоляют правительство повернуть реформы вспять.
Однако Минобразования на критику своих новаций не реагирует: реформы медленно, но верно вступают в законную силу. Так, уже работает Единый государственный экзамен, 83-й федеральный закон, образовательные стандарты для начальной школы, Россия присоединяется к Болонскому процессу. В феврале завершилось общественное обсуждение законопроекта «Об образовании в РФ», к которому с 1 декабря по 1 февраля было получено 10 тыс. 908 замечаний.
Формально министр образования обещает выслушать всю критику, и ознакомиться с доводами противников реформ. И даже обещает переработать законы, если «этого потребует общественное обсуждение». При этом министр твердо стоит на своем: образование должно меняться. Образование превращается в услугу, за которую надо платить.
То, как на деле меняется система образования, 25 марта под председательством спикера Совета Федерации, лидера партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова обсуждали представители педагогического сообщества, руководители авторитетных художественных, музыкальных и хореографических училищ. Главной темой обсуждения стали перспективы дополнительного образования и состояние детского творчества в свете проекта закона «Об образовании». Напомним, что разработанные положения этого документа буквально повергли общественность в шок. По проекту стандартов образования, творческие предметы за серьезные дисциплины фактически не считаются. Свой выбор в рамках средней школы в части творческих дисциплин ученик сможет делать только с 9 класса, когда начинать заниматься подобного рода предметами профессионально зачастую уже поздно в силу их специфики. А, согласно 83 федеральному закону, они, скорее всего, отойдут в разряд платных.
Впрочем, все эти нововведения скорее закрепят стихийный рынок услуг дополнительного образования, который уже де-факто существует. Как признался перед началом заседания корреспонденту «НП» представитель одного из муниципалитетов Московской области, курирующий вопросы образования в районе, за дополнительное образование родители вынуждены выкладывать деньги уже давно. Но, если еще полгода назад эта сумма составляла около 300 рублей, то сегодня это уже не меньше тысячи рублей в месяц за один дополнительный предмет изучения. «Я категорически против предлагаемого перехода на платность дополнительного образования. Школы сейчас содержатся за счет муниципалитетов. Муниципалитеты финансируют это только потому, что есть госзаказ. Со вступлением в силу 83-го закона госзаказ постепенно сойдет на нет. Цены тут же взлетят», – объясняет муниципальный чиновник.
Выбор места проведения семинара — Академия хорового искусства им. В. С. Попова — был не случаен. Дело в том, что предлагаемые реформы затронут данное учебное заведение напрямую — это и ВУЗ, и начальная школа, и место, где дети могут получать дополнительное образование, а выпускники — послевузовское.
Перед началом мероприятия его участники прослушали выступление хора, в котором солировал мальчик лет десяти. По мысли Андрея Фурсенко, дети такого возраста еще не могут определиться с тем, стоит ли им заниматься, к примеру, пением или нет. Впрочем, само качество исполнения учеником песни, посвященной Родине, продемонстрировало всю абсурдность реформаторских предложений в этой части.
«Сегодня будущее нашей Родины, как в этой песне, зависит от тех, кто все-таки примет политические решение по поводу реформ образования. Мир уже признал, что советская система образования — лучшая. Тем не менее, нам с упорством достойным лучшего применения навязывают, кстати, добровольные, а не императивные нормы Болонского процесса», — с этих слов начал свое выступление Сергей Миронов.
Он констатировал, что все многочисленные слушания с участием представителей министерства результата не дали. И теперь, по словам лидера «СР», решение может принять только президент. «Россия сегодня – лидер в музыкальном образовании. И то, что это может оказаться в прошлом, мы обязаны донести до руководства страны. Систему подготовки творческих кадров хотят развалить, именно поэтому я поддержал письмо деятелей культуры на имя президента. Сегодня я могу констатировать, что нынешнее руководство Минобразования ничего не понимает в образовании», – сказал Миронов.
По мнению лидера «СР», ключевую цель правительства России можно уложить в выражение «образовательная услуга», которое вошло в обиход чиновников. Услуга – значит, за деньги. Вместе с тем он призвал критиков реформы образования не отчаиваться, и напомнил, что есть еще и общественное мнение, которое, к примеру, с помощью Интернета, добивается немалых успехов, доводит свою позицию до президента России. Миронов также напомнил о своей инициативе, которая состоит в том, чтобы по уровню зарплат приравнять ряд категорий бюджетников к госслужащим. Многочисленные слушания с участием представителей Минобразования результата не дали.
Лидер «СР» также объяснил, что именно вызывает у него наибольшие опасения в свете реформы образования, вступления в силу 83-го закона. Сегодня, к примеру, музыкальные школы отнесены к ведению муниципалитетов, приравнены к обычным кружкам. То есть принять решение о закрытии, перепрофилировании и так далее может любой чиновник муниципального уровня «росчерком пера». «Это и происходит. Но закрывая такие школы, мы вносим вклад в деградацию подрастающего поколения», – констатировал Миронов. Еще одна проблема, которую, он обозначил – это тот самый выбор школьника в пользу творческих профессий только после 9 класса. Дело в том, что сегодня помимо обычных средних школ существуют еще и средние профессиональные, где ученик помимо основного образования получает творческую профессию. Теперь такие школы могут лишиться своего статуса, и смогут принимать только девятиклассников. Единственный выход – это особое закрепление в законе образования в сфере искусства со сроками обучения и программами.
Кроме того, Миронов также заявил о необходимости перевода ЕГЭ на добровольную основу и пересмотра 83-го закона.
Лидера «СР» в своей речи поддержал Николай Азаров, ректор Академии хорового искусства, которую нововведения коснутся в первую очередь и в полном объеме. «Если закон будет принят в нынешнем виде – все достижения уйдут в прошлое. Борьба с Минобразования ведется нашим профессиональным сообществом, но всю тяжелейшую работу в этом направлении тащит на себе Минкультуры», – констатировал он.
По его словам, когда педагоги, руководители творческих учебных заведений услышали о новом законе, они были «в полуобморочном состоянии». И прежде всего потому, что, как оказалось, учебные заведения, подобные Академии, отныне «вне правового поля», поскольку «нарушают конституционные права детей». «Мы не можем проводить набор — нет стандартов. Одновременно с этим нас обвиняют в том, что мы калечим детей, надламываем их психологически – они же становятся звездами. Договорились до того, что вся система советского образования и вообще все советское – это неправильно, а, значит, долой ее», — с горечью заявил ректор.
Он призвал не ориентироваться исключительно на инновации, а больше думать о сохранении традиций. В завершении своего выступления он привел пример того, чем грозит реализация всех новаций Фурсенко. Те сироты из регионов, у которых есть талант, но нет денег, так и не смогут его развивать.
«Культура не может быть бизнесом», – такое мнение, звучавшее, кстати, в большинстве выступлений, выразил композитор Томас Корганов. Но «деятели-экономисты», как выразился Корганов, этого категорически не понимают.
«То ,что сейчас под нашу культуру подводится "подкоп" – это должно быть всем ясно. Если нам не удастся остановить губительный процесс, ничего хорошего не будет. Все пропадет в преисподней», – констатировал он. И напомнил присутствующим, что начинать серьезно готовится к ряду творческих профессий можно только с шести-семи лет. «Потом может быть уже поздно», – пояснил он.
Ректор Московской государственной консерватории Александр Соколов подробно рассказал о ходе законотворческой деятельности в рамках реформы образования. И сделал печальный вывод о том, что, к сожалению, дискуссия с ведомством Андрея Фурсенко зашла в тупик. Уже названы все возможные доводы против ее проведения, «но нас не слышат, хотя я могу с уверенностью сказать: эти законы подрывают авторитет высшей власти в стране», – сказал Соколов.
А заместитель председателя Союза композиторов России Всеволод Задерацкий заявил, что реформы Минобразования создадут «огромную историческую паузу в культуре нашего общества». По итогам заседания возник только один вопрос: если столь много доводов против реформы, то почему Минобразования так упорствует? Об этом корреспондент «НП» поинтересовался у Сергея Миронова. «Я не ошибусь, если скажу, что главная цель этих реформ – превращение образования в услугу. Если образование превращается в услугу, то нас приучают к мысли о том, что за нее надо платить. Зачем? Чтобы государство "смело" с себя социальные обязательства такого рода», — разъяснил лидер «СР».
Источник: www.novopol.ru