Великая история Большого зала

23 мая 2011 г. |

Официальный сайт радиостанции «Голос России»
Бугрова О. Великая история Большого зала


Любимому залу московских меломанов и одной из самых известных концертных площадок мира — Большому залу Московской консерватории 20 апреля исполняется 110 лет. Но зал сейчас закрыт: полным ходом идет историческая реставрация, которая должна завершиться к 14 июня — дню старта XIV Международного конкурса имени Чайковского. Такова незыблемая традиция знаменитого конкурса: церемонии открытия и закрытия, три тура состязания пианистов и заключительный концерт лауреатов проводятся только в Большом зале Московской консерватории.

Между тем за все 110 лет в нем ни разу не было капитального ремонта, так что в последнее время все чаще звучали опасения: «нового сезона зал не переживет — рухнет». И ведь было чего опасаться, потому что по количеству концертов, в том числе самых знаменитых музыкантов мира, а следовательно, по наплыву публики Большой зал Московской консерватории — настоящий рекордсмен!

Достаточно вспомнить, что творилось в нем на концерте великого пианиста Владимира Горовица, который состоялся 20 апреля 1986 года, после десятилетий отсутствия музыканта в России. Люди не просто занимали свои места в креслах — они стояли плотным строем в проходах между рядами, сидели на ступеньках амфитеатра, гроздьями свешивались с балконов. А особо дерзкая молодежь устроилась… в центральной люстре зала, куда, рискуя жизнью ради музыкальных впечатлений, пробралась через чердак!..

В Большом зале Московской консерватории выступали и такие корифеи, как композиторы Клод Дебюсси и Габриэль Форе, дирижеры Леонард Бернстайн и Герберт фон Караян, скрипач Фриц Крейслер и виолончелист Пабло Казальс, не говоря уже о русских музыкантах. Сцена Большого зала помнит Стравинского и Шаляпина, Рахманинова и Скрябина, Прокофьева и Шостаковича, Рихтера, Ойстраха, Ростроповича.

Сегодня зал переполнен на концертах Дениса Мацуева, Анны Нетребко, Валерия Гергиева… — все крупнейшие исполнители предпочитали и предпочитают этот зал. Почему? Ответ известен: по причине исключительной акустики. Именно поэтому его сегодняшняя научная реставрация заключается, прежде всего, в сохранении ценнейших акустических параметров, подчеркивает ректор Московской консерватории Александр Соколов:

«Приступая к очень сложным работам по акустике, мы фактически достигли даже некоторого мирового первенства, — говорит профессор Соколов. — Потому что мы не только сняли акустическую модель Большого зала в двух форматах – в цифровом, компьютерном, и в физическом формате, то есть создали модель в масштабе один к двадцати из тех же материалов, из которых выполнен и Большой зал. Но мы намерены зарегистрировать вот эту акустику как памятник, чего в мире действительно пока нет. Все те замеры, которые мы уже сделали и которые намерены подтвердить по окончании работ, будут представлены к регистрации как особая ценность».

Кстати, реставраторам Большого зала чрезвычайно повезло — ничуть не поврежденной за 110 лет оказалась главная акустическая деталь: деревянные балки в двойном потолке с воздушной прослойкой. Это так называемая дека зала, которая позволяет ему звучать так, «словно ты играешь внутри скрипки Страдивари», по выражению одного известного музыканта. Однако не стоит ждать, что зал зазвучит «по-страдивариевски» в первый же день своего открытия после реставрации. «Он должен устояться, и время "настаивания" акустики, я думаю, закончится к февралю», — предупреждает руководитель группы по мониторингу акустики Большого зала Анатолий Лившиц:

«Вот вы купили новые ботинки или новые туфли, — приводит пример специалист, — и первые два дня они немножко жмут, а потом чувствуете — все разошлось, все стало нормально. Нечто подобное может ощущаться в зале в первые месяцы, но кардинально плохо ничего не должно быть. Потому что форма зала — та же, размеры зала — прежние, материалы - практически все идентичные историческим».

Если бы все эти «исторические материалы» — колонны, стены, портреты композиторов под сводами потолка, антикварная люстра Большого зала вдруг заговорили, мы бы услышали историю такой бурной жизни, что впору писать роман! Оставаясь храмом музыки, зал был и лазаретом в годы Первой мировой войны, и дневным кинотеатром в 1920-1930-е годы.

В горячее время русской революции в нем проводились бурные митинги, а в огромном французском органе даже хранили оружие. Во Вторую мировую войну зал устоял под огнем зажигательных бомб, которые сбрасывали фашистские бомбардировщики. С особой благодарностью надо вспомнить дежуривших тогда на крыше преподавателей и студентов Московской консерватории... Теперь же, как уверяют те, кто дает сегодня Большому залу новое дыхание, — он будет абсолютно таким, как в исторический день своего открытия, когда прозвучала величественная Девятая симфония Людвига ван Бетховена.


Источник: www.rus.ruvr.ru