Конкурс имени Чайковского — готовность № 1

11 июня 2011 г. |

11.06.2011. Сайт радиостанции «Голос России»
Н. Викторова. Конкурс имени Чайковского — готовность № 1


Подарок меломанам. За неделю до начала ХIV Международного конкурса имени Чайковского, который пройдет в Москве и Петербурге с 14 июня по 2 июля, в столице после капитальной реставрации открылся Большой зал консерватории.

Никогда еще подготовка к конкурсу Чайковского не проходила на фоне такой напряженной интриги: успеют или не успеют реставраторы привести в порядок зал, с которым связаны самые волнующие события в истории этого международного соревнования, не говоря уже о том, что с этим залом вообще связано многое в истории российской культуры.

И вот зал открыт и даже освящен высокопоставленным представителем Русской православной церкви - митрополитом Волоколамским Иларионом.

Встречая первых гостей и артистов в Большом зале консерватории, министр культуры РФ Александр Авдеев сказал:

«Я думаю, что это событие для всей российской культуры и вообще для всей российской жизни историческое. 150 лет стоял зал. Он ассоциировался у всех с русской музыкой, с русской культурой. Но зал стал рушиться. И вот – новая жизнь этого зала. Отреставрированный, он имеет лучшие показатели акустики, чем раньше, хотя, я думаю, главную оценку должны дать музыканты».

Впрочем, уже сейчас можно с уверенностью, на основании объективных данных, говорить о том, что уникальную акустику удалось сохранить, считает ректор Московской консерватории, профессор Александр Соколов:

«Конечно, акустика для нас была самой главной задачей. Потому что этот зал – не только памятник архитектуры, но и совершенно уникальный акустический памятник. Поэтому до того, как мы стали что-то делать, мы дотошнейшим образом исследовали акустику, создали компьютерную модель зала и его физическую модель – уменьшенную копию. И когда работы были закончены, мы могли уже не на основе субъективных впечатлений, а на основе объективной информации сопоставить то, что было, с тем, что стало».

«Итог однозначный: акустика стала еще прекрасней, - утверждает профессор Соколов и продолжает: - Мы сняли наслоения старой краски на стенах и вернули изначальный их колер – цвета эпохи модерна, начала 20-го века. Пространство храма искусства мыслилось в гамме полутонов. Помимо этого мы освободили зал от тех балластов, которые накопились за 20-й век. Ведь никто не предполагал ни появления телевидения, ни будущего освещения сцены, ни вентиляции и кондиционирования. Вся эта инженерия скопилась в подвалах и стала своими вибрациями искажать первоначальный облик акустики. И вот сейчас на подходе к залу, на глубине 8-ми метров созданы корпуса, куда переместилась вся инженерия. Высвободилось пространство, которое дало два репетиционных зала – под историческим партером. А это тоже фактор акустики, это резонаторы. Создан целый ряд условий, который позволяет гастролирующим музыкантам и оркестрам чувствовать себя комфортно».

Можно добавить, что в ходе реставрации усилен фундамент здания, отреставрированы фасады, кровля, интерьеры. Теперь слушателей, поднимающихся по главной лестнице в фойе, встречает удивительной красоты витраж с изображением Святой Цецилии, покровительницы музыкантов. Во время Второй мировой войны, когда Москва подвергалась массированным налетам гитлеровской авиации, витраж разбился от взрывной волны. Но специалистам петербургского музея Эрмитаж по сохранившимся документам удалось его восстановить.

Невероятно, но такую тонкую и кропотливую работу по реставрации ценнейшего объекта удалось провести всего за год! Так что можно было бы, наверное, обойтись и без разделения конкурса Чайковского на два города. Но уж, что сделано – то сделано. Кстати, ректор Александр Соколов обратил внимание еще на такой нюанс: реставраторы тщательно изучили позитивный опыт аналогичных зарубежных усовершенствований. За пример взяли реставрацию в Неаполе старейшего итальянского оперного театра Сан Карло. По этому образцу выстроили график, который по дням, а потом уже и по часам точно распределял все необходимые действия.

Первыми обновленный Большой зал Московской консерватории опробовали выпускники нынешнего года.


Источник: rus.ruvr.ru


Ссылки


Александр Соколов

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации

Похожие события