Встреча со сказительницей Жозефин Бакон (Канада)

16 марта 2012 г., Конференц-зал консерватории | Главное

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского
Посольство Канады в Москве
В рамках празднования 70-летия дипломатических отношений Канады и России

Конференц-зал консерватории Б. Никитская, 11
(корпус Рахманиновского зала)
 
Встреча со сказительницей, поэтессой, кинорежиссёром и организатором культурных проектов народности инну (Канада) Жозефин Бакон



Начало встречи в 16.00

Вход свободный
Тел.: 629-21-91


Жозефин Бакон (Joséphine Bacon, р. 1947) — канадская поэтесса и писательница, сказительница народных преданий, автор текстов песен, поэтических сборников, в том числе двуязычных («Память чернильницы» – «Mémoire d'encrier», 2011), режиссер документальных фильмов («Маленький большой европеец: Йохан Бетц» – «Mishtikuashisht – Le Petit Grand Européen: Johan Beetz», 1996), обладательница Премии читателей поэзии Монреаля (2010) за поэму «Нарисуй мне дерево» («Dessine-moi l’arbre»), а кроме того организатор ряда культурных проектов народности инну (монтанье-наскапи).

Бакон принадлежит к исконному народу американского Севера, в свое время образовавшему в провинции Квебек резервацию коренных этносов Канады (так называемых First Nations – народов, которых принято называть индейцами), находившуюся на северном берегу реки Св. Лаврентия. Инну – народ таежных охотников, рыболовов и собирателей. Они обладают богатой мифологией и неповторимыми взглядами на окружающий мир. В Московской консерватории госпожа Жозефин Бакон будет читать свои стихи, рассказывать истории инну, познакомит слушателей с культурными традициями своего народа.

Инну населяют юг и восток полуострова Лабрадор, канадские провинции Квебек и Ньюфаундленд. По официальным данным на январь 2011 года инну насчитывали 19.661 человек. Четырнадцать резерваций инну занимают площадь около 40000 га. Свою страну инну называют «нитассинан» (Nitassinan). Инну говорят на монтанье-наскапи, английском и французском языках, исповедают христианство и анимизм, принадлежат к группе американоидов, родственны народу кри.

По представлениям инну природа неделима на живую и неживую, а вселенная населена могущественными духами, которые оказывают существенное влияние на жизнь людей. Самыми важными духами инну считают «хозяев» животных. Им подчиняются «карибу» и другие животные, которые помогают людям выжить. Карибу – арктический образ животного, которому ннну поклоняются с незапамятных времен за то, что оно дало народу все, чтобы выжить в суровом климате – еду, одежду, инструменты, знания, игры. «Хозяин» карибу – самый могущественный из всех «хозяев». У инну есть поговорка «без карибу нет никакого карибу», означающая то, что все принадлежащее народу возникло благодаря этому мифическому образу животного.

В знак благодарности духам животных инну честно распределяют пищу между собой и проявляют уважение к духам, следуя определенным ритуалам. По одному из обычаев, строго соблюдавшихся инну, обязательно коллективное поедание половины туши убитого зверя. За неуважение животного его «хозяин» может проявить гнев, наслав на охотников неудачу или болезни. Например, инну строго соблюдают правила охоты, не позволяют своим собакам обгладывать кости добытых животных, а кости ног, особенно карибу, трепетно хранят, готовя из костного мозга с салом священное кушанье «мукушан». Бережно относятся инну и к костям пойманных в силки птиц, останки бобров бросают в реку, чтобы души мертвых животных не беспокоили народ. «Хозяев» животных инну представляли и в виде людей, например, «хозяин» оленей имел образ индейца, некогда ушедшего к оленям, поселившегося с ними на севере в их «доме», в недоступных людям горах, и ставшего человеком-оленем, возглавлявшим стада животных.