Международная научная конференция «Оперный театр: история и современность»
27 ноября 2013 г. - 30 ноября 2013 г. | Конференции
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Кафедра истории зарубежной музыки
Международная научная конференция
«Оперный театр: история и современность»
27–30 ноября 2013 года
Конференц-зал Московской консерватории
Программа конференции
27 ноября, среда
Ведущий — доктор искусствоведения, проректор Московской консерватории по научной работе, главный редактор журнала «Научный вестник Московской консерватории», профессор
Константин Владимирович Зенкин
- 11.00. Алла Константиновна Кенигсберг
Доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, Заслуженный работник высшей школы РФ
Вагнер — Верди: некоторые параллели (творческий путь, сюжеты, драматургия, выразительные средства)
- 11.30. Ирина Васильевна Коженова
Кандидат искусствоведения, профессор, декан историко-теоретического факультета Московской консерватории
Два великих оперных реформатора Вагнер и Верди
- 12.00. Константин Владимирович Зенкин
Что кроется за оперными реформами?
12.30–13.00. Перерыв
- 13.00. Константин Анатольевич Жабинский
Старший библиограф Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова
Оперный театр Рихарда Вагнера в постсоветском музыкознании 2000-х годов: на пути к новой исследовательской парадигме
- 13.30. Екатерина Михайловна Царева
Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
Романтическое в оперной эстетике Жоржа Бизе
14.00–15.00. Перерыв
Ведущий — доктор искусствоведения, заведующий кафедрой истории зарубежной музыки Московской консерватории, заведующий НИЦ методологии исторического музыкознания, профессор
Михаил Александрович Сапонов
- 15.00. Вадим Робертович Дулат-Алеев
Доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории музыки Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова, профессор Казанского (Приволжского) федерального университета
А была ли «вагнеровская деточка»? (По прочтении письма Мусоргского Балакиреву о «Юдифи» Серова)
- 15.30. Михаил Александрович Сапонов
Последний русский друг Рихарда Вагнера — Павел Жуковский. Письма о композиторе
- 16.00. Владимир Петрович Чинаев
Доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства Московской консерватории
«Огненный мост»: неомифология символизма от Вагнера к Скрябину
16.30–17.00. Перерыв
- 17.00. Ольга Владимировна Жесткова
Кандидат искусствоведения, доцент Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова
Большая опера: аутентичная трактовка и современные уточнения
- 17.30. Юлия Сергеевна Векслер
Доктор искусствоведения, профессор Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки
«Мертвый город»… Брюгге в романе Ж. Роденбаха и опере Э. В. Корнгольда
- 18.00. Константин Жабинский, Константин Зенкин
Презентация сборника статей
«Музыка в пространстве культуры. Выпуск 5»
28 ноября, четверг
Ведущая — кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории
Анна Валентиновна Булычева
- 10.30. Александра Евгеньевна Максимова
Кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории
«Американцы» в России: опера Евстигнея Фомина и балет Карло Каноббио
- 11.00. Алексей Игоревич Любимов
Студент Московской консерватории
Опера «Каменный гость»: сопоставление позднейшей редакции Н. А. Римского-Корсакова с автографом А. С. Даргомыжского
- 11.30. Григорий Анатольевич Моисеев
Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИЦ «Московская консерватория»
Оперный конкурс Русского музыкального общества (1875). Забытая страница истории
- 12.00. Нина Давидовна Свиридовская
Кандидат искусствоведения, преподаватель Московской консерватории
О первом отечественном профессиональном кукольном спектакле и его музыке
12.30.–13.30. Перерыв
- 13.30. Марина Григорьевна Раку
Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания
«Жизнь за товарища Троцкого»: к вопросу об истоках оперного проекта «Иван Сусанин»
- 14.00. Владислав Владимирович Тарнопольский
Студент Московской консерватории
Полисценическая опера — музыкальные и постановочные аспекты (об опере Хайнца Холлигера «Come and Go»)
- 14.30. Татьяна Александровна Курышева
Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, главный редактор газет «Российский музыкант» и «Трибуна молодого журналиста», Заслуженный деятель искусств России
Современный оперный спектакль в зеркале студенческих рецензий
- 15.00. Марина Викторовна Переверзева
Кандидат искусствоведения, преподаватель Московской консерватории
Концепция оперы в творчестве Джона Кейджа
- 15.30. Елена Юрьевна Андрущенко
Кандидат искусствоведения, доцент Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова
Эндрю Ллойд-Уэббер в «диалогах» с романтическим оперным театром (на примере творчества 1970–1980-х годов)
29 ноября, пятница
Ведущий — кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории
Роман Александрович Насонов
- 11.00. Надежда Сергеевна Игнатьева
Аспирантка Московской консерватории, старший преподаватель Московского гуманитарного университета
Творчество Джованни Баттиста Гварини и ранняя опера
- 11.30. Павел Валерьевич Луцкер
Кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания
«Мавр из-за любви» Алессандро Страделлы (1681): поздняя римская оперная школа в поисках жанра музыкальной комедии
- 12.00. Ирина Петровна Сусидко
Доктор искусствоведения, заведующая кафедрой аналитического музыкознания, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных
Старинная итальянская опера на сцене: три века назад и сегодня
- 12.30. Марина Александровна Гайкович
Кандидат искусствоведения, обозреватель «Независимой газеты»
«Королева индейцев»–2013. К проблеме актуализации старинной оперы
13.00–14.00. Перерыв
Ведущая — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
Лариса Валентиновна Кириллина
- 14.00. Роман Александрович Насонов
О соотношении понятий «оратория» и «духовная опера» в музыке барокко
- 14.30. Александр Георгиевич Сечин
Кандидат искусствоведения, доцент Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена
Отзвуки античной физиогномики в либретто зингшпиля Моцарта «Заида»
- 15.00. Суфия Гафутдиновна Мураталиева
Кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории
«Ромео и Джульетта» Иржи Антонина Бенды — первая опера на сюжет шекспировской трагедии
- 15.30. Лариса Валентиновна Кириллина
Судьба «Леоноры». К истории венской премьеры оперы Бетховена
16.00–16.30. Перерыв
- 16.30. Александр Сергеевич Рыжинский
Кандидат искусствоведения, доцент Российской академии музыки имени Гнесиных
Сценическая месса Лючано Берио: «переход» к новому музыкальному театру
- 17.00. Римма Георгиевна Косачева
Доктор искусствоведения, заведующая кафедрой истории и теории музыки и музыкально-сценических искусств, профессор Российского университета театрального искусства (ГИТИС), Заслуженный деятель искусств РФ
Некоторые тенденции в финском оперном театре 80–90-х годов ХХ века
- 17.30. Светлана Корюновна Саркисян
Доктор искусствоведения, профессор Ереванской государственной консерватории имени Комитаса
Старинные театральные формы в опере «Землетрясение» Авета Тертеряна
30 ноября, суббота
Ведущая — профессор
Екатерина Михайловна Царева
- 10.00. Елена Сергеевна Паникова
Кандидат искусствоведения, редактор журналов «Музыкальная академия» и «Орган»
Из истории зингшпиля в немецком театре второй половины XVIII века. Гёте–Рейхардт
- 10.30. Евгения Георгиевна Федяшева
Соискатель ученой степени кандидата искусствоведения, Московская консерватория
«Багдадский цирюльник» Петера Корнелиуса: история сюжета
- 11.00. Мария Владимировна Стрелкова
Аспирантка Московской консерватории
«Троянцы». Эпическая концепция Берлиоза в истории оперы XIX века
- 11.30. Александр Олегович Гордон
Преподаватель Государственного музыкально-педагогического института имени Ипполитова-Иванова
«Вибелунги»: к вопросу об истоках вагнеровского мифа
- 12.00. Александр Александрович Филиппов
Кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории
Вагнеровские мотивы в «Китеже»
- 12.30. Анна Амраховна Амрахова
Доктор искусствоведения, редактор журнала “Musiqi Dünyasi” («Мир музыки», Баку, Азербайджан)
Взаимоотношение литературного первоисточника и музыки в опере
13.00–14.00. Перерыв
Ведущий — Роман Александрович Насонов
- 14.00. Светлана Юрьевна Сигида
Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
Вагнер и США
- 14.30. Дарья Александровна Журкова
Кандидат культурологии, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания
Образ оперного театра в современном кинематографе
- 15.00. Марина Романовна Черкашина-Губаренко
Доктор искусствоведения, член-корреспондент Академии искусств Украины, председатель Киевского Вагнеровского общества, заведующая кафедрой истории зарубежной музыки, профессор Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского
Презентация книги
«Оперный театр в пространстве меняющегося мира: страницы оперной истории в картинках и лицах»
Стендовые доклады:
- Елена Игоревна Лучина
Кандидат искусствоведения, доцент Воронежской государственной академии искусств
Актуальные концепты опер Алессандро Скарлатти
- Юлия Александровна Монастыршина
Кандидат искусствоведения, доцент Государственной классической академии имени Маймонида
Феномен ключевой метафоры на примере «Половецких плясок» из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь»
- Валерий Владимирович Ромм
Доктор культурологии, академик Международной Славянской академии науки, образования, культуры и искусства, профессор Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки
Опера с урезанной историей
- Александра Анатольевна Сафонова
Солистка театра «Вдохновение»
Оркестр Комической оперы Андре Гретри
- Любовь Валерьевна Синяк
Преподаватель Житомирского музыкального училища имени В. С. Косенко, преподаватель Житомирской музыкальной школы № 2 имени С. Т. Рихтера
Музыкальный театр Эдварда Грига: к истокам норвежской оперы