II Международная научная конференция Музыка – Философия – Культура

14 апреля 2014 г. - 16 апреля 2014 г. | Конференции

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

Кафедра гуманитарных наук
Кафедра истории зарубежной музыки
Кафедра истории русской музыки

II Международная научная конференция «Музыка – Философия – Культура»

К 100-летию выхода книги о. П. А. Флоренского «Столп и утверждение Истины» и книги Г. Г. Шпета «Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы»

14-16 апреля 2014 г.

Конференц зал Московской консерватории
Адрес: ул. Б. Никитская, д. 11 (Рахманиновский зал)


Что такое церковность? — Это — новая жизнь, жизнь в Духе. Каков же критерий правильности этой жизни? — Красота. Да, есть особая красота духовная, и она, неуловимая для логических формул, есть в то же время единственно верный путь к определению, что православно и что нет.

о. Павел Флоренский

Первоначально у автора была цель ознакомить русского читателя с идеями феноменологии Гуссерля. Но уже с самого начала его неотступно преследовала музыка Вагнера, все время он слышал «Тангейзера».

Густав Шпет


Программа конференции

14 апреля

11:00

Вступительное слово — проректор по научной работе проф. Константин Владимирович Зенкин

  • Анатолий Валерьевич Буданов
    Кандидат искусствоведения, проректор по учебным вопросам, доцент кафедры истории и теории исполнительских искусств Государственной классической академии имени Маймонида (Москва)
    Эмоции в структуре смысла музыкального произведения: на примере ощущений П. А. Флоренского от Септета Бетховена op. 20
     
  • Константин Владимирович Зенкин
    Доктор искусствоведения, проректор по научной работе, профессор кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
    А. Ф. Лосев о художественном стиле. Опыт философского анализа

12:00

  • Александр Олегович Гордон
    Преподаватель Государственного музыкально педагогического института имени М. М. Ипполитова Иванова (Москва)
    «Парсифаль» и учение о возрождении: диалектика интуиции и рефлексии в вагнеровском мифе о святом Граале
     
  • Юлия Сергеевна Векслер
    Доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки
    О бергиане Теодора Адорно

13:00

  • Светлана Анатольевна Петухова
    Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела музыки Государственного института искусствознания (Москва)
    Музыковедение как процесс: в кругу открытий, концепций и тем

13:30 – 14:30 перерыв

14:30

Презентация сборника материалов международной научной конференции «Сто лет русского авангарда». Редактор составитель — доцент, кандидат искусствоведения Маргарита Ивановна Катунян (М.: Научно издательский центр «Московская консерватория», 2013)

  • Лада Сергеевна Балашова
    Кандидат искусствоведения, приглашенный лектор факультета гуманитарных наук Университета Эссекса (Англия)
    Идеи нового искусства о. П. Флоренского и русская художественная культура 1920-х годов

15:30

  • Михаил Александрович Сапонов
    Доктор искусствоведения, заведующий Научно-исследовательским центром методологии исторического музыкознания, заведующий кафедрой истории зарубежной музыки, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
    Загадка 136-го псалма в органном хорале И. С. Баха «An Wasserflüssen Babylon» («У вод вавилонских»)
     
  • Екатерина Михайловна Коляда
    Доктор искусствоведения, профессор кафедры художественного образования и декоративного искусства Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (Санкт Петербург)
    Музыка и парк: к проблеме художественного смысла в садово-парковом искусстве

16:30

  • Светлана Васильевна Чащина
    Кандидат искусствоведения, доцент кафедры культурологии и журналистики Вятского государственного университета (Киров)
    Музыкальная длительность: от понятия к категории
     
  • Ольга Сергеевна Бальцевич
    Аспирантка Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
    Философия «реального искусства»

17:30

  • Елена Анатольевна Счастливцева
    Доктор философских наук, доцент кафедры философии и социологии Вятского государственного гуманитарного университета (Киров)
    Знак как форма поэтического восприятия

15 апреля

11:00

  • Елена Владимировна Ровенко
    Кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник Научно исследовательского центра методологии исторического музыкознания, преподаватель кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
    Шарль Бодлер и Эжен Делакруа: имплицитный диалог о музыкальности живописи
     
  • Александр Георгиевич Сечин
    Кандидат искусствоведения, доцент кафедры художественного образования и декоративного искусства Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (Санкт Петербург)
    «Чудные мгновенья» в русской живописи XIX столетия: отражение времени в академических полотнах Александра Иванова

12:00

  • Александр Владимирович Наумов
    Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
    «Христианская антропософия» Р. Глиэра в программах, сюжетах и композиционных планах музыкальных сочинений
     
  • Нина Давидовна Свиридовская
    Кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
    Античные силуэты Кандинского, Сахарова и Гартмана

13:00

  • Светлана Витальевна Лаврова
    Кандидат искусствоведения, проректор по научной работе и развитию Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, доцент Кафедры органа, клавесина и карильона Санкт-Петербургского государственного университета
    Нонсенс и парадокс в Новой музыке: Анти-риторическая концепция Сальваторе Шаррино
     
  • Сусанна Оганезовна Касьян
    Доктор искусствоведения, старший научный сотрудник факультета музыки и музыковедения Университета Сорбонна (Paris — Sorbonne, Paris IV, Франция)
    Художественно-эстетический принцип varietas согласно Иоанну Тинкторису

14:00 – 15:00 перерыв

15:00

  • Константин Анатольевич Жабинский
    Старший библиограф Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова
    Отечественная музыкальная герменевтика на рубеже третьего тысячелетия: в поисках истины и метода
     
  • Юлия Александровна Монастыршина
    Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Государственной классической академии имени Маймонида (Москва)
    Феномен Г. Гульда в аспекте эстетики представления

16 апреля

11:00

  • Виктор Петрович Троицкий
    Старший научный сотрудник Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева»
    «Столп и утверждение Истины» П. А. Флоренского как явление культуры Серебряного века
     
  • Наталья Анатольевна Ваганова
    Кандидат философских наук, заместитель заведующего кафедрой философии Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва)
    Воля к Софии и церковность в творчестве о. Павла Флоренского

12:00

  • Олег Викторович Марченко
    Доктор философских наук, заведующий кафедрой гуманитарных наук, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, профессор кафедры истории отечественной философии Российского государственного гуманитарного университета
    Тема Ренессанса в размышлениях русских философов XX века: некоторые замечания
     
  • Роман Юрьевич Кузьмин
    Кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных наук Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
    Дело Лосева

13:00

  • Роман Александрович Насонов
    Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
    Хиазм в произведениях И. С. Баха: миф и реальность

13:30 – 14:30 перерыв

14:30

Круглый стол (с участием студентов, аспирантов и ассистентов стажеров)

Ведущие — проф. О. В. Марченко, доц. Р. Ю. Кузьмин, доц. Р. А. Насонов

Предлагаемые темы:

  • Взгляд художника на самого себя: критическое отношение к творчеству
  • О подлинном и неподлинном в искусстве