Наследники Чайковского. Столичная консерватория отметила свой юбилей
21 сентября 2016 г. |
13 сентября в Большом зале консерватории прошел гала-концерт, посвященный 150-летию этого знаменитого учебного заведения. Участие в нем приняли известные консерваторские выпускники разных лет — пианисты, вокалисты и прочие мэтры.
О том, что классика есть искусство лишь для избранных, забывалось уже на повороте с Моховой на Большую Никитскую улицу. Стройными рядами стоящие тут граждане в едином порыве, но наперебой пытались стрельнуть у прохожих лишний билетик. У входа же в Большой зал творилось столпотворение страждущих прикоснуться к прекрасному, сквозь колышущийся строй которых, словно ледоколы, гордо шли Юрий и Дмитрий Маликовы. Их волосы кинематографично развевались на холодном сентябрьском ветру.
Наконец все расселись по своим местам. Открыл мероприятие известный журналист Владимир Молчанов. Объяснить, из-за чего концерт начался с опозданием, у него получилось туманно, но невероятно элегантно. «Ровно 150 лет назад, — поведал всем собравшимся Владимир Кириллович, — консерватория, что достоверно известно, тоже открылась с задержкой».
А чтобы уж и дальше развить тему традиции и преемственности, ведущий поведал о том, что самым первым на эту сцену в далеком уже 1866 году вышел 26-летний Петр Чайковский, сыгравший несколько своих произведений перед тогдашним ректором консерватории Николаем Рубинштейном. Сейчас же, заключил Молчанов, под присмотром нынешнего ректора Александра Соколова Чайковского исполнит народный артист России, профессор Николай Луганский.
И музыка зазвучала. Сначала — Петра Ильича. Следом — Сергея Рахманинова. Вспомнилась Людмила Улицкая со своим новым романом «Лестница Якова», где как раз таки описывалось состояние зрителей на концерте Сергея Васильевича: «И все первое отделение я просто не знал, где я нахожусь — на небесах? Только не на земле. Но место это не божественное пространство, а человеческое, только очень высокочеловеческое». Вот и тут, в консерватории, слушая, как играет Луганский, кто-то открывал рот, кто-то закрывал глаза, словно бы слегка потерявшись между небом и землей.
Рахманиновым и Чайковским дело, конечно же, не ограничилось. Еще один выпускник консерватории — профессор Николай Рудин вместе с исполнившим партию фортепиано Маратом Мансыревым сыграл на виолончели интродукцию и рондо-каприччиозо Камиля Сен-Санса. Оперная дива Маквала Касрашвили продемонстрировала свое знаменитое сопрано на примере арии Тоски из одноименной оперы Джакомо Пуччини. После чего, в завершение вечера, камерный ансамбль «Солисты Москвы» под руководством своего худрука, дирижера и солиста Юрия Башмета исполнил концертную симфонию Моцарта для скрипки и альта с оркестром ми-бемоль мажор.
Помогал в этом деле, взяв в руки скрипку, профессор Кельнской высшей школы музыки Виктор Третьяков. Публика рукоплескала. Женщины несли к сцене цветы. Сергей Молчанов благодарил собравшихся. А консерватория стала еще на год старше.
Прямая речь
Александр Соколов, ректор Московской Государственной консерватории:
— Такой праздник, как 150-летие консерватории, невозможно было отметить в один день. Потому этой дате мы посвятили и весь прошлый сезон, и начало сезона нынешнего. Но именно этот концерт, я считаю, является словно бы эпицентром празднования нашего юбилея.
Подробнее: http://vm.ru/