Презентация сборника трудов Карла Дальхауса

24 октября 2019 г. | Образование

В рамках XVI фестиваля современной музыки «Московский форум» состоится презентация первого русскоязычного сборника трудов одного из самых ярких и авторитетных немецких музыковедов второй половины ХХ века Карла Дальхауса. Издание включает 23 статьи, сгруппированные в несколько крупных разделов: «Теория музыки», «История и эстетика музыки», «Музыкальная историография», «Опера». Книга открывается разделом о Новой музыке, изучению которой посвящена немалая часть наследия ученого.

Участники презентации: Степан Наумович, музыковед (автор перевода), Марина Раку (музыковед, научный редактор издания).


Характеризуя масштаб личности Дальхауса, научный редактор издания Марина Раку пишет: «не только в немецком, но и в мировом сообществе мы сегодня не найдём равных ему по глубине и смелости осмысления широчайших и сложнейших процессов, а в особенности тех, кто не желал бы, как и он, спрямлять их течение в своих исторических описаниях или теоретических анализах». По её мнению, реакция на эту книгу «в некотором смысле должна стать лакмусовой бумажкой состояния российской науки о музыке».

Автор перевода Степан Наумович отмечает, что названия работ Карла Дальхауза часто сформулированы полемически — в виде вопросов: «Устарел ли формальный анализ?», «Служит ли двенадцатитоновый ряд заменой тональности?», «Может ли музыкальная критика быть объективной?». К этому же ряду материалов относится и вошедшее в издание знаменитое эссе Дальхауса «Почему так трудно понимать Новую музыку? Речь в защиту исторического понимания». По словам Наумовича, «Дальхаус, выступивший отчасти «от имени» музыкознания в целом, сформулировал свою тему в индивидуальном ключе – не приличествующая случаю праздничная приподнятость, а скорее тревога звучит в его вопросе. Правда, признание горькой реальности в первом предложении заглавия (Новую музыку трудно понять) отчасти смягчено надеждой во втором (возможно, «историзация» взаимоотношений с Новой музыкой поможет спасти ситуацию)».

Также в книгу вошли и другие статьи Дальхауса о новой музыке — в частности. «Эмансипация диссонанса», «Эстетическая теология Шёнберга», «Новая музыка и проблема музыкальных жанров».
В ходе презентации речь пойдёт о фигуре Дальхауса и её значении для европейского музыковедения, о содержании книги и значимости публикуемых статей, а также о том, как проходил процесс их перевода.

Бесплатная регистрация

XVI Международный музыкальный фестиваль «Московский форум»

Один из самых известных российских фестивалей современной музыки — Московский Форум — перезапускается как музыкально-дискуссионная платформа.