Международная конференция «Наследие Ю. Н. Холопова и XXI век»
26 октября 2022 г. - 29 октября 2022 г., Конференц-зал консерватории | Конференции
Центр современной музыки
Кафедра теории музыки
в рамках Фестиваля «Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова»
В 2022 году исполняется 90 лет со дня рождения профессора Московской консерватории Ю.Н. Холопова (1932-2003). Выдающийся ученый, подвижник современной музыки, Холопов заложил основы российского теоретического изучения музыки ХХ века и текущего композиторского процесса. Именно Ю. Н. Холопов познакомил впервые научную общественность с новыми композиторскими и теоретическими системами, воспитал целое поколение композиторов и теоретиков музыки, плодотворно работающих в этой области. Центр современной музыки и Кафедра теории музыки планируют провести Третий фестиваль, посвященный юбилею выдающегося ученого. В рамках фестиваля пройдут Международная научная конференция с участием учеников Юрия Николаевича, работающих в разных странах, круглый стол, презентации новых книг и концерты.
Программа конференции
К заседаниям можно присоединиться очно и онлайн
26 ОКТЯБРЯ, СРЕДА
Регистрация: https://tsentr-sovremennoy-muzyki.timepad.ru/event/2203371/
11:00-13:00
Открытие конференции
Александр Сергеевич Соколов
доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедры теории музыки, ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского
Приветственное слово участникам конференции
Секция ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ХОЛОПОВ И XXI ВЕК
Ведущий ― проф. К.В. Зенкин
11:15
Татьяна Суреновна Кюрегян (Москва)
Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
Презентация новых изданий работ Ю.Н. Холопова
11.30
Татьяна Суреновна Кюрегян
Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
Откуда на Руси берутся таланты. Рязанские корни Ю.Н. Холопова
12.00
Николай Вениаминович Неседов (иеромон. Филипп) (Москва)
Историческое значение Ю.Н. Холопова как музыкального теоретика
12.30
Лариса Валентиновна Кириллина (Москва)
Доктор искусствоведения, профессор кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского
Новая красота. Заметки историка
13:00-14:00 перерыв
Секция МУЗЫКА В ПРОСТРАНСТВЕ ФИЛОСОФИИ, ЭСТЕТИКИ, КУЛЬТУРОЛОГИИ
14:00-17:00
Ведущий – проф. А.Л. Маклыгин
14.00
Светлана Ильинична Савенко (Москва)
Доктор искусствоведения, профессор кафедры современной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
Всемирная музыка Карлхайнца Штокхаузена в интерпретации Ю.Н. Холопова
14.30
Роман Александрович Насонов (Москва)
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
«Ангел Смерти парит над миром…» “Dona nobis pacem” Ральфа Воан-Уильямса как предтеча «Военного реквиема» Бенджамина Бриттена
15.00
Татьяна Борисовна Баранова (Базель, Швейцария)
Кандидат искусствоведения, доцент, свободный исследователь
Стравинский в диалоге с музыковедами и критиками (по материалам Фонда Пауля Захера) – онлайн
15.30
Татьяна Герасимовна Мдивани (Минск, Беларусь)
Доктор искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы
О ризомных музыкально-театральных реалиях и альтернативной опере: к постановке вопроса
Секция ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ
Ведущая ― проф. Л.В. Кириллина
16.00
Наталья Ильинична Ефимова (Москва)
Доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе, Академии хорового искусства им. В.С. Попова
Мозарабские гимны в пространстве интеллектуальной традиции западного октоиха
16.30
Николай Иванович Тарасевич (Москва)
Доктор искусствоведения, проректор по учебной и методической работе, профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского
Людмила Ивановна Сундукова (Москва)
Кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры теории Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского
Процесс взаимодействия техник работы с первоисточником в эпоху Ренессанса
ЧЕТВЕРГ, 27 ОКТЯБРЯ
Регистрация: https://tsentr-sovremennoy-muzyki.timepad.ru/event/2203452/
Секция ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ (продолжение)
11:00-14:00
Ведущий ― доцент С.Н. Лебедев
11.00
Лариса Львовна Гервер (Москва)
Доктор искусствоведения, профессор РАМ имени Гнесиных
Слово и число как факторы музыкальной формы в мадригалах XVI века
11.30
Михаил Александрович Сапонов (Москва)
Доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского
Теория до практики (удача итальянских опытов 1573–1600 годов)
12.00
Григорий Иванович Лыжов (Москва)
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского
Ладовый спектр в «Псалтири Давида» Каспара Уленберга (1582)
12.30
Елена Алексеевна Николаева (Москва)
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского
Исторические метаморфозы passus duriusculus
13.00
Александр Львович Маклыгин (Казань)
Доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой теории музыки Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова
Пентатоника как объект понятийного варьирования
13.30
Анна Владимировна Андрушкевич (Москва)
Независимый исследователь
Гамбург конца XVII века: спор вокруг оперы
14:00-15:00 перерыв
Секция ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ (продолжение)
15:00-18:00
Ведущий ― проф. М.А. Сапонов
15.00
Ольга Андреевна Филиппова (Москва)
Профессор кафедры органа и клавесина РАМ имени Гнесиных
Основы генерал-баса: правило октавы
15.30
Марина Николаевна Чебуркина (Париж, Франция)
Доктор искусствоведения, приглашённый научный сотрудник Университета Париж I Пантеон-Сорбонна
«Демонстрация принципа гармонии» (1750) Ж.-Ф. Рамо: «фундаментальный звук» в контексте физических, математических и чувственно-психологических факторов» – онлайн
16.00
Марина Владиславовна Воинова (Москва)
Кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского
Идеи Ю.Н. Холопова и научная деятельность музыкантов-исполнителей
16.30
Екатерина Олеговна Дмитриева (Москва)
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского
Текст — контекст — уртекст: старинная клавирная музыка в современной исполнительской интерпретации
17.00
Анна Васильевна Русакова (Брюссель, Бельгия)
Органист Протестантской церкви (Брюссель, Бельгия) и Францисканской церкви (Левен, Бельгия), преподаватель Образовательного центра «Азбука» (Брюссель, Бельгия)
Клавирные переложения оркестровых сочинений Баха (на примере Сюиты №2 BWV 1067) - онлайн
17.30
Михаил Михайлович Иглицкий (Москва)
Кандидат искусствоведения, редактор Научно-творческого центра современной музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, технический директор портала Rusprofile.ru «Парадокс изобретателя» в научном творчестве Ю.Н. Холопова – онлайн
ПЯТНИЦА, 28 ОКТЯБРЯ
Регистрация: https://tsentr-sovremennoy-muzyki.timepad.ru/event/2203463/
Секция ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ (продолжение)
11:00-14:00
Ведущая ― проф. Н.И. Ефимова
11.00
Сергей Николаевич Лебедев (Москва)
Кандидат искусствоведения, доцент, ведущий научный сотрудник НИЦ МИМ Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского
Арина Михайловна Салтыкова
Студентка научно-композиторского факультета Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского
«Мелопея» Кальвизия: немецкая теория музыки на переломе эпох
11.40
Маргарита Ивановна Катунян (Москва)
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
Структурные универсалии в истории гармонии: принцип ряда
12.10
Григорий Александрович Рымко (Москва)
Кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
Словесный текст как «первая половина» формы: феномен тексто-музыкальной формы в трудах Ю.Н. Холопова
12.40
Константин Анатольевич Жабинский (Ростов-на-Дону)
Старший библиограф Библиотеки Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова
Ю.Н. Холопов о перспективах развития «философской теории гармонии»
А.Ф. Лосева: мыслитель-«musicus» в диалоге с музыкантом-исполнителем
13.10
Елена Марковна Двоскина (Москва)
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского
«Моцартовский квадрат»
13.40
Татьяна Вадимовна Букина (Санкт-Петербург)
Доктор искусствоведения, доцент Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой
Понятие «звучащего вещества» в музыкально-теоретической концепции Б.В. Асафьева 1920-х годов: основные этапы становления
14:00-15:00 перерыв
Секция К ТЕОРИИ НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ МУЗЫКИ
15:00-18:00
Ведущий ― доцент Г.И. Лыжов
15.00
Марина Викторовна Переверзева (Москва)
Доктор искусствоведения, профессор, и.о. завкафедрой искусства и народного творчества РГСУ
Музыка искусственного интеллекта: проблемы и перспективы
15.30
Татьяна Алексеевна Старостина (Москва)
Доктор искусствоведения, профессор кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского
К проблеме новаторства Рахманинова
16.00
Надежда Андреевна Петрусева (Пермь)
Доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории и истории музыки Пермского государственного института культуры
“Anthèmes” для скрипки соло Пьера Булеза: о двух способах анализа
16.30
Милена Божикова (София, Болгария)
Доктор искусствоведения, профессор Института исследования искусств Болгарской академии наук (Institute of Art Studies Bulgarian Academy of Sciences)
Звуковая артикуляция и «линия горизонта» в музыке “Die Hamletmaschine” Вольфганга Рима - онлайн
17.00
Албена Найденова (Вена, Австрия)
Доктор искусствоведения, член Австрийского общества музыки (Österreichische Gesellschaft für Musik)
Тригунатмика – принцип троичности в произведении «Кукери» Владимира Панчева - онлайн
17.30
Игорь Константинович Кузнецов (Москва)
Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Гармонические свойства микрохроматических систем. Принципы анализа и художественного синтеза в искусстве
СУББОТА, 29 ОКТЯБРЯ
Секция К ТЕОРИИ НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ МУЗЫКИ (продолжение)
11:00-14:00
Регистрация: https://tsentr-sovremennoy-muzyki.timepad.ru/event/2203601/
Ведущая – проф. Л.Л. Гервер
11.00
Марина Валерьевна Карасёва (Москва)
Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского
А что бы он сказал сегодня? Педагогические принципы Холопова vs современные тенденции музыкального обучения
11.30
Юрий Константинович Захаров (Москва)
Доктор искусствоведения, профессор кафедры истории и теории музыки Академии хорового искусства им. В. С. Попова
Учебники Ю.Н. Холопова как источники идей для разработки новых методов анализа гармонии
12.00
Анна Александровна Маклыгина (Казань)
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова
Эдгар Варез в дневнике воспоминаний его жены
12.30
Анна Константиновна Иглицкая (Москва)
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского
Гармония, тембр и фактура в «Балладе № 2» Франческо Филидеи: к проблеме дифференциации аспектов в композиции XXI века - онлайн
13.00
Иван Сергеевич Старостин (Москва)
Кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры теории музыки, редактор Отдела компьютерных технологий и информационной безопасности Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского
Звуковой «грустнограм» Настасьи Хрущевой. Деконструкция и реконструкция метрического 8-такта в цикле «Русские тупики»
13.30
Андрей Михайлович Лесовиченко (Москва)
Доктор культурологии, профессор, ведущий научный сотрудник Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского
Размышления над каталогом трудов кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории
14:00-15:00 перерыв
Секция К ТЕОРИИ НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ МУЗЫКИ (продолжение)
Ведущая – доц. М.И. Катунян
15.00
Евгения Александровна Изотова (Москва)
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры современной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
Ничто не ново под луной: о новой и старой нотации
15.30
Владимир Викторович Громадин (Москва)
Кандидат искусствоведения, преподаватель межфакультетской кафедры теории и истории музыки Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства, начальник Научно-методического объединения ЦМШ-АИИ
Новые подходы к анализу ненотированной музыки: технологии на службе у музыковедения
16.00
Ильдар Дамирович Ханнанов (Балтимор, США)
Яворский, Холопов и теория Новой музыки - онлайн
16.30
Валентина Николаевна Холопова (Москва)
Доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
Научные новации Ю.Н. Холопова в перспективе и ретроспективе
17.00
Круглый стол
Стол Итоги. Воспоминания. Планы. Перспективы
Стендовые доклады
Елена Ивановна Коляда (Мельбурн, Австралия)
Доктор искусствоведения, свободный исследователь
Акафист и псалом: общие черты поэтики восточнохристианской энкомиастической гимнографии и ветхозаветной техиллической поэзии (преемственность традиции)