Постановка оперы Сергея Василенко

7 ноября 2023 г. | Концертная жизнь

«Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре» (1903) в рамках творческого просветительского проекта кафедры истории русской музыки «Возрождение русской оперной классики».

7 ноября на сцене Большого зала Московской консерватории была воссоздана одноактная опера Сергея Василенко «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре». В рамках проекта консерватории «Возрождение русской оперной классики» сочинение вновь прозвучало спустя 120 лет после премьеры в 1903 году.

Сергей Никифорович Василенко (1872–1956) принадлежит к числу русских композиторов, которые, переступив исторический рубеж 1917 года, продолжили профессиональную деятельность на родине.

Изначально композитор трактовал «Китеж» как кантату, исключающую сценичность. После весьма успешной премьеры сочинения в симфоническом собрании Московского отделения в феврале 1902 года, Василенко принимает предложение М.М. Ипполитова-Иванова преобразовать кантату в одноактную оперу. Первое представление новой оперы прошло 22 марта 1903 года в московском Солодовниковском театре под управлением Ипполитова-Иванова. Партитура не была издана, и более с того момента опера не видела театральной сцены.

В период создания «Китежа» Василенко погружается в изучение древнерусской певческой культуры под руководством профессора Московской консерватории и директора Синодального училища церковного пения С.В. Смоленского, одного из крупнейших деятелей русского хорового искусства и исследователей древнерусского одноголосного знаменного пения. Оркестровое письмо Василенко тяготеет к традициям Римского-Корсакова, в вокальных партиях и хоровой строке очевидно присутствие кантатного стиля Танеева.

Проект «Возрождение русской оперной классики» возник в Московской консерватории в 2016 году по инициативе заведующей кафедрой истории русской музыки, декана научно-композиторского факультета – доктора искусствоведения, профессора Ирины Арнольдовны Скворцовой. С того момента в концертных залах консерватории обретают новую сценическую жизнь уникальные образцы русского оперного искусства XVIII–XX веков.

Первым сочинением, возвращенным на сцену творческим коллективом проекта в 2016 году, стала мелодрама Евстигнея Фомина «Орфей» – уникальное произведение конца XVIII столетия. Следом, в 2017 году, была воссоздана опера Дмитрия Бортнянского «Сын-соперник». Одноактная опера Антона Аренского «Рафаэль» продолжила проект в 2019 году. Следующим спектаклем был «Карантин» – комическая опера-водевиль Алексея Верстовского. В 2022 году навстречу 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова публике была показана опера «Скупой рыцарь».


Ссылки