Вечер гитарной музыки

4 февраля 2024 г., Рахманиновский зал консерватории | Концертная жизнь

4 февраля в Рахманиновском зале состоялся вечер гитарной музыки. На сцену вышли лауреаты международных конкурсов Дмитрий Бородаев и Анна Савкина, а также камерный оркестр Московской консерватории «Околобаха».

Программа концерта охватила широкий спектр гитарной музыки, написанной как для гитары соло, так и для гитары с оркестром. От произведений Возрождения и барокко, протянулись нити к сочинениям XIX и XX столетий, а также к музыке для гитары современных композиторов. Все прозвучавшие произведения показали возможности гитары как сольного, так и ансамблевого инструмента. Помимо музыки испанских композиторов, с чьим творчеством часто ассоциируется гитарная музыка, прозвучали сочинения композиторов национальных школ Парагвая (Августин Барриос) и Бразилии (Серджио Ассад).

Первое отделение Дмитрий Бородаев посвятил музыке для гитары соло разных эпох и стилей. Концерт открыли «Три зарисовки» современного кубинского композитора, гитариста и дирижёра Лео Брауэра, который в своих произведениях опирается на кубинские мелодии и ритмы и преломляет их сквозь призму современного восприятия. Взгляд в старину, обращение к наследию прошлого отразились в Фантазии X «В манере Людовика» композитора XVI века Алонсо Мударры. Перед исполнением Дмитрий Бородаев обратился к истории создания произведения. Алонсо Мударра преподавал королю Людовику игру на арфе, но тот никак не мог запомнить музыку наизусть. Тогда композитор сочинил юмористическую пьесу, где солист нарочно «запинается», будто пытаясь вспомнить нотный текст, потому так необычно композиционное и структурное решение пьесы. Этот яркий номер вызвал у слушателей особый интерес и внимание. В исполнении Дмитрия Бородаева звучали также произведения для гитары соло композиторов XIX века – Энрике Гранадоса, Федерико Морено-Торроба, Августина Барриоса и Хоакин Родриго.

Во втором отделении фокус сместился на ансамблевую и оркестровую музыку с участием гитары. Первым номером прозвучали «Кафе 1930» и «Ночной клуб 1960» из «Истории танго» аргентинского композитора Астора Пьяццоллы. Вместе с Дмитрием Бородаевым на сцену вышла знаменитая скрипачка, солистка Санкт-Петербургского дома музыки Анна Савкина. Для исполнителя академической музыки сочинения Пьяццоллы сложны из-за своей стилистики, необычных ритмических комбинаций и интонационных оборотов. Артистам удалось справиться с этой задачей, выстроить гармоничный яркий дуэт и добиться равноправного звучания гитарной и скрипичной партий. Живо и виртуозно прозвучал Концерт Вивальди для виолы д’амур и лютни с камерным оркестром в переложении для скрипки и гитары. В завершении вечера прозвучала трилогия «Ангел-сюита» Астора Пьяццоллы, написанная для танго-квинтета с бандонеоном (аргентинская гармоника) в переложении Дмитрия Бородаева для гитары и струнного оркестра. В стенах консерватории эта новая версия произведения прозвучала впервые.

Вместе с солистами на сцене Рахманиновского зала звучал оркестр «Околобаха» под руководством Максима Бетехтина. Оркестр основан в 2021 году молодым дирижером из числа студентов и выпускников Московской консерватории. За два года существования музыканты сыграли множество концертов на различных площадках Москвы. В сферу интересов оркестра «Околобаха» входит не только академический репертуар, а также и современная музыка.

Дмитрий Бородаев – гитарист, композитор и дирижер, доцент кафедры композиции Московской консерватории. С 2016 года преподает на кафедре инструментовки (композиции с 2023 года), а также руководит в консерватории факультативом «Классическая гитара».


Ссылки