Диалоги вне времени
9 июня 2024 г. | Концертная жизнь
9 июня 2024 года в Рахманиновском зале Московской консерватории состоялась программа «Диалоги вне времени» – программа-размышление о красоте подлинной и мнимой, о глубинных переживаниях и страданиях человеческих, о причинах и сути зла, а также о приумножении подлинной красоты в осознании светлого предназначения и высоких истин, в веках неизменных.
Символом красоты подлинной, возвышенной и первозданной стала в программе одна из самых известных клавирных сонат В.А. Моцарта. Символично и то, что концертная программа открылась тональностью до мажор, началом всех начал; впрочем, к тональности «до» (иногда без определения, мажор ли это или минор) слушатели возвращались в течение всего концерта. С образом подлинной красоты, сотворенной Моцартом, сопоставлялась в программе «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке, сложившаяся из опытов композитора в области киномузыки; сюита, созданная Шнитке по всем правилам искусства, является мастерской стилизацией под идеалы красоты предшествующих эпох.
Встречи с мнимой красотой подчас влекут за собой глубинные эмоциональные потрясения и необходимость исповедального монолога. Логичным продолжением этой мысли стало появление в программе «Лунной сонаты» Л. ван Бетховена. Соната, опубликованная в марте 1802 года, оказывается на временной ленте не только в моменте острого переживания композитором неразделенной любви к Джульетте Гвиччарди, но и в сложном периоде трагического осмысления жизни – уже в мае 1802 Бетховен отправляется в Гейлигенштадт, где проведет полгода в тяжелых размышления и где напишет «Гейлигенштадское завещание» – письмо, адресованное братьям, но, по сути, исповедь всему человечеству, монолог о переживаемых страданиях, о желании уйти из жизни, но и выражение решимости преодолеть эти настроения.
Программу продолжила Альтовая соната Д. Шостаковича, последнее произведение композитора, в партитуре которого звучат цитаты из «Лунной сонаты» Л. ван Бетховена. Исследуя Альтовую сонату Шостаковича, музыковеды говорят о трех образных линиях сочинения – вечность, голос души и мир, говоря также и о том, что финал сонаты – это проникновение за грань реальности.
Далее артисты вновь обратились к наследию А. Шнитке, а именно – к кантате «Фауст», созданной композитором не по одноименной трагедии И.В. Гете, предлагающего свою индивидуальную трактовку и романтизирующего известный сюжет, а по «Народной книге» И. Шписа, которая открывает для композитора возможность исследования причин и сути зла. Сочинение Шнитке в оригинале не предназначено для исполнения на двух фортепиано; услышать эпизоды из кантаты «Фауст» в фортепианном дуэте стало возможным благодаря работе современного композитора Игоря Холопова, создавшего версию «Фауста» Шнитке специально для дуэта Валерии Прокушевой и Елены Тарасовой. Центральным эпизодом созданной версии стало танго расправы Мефистофеля с Фаустом. «Так кончается вся эта правдивая история и волшебство доктора Фауста, из чего следует поучение каждому христианину, особливо же тем, у кого спесивые, гордые, высокомерные и упрямые мысли и голова, чтобы они боялись господа, избегали колдовства, заклинаний и других бесовских дел, которые господь нам строго запретил, не зазывали бы черта к себе в гости, не давали бы ему воли, как это сделал Фауст. Любовь к одному только богу, ему одному служить и молиться от всего сердца, а от дьявола и всех иже с ним отреклись и вместе с Христом получили вечное блаженство».
В осознании светлого предназначения и высоких истин, в веках неизменных, подлинная красота приумножается – и об этом говорилось финалом программы. Артисты и слушатели вернулись к красоте первозданной и подлинной, обретающей после всего пережитого новое звучание.
Программа «Диалоги вне времени» – одна из концепций, разработанных для проекта OPUS UNIVERSUM (художественный руководитель – доцент Московской консерватории Елена Тарасова), но не исполненных в прежних сезонах проекта. В программе приняли участие лауреаты международных конкурсов Анна Янчишина (скрипка), Сергей Полтавский (альт), Алексей Кудряшов (фортепиано), Валерия Прокушева (фортепиано), Елена Тарасова (фортепиано).