Монографический концерт к 90-летию Шнитке

29 сентября 2024 г. | Концертная жизнь

29 сентября 2024 года в Рахманиновском зале консерватории состоялся масштабный монографический концепт из сочинений Альфреда Шнитке, приуроченный к 90-летию со дня рождения композитора. В этот вечер на сцену вышли лауреаты международных конкурсов Елена Корженевич (скрипка), Данила Попов (виолончель), Валерия Прокушева (фортепиано), Елена Тарасова (фортепиано), лауреат международных фестивалей, режиссер, актер Московского Театра Олега Табакова Александр Лимин (художественное слово); в программе принимала участие лауреат международных конкурсов Алина Батыгина (скрипка).

Концерт открывала «Сюита в старинном стиле» 1972 года в пяти частях, созданная Альфредом Шнитке по просьбе скрипача Марка Лубоцкого; сюита сложилась из опытов композитора в области киномузыки. Сочинение прозвучало в исполнении Елены Корженевич и Елены Тарасовой. Далее в программе следовала Постлюдия из музыки к мультфильмам по рисункам А.С.Пушкина. В трилогии мультфильмов Андрея Хржановского, созданной в период с 1977 по 1982 г., постлюдия звучит во втором фильме, «И с Вами снова я» (1981). Слушатели концерта познакомились с этой миниатюрой в исполнении фортепианного дуэта Валерии Прокушевой и Елены Тарасовой. «В моих сочинениях всё часто уходит в многоточие или просто прекращается, кончаясь без финала», говорит Альфред Шнитке – и к этим словам автора необходимо обратиться в рассказах и о Сюите, и о Постлюдии. Программу отделения завершило «Поздравительное рондо» 1973 года, созданное Шнитке к 50-летию скрипача Ростислава Дубинского; «Поздравительное рондо» прозвучало в исполнении Елены Корженевич и Валерии Прокушевой.

В программе второго отделения были представлены сочинения, созданные Альфредом Шнитке в период с 1981 по 1992 год, и предназначенные преимущественно для исполнения на сцене театра. Программу открыла «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка» (1981), op.143 (переложение В. Боровикова для двух фортепиано). За сюитой последовали фортепианный цикл «Пять афоризмов» op. 215 (1990), который исполняется в сопровождении чтеца, обращающегося к поэтическим текстам И. Бродского, «Ностальгическая музыка» (1992) для виолончели и фортепиано, Танго из оперы «Жизнь с идиотом» (1991), а также сцены из кантаты «История доктора Иоганна Фауста» (1983) в версии для двух фортепиано, созданной современным композитором Игорем Холоповым специально для фортепианного дуэта Валерии Прокушевой и Елены Тарасовой. Завершало программу концерта Adagio из балета «Эскизы» (1985).

Перед началом второго отделения ведущая концерта обратилась к зрителям с просьбой не прерывать программу отделения аплодисментами вплоть до ее завершения. Об успешном воплощении многопланового концепта можно судить по финальным горячим и продолжительным аплодисментам благодарной и впечатленной аудитории слушателей.