Научная конференция «Булез, Берио и музыкальная культура между 1925 и 2025: от структурализма к постмодерну»

15 октября 2025 г. - 16 октября 2025 г., Конференц-зал консерватории | Конференции

Кафедра современной музыки

Научно-творческий центр современной музыки Московской консерватории

1925 год стал годом рождения двух композиторов, чья деятельность оказала огромное воздействие на мир музыкальной культуры: Пьера Булеза (1925‒2016) и Лучано Берио (1925‒2003).

Каждый из них оставил после себя след, изменивший музыкальный мир и музыкальное сообщество в совокупности всех направлений ― композиторов, исполнителей, исследователей, слушателей. Каждый из них аккумулировал в своей деятельности целый «букет» профессий: и П. Булез, и Л. Берио сумели внести значительный вклад в искусство музыкальной композиции, музыковедение, философию музыки (упомянем здесь «Мыслить музыку сегодня», другие статьи и лекции, а также последний труд «Уроки музыки» П. Булеза; многочисленные статьи Л. Берио и его книгу «Remembering the future», составленную из Гарвардских лекций), в философию и эстетику современного искусства в целом.

Выдающимся фактом деятельности Булеза стала организация IRCAM, учреждения, без которого сегодня невозможно представить деятельность профессионального академического композиторского сообщества. Все эти материалы и факты до сих пор остаются актуальными и для музыкантов, и для искусствоведов широкого профиля, поскольку и Булез, и Берио ― каждый по-своему ― «переформатировали» не только музыкальную среду, но и интеллектуальную действительность последнего столетия, последствия чего мы продолжаем наблюдать и сегодня.

Деятельность Булеза и Берио, а также музыкантов их круга ― философов и культурологов, тесно связанных с этими выдающимися мыслителями и музыкантами, ― музыка и теоретические работы, исполнительство и другие области деятельности ― всё это призвано стать узловыми пунктами обсуждения на предстоящей конференции.

Среди тематических направлений:

  • П. Булез ― композитор: эстетика, поэтика, стилистика разных периодов творчества
  • Л. Берио: поэтика и стилистика инструментальных композиций
  • Театр Л. Берио
  • П. Булез ― дирижёр и организатор (деятельность ансамбля Intercontemporain; Булез и классический оркестровый репертуар)
  • Деятельность IRCAM и роль этой институции в современной культуре
  • Булез как теоретик музыкального искусства
  • Берио и его вклад в интеллектуальную историю музыки
  • Современные исследования творчества П. Булеза и Л. Берио

К участию в конференции приглашаются музыканты, музыковеды, философы, культурологи

Регламент

Предполагаемая продолжительность выступлений с докладами: на пленарном заседании — 30 минут, на секционном заседании — 20 минут, обсуждение доклада — 10 минут.
Рабочие языки конференции — русский и английский.
Участие в конференции бесплатное, организационный сбор с участников не взимается.
Командировочные расходы и проживание не оплачиваются. Персональное приглашение на конференцию высылается по запросу.
Возможно резервирование места в гостинице (об этом необходимо указать в Заявке).
Размещение в гостинице осуществляется решением оргкомитета (в связи с ограниченным количество мест).
Заявки на участие в конференции необходимо выслать до 15 сентября 2025 года по адресу: info@ccmm.ru.

Форма заявки:

ФИО (полностью)              
Учёная степень (при наличии)  
Учёное звание (при наличии)  
Место работы или учебы (полностью, с
аббревиатурами, по образцу: ФГБОУ ВО
«Московская государственная
консерватория имени П. И. Чайковского»)
 
Должность  
Тема доклада (на русском или английском
языках)
 
Ключевые слова (на русском или
английском языках, от 5 до 7 слов)
 
Тезисы (на русском или английском
языках, 250-300 слов в каждом случае)
 
Форма участия (очное или онлайн)  
Необходимое техническое оборудование
для доклада
 


Оргкомитет оставляет за собой право конкурсного отбора докладов.

Докладчикам предоставляется возможность публикации материалов в одном из научных изданий, рекомендованных ВАК:

  • «Научный вестник Московской консерватории»
  •  «Журнал Общества теории музыки»
  • «Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность»

 


Ссылки