Эпоха барокко в свете современной теории музыки

11 марта 2026 г. | Курсы

Курс ведут:

  • доцент Анна Константиновна Иглицкая
  • доцент Григорий Иванович Лыжов
  • профессор Наталья Юрьевна Плотникова
  • преподаватель Людмила Ивановна Сундукова

Формат курса: онлайн.

Темы курса:

  • • Секвенция и каденция в барочной гармонии (Г.И. Лыжов)
  • • Барочный оркестр. (к вопросу об истории оркестрового стиля 1600–1750 годов) (А.К. Иглицкая)
  • • Фугированные формы раннего барокко: теория и практика (Л.И. Сундукова)
  • • Музыкальные формы в хоровой музыке русского барокко (Н.Ю. Плотникова)

Этот коллективный курс повышения квалификации составляют лекции, посвященные отдельным проблемам барочной гармонии и полифонии, особенностям барочного оркестрового стиля и формы в русской хоровой музыке.

Лыжов Григорий Иванович, доцент

Секвенция и каденция в барочной гармонии

Казалось бы, секвенция и каденция, будучи взяты в качестве локальных участков гармонического процесса, не способны репрезентировать сколько- нибудь широкую проблематику барочной гармонии. Однако, обе они могут быть вписаны в более широкий круг родственных явлений, благодаря чему их рассмотрение способно раскрыть или хотя бы затронуть сущностные черты гармонического мышления эпохи. Секвенцию в этом случае следует рассматривать в контексте моделей многоголосного письма, значение которых для истории барочной гармонии и композиции в целом стало очевидным только в последние десятилетия. Каденция же, понимаемая (в немецкой науке о гармонии, начиная с Римана) как минимальный синтаксический оборот, определенно репрезентирующий один тональный центр (на языке отечественного музыковедения —  полный оборот), отвлекается от привычной для нас функции заключения и становится образом гармонического развертывания тональных сил на разных уровнях формы. В таком расширительном контексте можно говорить даже о «влиянии каденции на секвенцию», в результате которого последняя становится более тонально-сплоченной; вехи этого процесса могут быть маркерами смены периодов внутри барочной гармонии.

Сундукова Людмила Ивановна

Фугированные формы раннего барокко: теория и практика

Лекция посвящена полифонии позднего Возрождения и раннего барокко — этапа, на котором происходило формирование важнейшего полифонического жанра — фуги. Предлагается рассмотреть ранние фугированные формы двух ведущих школ: немецкой и итальянской. Особое внимание будет уделено музыкально-теоретическому наследию конца XVI–XVII веков.

Примерный план лекции:
1. К истории теории фуги. Понятие «фуга» в итальянских и нидерландских трактатах позднего Возрождения. Формирование теории тонального ответа.
2. Фугированные формы в итальянской музыке первой половины XVII века. Типы экспонирования тематизма. Техника инганно.
3. Фугированные формы в немецкой музыке первой половины XVII века. Особенности жанровой системы. Обзор музыкально-теоретического наследия.
4. Итальянское влияние на немецкую теорию фуги второй половины XVII века.

Иглицкая Анна Константиновна, доцент

Барочный оркестр. К вопросу об истории оркестрового стиля 1600–1750 годов

Лекция посвящена истории оркестра в эпоху барокко. Этот период заслуживает особого внимания, так как именно в нём мы можем наблюдать становление оркестрового музицирования от его рождения из ансамблей флорентийских интермедий до оркестра в творчестве Баха и Генделя. В рамках лекции предполагается:

  • охарактеризовать исполнительскую оркестровую практику этого периода и составить максимально приближённую к тому времени картину того, как, какими силами исполнялась оркестровая музыка;
  • представить сведения об инструментарии барочного оркестра;
  • рассмотреть особенности барочного оркестра в Италии, Франции, Германии и Англии;
  • рассмотреть некоторые партитуры композиторов барочной периода и выявить основные особенности оркестрового письма.

Плотникова Наталья Юрьевна, проф.

Музыкальные формы в русской хоровой музыке эпохи барокко

В лекции будут рассмотрены следующие вопросы:

  • Концертная форма и принципы концертного письма в русской хоровой музыке эпохи барокко.
  • Рефренные формы.
  • Принцип амплификации и его роль в формообразовании партесных концертов.
  • Одночастная круговая форма.
  • Циклические формы. Вопросы единства крупных циклических композиций.

Курсы повышения квалификации 2025/2026

Полную информацию об авторских курсах смотрите на странице Факультета повышения квалификации (вкладка «Курсы»).


Ссылки