Эпоха барокко в свете современной теории музыки
11 марта 2026 г. | Курсы
Курс ведут:
- доцент Анна Константиновна Иглицкая
- доцент Григорий Иванович Лыжов
- профессор Наталья Юрьевна Плотникова
- преподаватель Людмила Ивановна Сундукова
Формат курса: онлайн.
Темы курса:
- • Секвенция и каденция в барочной гармонии (Г.И. Лыжов)
- • Барочный оркестр. (к вопросу об истории оркестрового стиля 1600–1750 годов) (А.К. Иглицкая)
- • Фугированные формы раннего барокко: теория и практика (Л.И. Сундукова)
- • Музыкальные формы в хоровой музыке русского барокко (Н.Ю. Плотникова)
Этот коллективный курс повышения квалификации составляют лекции, посвященные отдельным проблемам барочной гармонии и полифонии, особенностям барочного оркестрового стиля и формы в русской хоровой музыке.
Лыжов Григорий Иванович, доцент
Секвенция и каденция в барочной гармонии
Казалось бы, секвенция и каденция, будучи взяты в качестве локальных участков гармонического процесса, не способны репрезентировать сколько- нибудь широкую проблематику барочной гармонии. Однако, обе они могут быть вписаны в более широкий круг родственных явлений, благодаря чему их рассмотрение способно раскрыть или хотя бы затронуть сущностные черты гармонического мышления эпохи. Секвенцию в этом случае следует рассматривать в контексте моделей многоголосного письма, значение которых для истории барочной гармонии и композиции в целом стало очевидным только в последние десятилетия. Каденция же, понимаемая (в немецкой науке о гармонии, начиная с Римана) как минимальный синтаксический оборот, определенно репрезентирующий один тональный центр (на языке отечественного музыковедения — полный оборот), отвлекается от привычной для нас функции заключения и становится образом гармонического развертывания тональных сил на разных уровнях формы. В таком расширительном контексте можно говорить даже о «влиянии каденции на секвенцию», в результате которого последняя становится более тонально-сплоченной; вехи этого процесса могут быть маркерами смены периодов внутри барочной гармонии.
Сундукова Людмила Ивановна
Фугированные формы раннего барокко: теория и практика
Лекция посвящена полифонии позднего Возрождения и раннего барокко — этапа, на котором происходило формирование важнейшего полифонического жанра — фуги. Предлагается рассмотреть ранние фугированные формы двух ведущих школ: немецкой и итальянской. Особое внимание будет уделено музыкально-теоретическому наследию конца XVI–XVII веков.
Примерный план лекции:
1. К истории теории фуги. Понятие «фуга» в итальянских и нидерландских трактатах позднего Возрождения. Формирование теории тонального ответа.
2. Фугированные формы в итальянской музыке первой половины XVII века. Типы экспонирования тематизма. Техника инганно.
3. Фугированные формы в немецкой музыке первой половины XVII века. Особенности жанровой системы. Обзор музыкально-теоретического наследия.
4. Итальянское влияние на немецкую теорию фуги второй половины XVII века.
Иглицкая Анна Константиновна, доцент
Барочный оркестр. К вопросу об истории оркестрового стиля 1600–1750 годов
Лекция посвящена истории оркестра в эпоху барокко. Этот период заслуживает особого внимания, так как именно в нём мы можем наблюдать становление оркестрового музицирования от его рождения из ансамблей флорентийских интермедий до оркестра в творчестве Баха и Генделя. В рамках лекции предполагается:
- охарактеризовать исполнительскую оркестровую практику этого периода и составить максимально приближённую к тому времени картину того, как, какими силами исполнялась оркестровая музыка;
- представить сведения об инструментарии барочного оркестра;
- рассмотреть особенности барочного оркестра в Италии, Франции, Германии и Англии;
- рассмотреть некоторые партитуры композиторов барочной периода и выявить основные особенности оркестрового письма.
Плотникова Наталья Юрьевна, проф.
Музыкальные формы в русской хоровой музыке эпохи барокко
В лекции будут рассмотрены следующие вопросы:
- Концертная форма и принципы концертного письма в русской хоровой музыке эпохи барокко.
- Рефренные формы.
- Принцип амплификации и его роль в формообразовании партесных концертов.
- Одночастная круговая форма.
- Циклические формы. Вопросы единства крупных циклических композиций.