Ансамбль «Асматикон» при Научно-творческом центре церковной музыки занимается изучением и практическим исполнением песнопений, принадлежащих двум богослужебным певческим традициям — знаменной и византийской.
Название коллектива происходит от греческого «асматикон» [Ἀσματικὸν]: 1) византийская богослужебная певческая книга, содержащая песнопения, предназначенные для исполнения хором певчих; 2) пространно и искусно сочинённое песнопение, исполняемое по особому случаю, чаще — Трисвятое (в конце Великого Славословия на вынос Креста или надгробное, Великой Субботы).
В репертуаре ансамбля знаменный распев представлен наиболее архаичной традицией — дореформенной раздельноречной, сохранившейся в рукописных и печатных нотированных источниках и в богослужебном пении старообрядческих беспоповских (поморских) общин.
Византийский распев, исполняемый певческим коллективом, представляет современную богослужебно-певческую практику восточных православных церквей, которая является непрерывным продолжением и развитием древнейшей византийской традиции псалтического искусства.
Песнопения обеих традиций исполняются по оригинальной нотации — знаменной крюковой и невменной поствизантийской.
Вдохновителем и автором идеи создания ансамбля при Центре стала его основатель и руководитель (с 1998 по 2007 — Научно-исследовательский центр церковной музыки им. Прот. Димитрия Разумовского) — профессор И. Е. Лозовая (+ 2007). У истоков деятельности ансамбля стоит А. А. Елисеева, организовавшая в 2005 певческую лабораторию при Научно-творческом центре. В лаборатории разрабатывалась творческая концепция исполнения певческого материала обеих традиций, решались проблемы певческой интерпретации, которая должна была соответствовать научным изысканиям сотрудников Центра и, вместе с тем, находиться в русле живой многовековой богослужебно-певческой традиции (знаменной и византийской).
В 2010 году лаборатория преобразована в концертирующий певческий коллектив под руководством А. А. Елисеевой. Ансамбль объединил разносторонних специалистов, работающих в различных областях науки, искусства, педагогической, богослужебной и исполнительской деятельности: искусствоведов, историков и теоретиков искусства, исследователей в области византинистики, неоэллинистики, музыкальной медиевистики, фольклористики, этномузыкологии и музыкальной палеографии; преподавателей ведущих художественных, музыкальных, театральных и гуманитарных ВУЗов России (Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Высшая школа сценического искусства Константина Райкина, Школа византийского пения «Σχολείον ψαλτικής»); руководителей и певчих церковных хоров; исполнителей-инструменталистов, лауреатов международных конкурсов; членов творческих союзов Российской Федерации.
В составе ансамбля: Елисеева А. А., Конотопова М. В., Выдрицкая М. С., Шенталинская М. В., Мишина О. Г., Виноградова Е. А., Корчагина М. В.
Разностороннее образование и углублённая специализация каждой из исполнительниц и, прежде всего, любовь к подлинной традиции богослужебного пения, позволили создать уникальный коллектив, внутри которого осуществляется серьёзная исследовательская и творческая работа: изучаются рукописные памятники (византийские и древнерусские), исторический, художественный и литургический контекст, исследуются особенности стилевых направлений и исполнительской техники ведущих мастеров лучших певческих школ.
Концерты ансамбля регулярно проходят в стенах Московской консерватории, а также в музеях, с которыми установились прочные творческие контакты (Государственный Исторический музей, Музей Русской иконы, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублёва.), в храмах Москвы и Подмосковья (мц. Татианы при МГУ, свт. Николая в Котельниках, рождества прсв. Богородицы в Подмоклово и др.). Ансамбль сотрудничает также с Московским союзом художников, Международным Фондом славянской письменности и культуры и с Библиотекой истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева».
Одной из форм деятельности ансамбля является проведение концертов-лекций, совмещающих исполнение церковных песнопений с описанием характерных черт их распевов в историко-культурном контексте (церковная история, гимнография, литургика, иконопись).
Абонемент № 57. Византийско-русские певческие параллели. Концерты-лекции
3 концерта | Цена: от 900 до 2400 рублей
29 ноября 2019, Концертный зал имени Н. Я. МясковскогоАбонемент № 54. Живая певческая культура Византии и Древней Руси
Начало в 19.00
Цена: от 900 до 1500 руб.
3 концерта
24 января 2017, Концертный зал имени Н. Я. МясковскогоБлагодарственое письмо вокальному ансамблю «Асматикон»
Международный фонд славянской письменности и культуры и Генеральный директор фонда А. Ф. Бочкарёв в письме к ректору Московской консерватории А. С. Соколову выражает благодарность вокальному ансамблю «Асматикон» научно-исследовательского центра имени протоиерея Димитрия Разумовского и руководителю ансамбля Анне Александровне Елисеевой за участие в Великопостном концерте духовной музыки.
30 марта 2014