Дубравская
Татьяна Наумовна

  • Годы работы: 1974 - 2010
  • Доктор искусствоведения
  • Профессор
Дубравская<br /> Татьяна Наумовна

Звание ветерана труда; медаль к 850-летию Москвы (1997)


Окончила фортепианное отделение Музыкального училища при Московской консерватории (по классу В. М. Хорошиной, 1965); теоретико-композиторский факультет Московской консерватории (класс проф. В. В. Протопопова, 1970); аспирантуру кафедры теории музыки (научный руководитель — проф. В. В. Протопопов, 1975).

Имела стажировки: в Российском Институте истории искусств Министерства культуры СССР (Сектор классического искусства Запада, научные руководители — Е. И. Ротенберг и М. И. Свидерская, Москва, 1987), итальянском Обществе «Данте Алигьери» (двухмесячная стипендия для изучения итальянского языка и культуры, Рим, 1994), международном Центре научных исследований музыки Палестрины (Италия, Fondazione Giovanni Pierluigi da Palestrina-Centro Studi Palestriniani, Рим-Палестрина, 1996, 1998, научные руководители проф. Д. Ростиролла и маэстро Л. Бьянки).

Дипломная работа была посвящена итальянскому мадригалу XVIвека (медаль «За лучшую научную студенческую работу СССР» на конкурсе, организованном Министерством высшего и среднего специального образования СССР, 1970). Кандидатская диссертация — «Музыкальный мадригал XVI-XVII вв.» (защищена в Московской консерватории в 1977 году). Докторская диссертация — «Полифония эпохи Возрождения. XVIвек» (Московская консерватория, 1992 г.).

Умерла 2 мая 2011 года в Москве.

Педагогическая деятельность

С 1974 года преподавала на кафедре теории музыки (1984 — доцент, 1993 — профессор). Работала также в Государственном Центральном Музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки (1970–1974 гг., научным сотрудником, затем старшим научным сотрудником Архивного отдела), Государственном музыкально-педагогическом институте им. М. В. Ипполитова-Иванова (1997-2002, профессор кафедры музыковедения).

Учебно-педагогическая деятельность Т. Н. Дубравской была связана с курсами полифонии и анализа музыкальных произведений. С 1974 г. работала в специальном курсе полифонии на историко-теоретическом факультете, сначала — как ассистент проф. В. В. Протопопова (индивидуальные занятия и отдельные лекции), с 1994 г. — как ведущий профессор (полный лекционный курс и индивидуальные занятия). В 1974-1985 гг. вела общие учебные курсы полифонии и анализа музыкальных произведений на фортепианном и оркестровом   факультетах (струнное и духовое отделения, отделение симфонического дирижирования), на иностранном факультете (группы дирижеров-хоровиков, пианистов, струнников, композиторов), на факультете повышения квалификации Московской консерватории. В 1978-1979 гг. — индивидуальные занятия у студентов историко-теоретико-композиторского факультета в специальном курсе анализа музыкальных произведений проф. В. Н. Холоповой.

Важная область — руководство дипломными работами и диссертациями. Тематика их охватывает обширный круг историко-теоретических вопросов на материале сочинений композиторов разных эпох, разных национальных школ и стилей: «Антемы Генделя и национальные традиции жанра» (М. Сытник), «Каноны в музыке ХХ века: Шёнберг, Веберн, Стравинский, Лигети и др.» (Е. Иванова), «Музыкальный мир П. Хиндемита» (С. Кондратюк), «Веберн – Изаак: диалоги эпох» (Е. Канакина), «Сестина Монтеверди: музыкальная эпитафия» (Е. Пронина), «Последние произведения Гайдна: преддверие нового» (В. Залесский), «Шансон Орландо ди Лассо» (Тыонг Ван), «Мессы Палестрины: книги IV, V, VI» (М. Резниченко, В. Артанова, А. Зудова), «Мессы Палестрины на мадригальные источники» (Т. Федотова), «Палестрина и русская музыкальная культура XIXвека» (Е. Копылова), «Число и символ в ренессансной музыке [на примере Canticum Canticorum Палестрины]» (К. Бодров), «Франко-фламандские мессы XV века: на рубеже эпох. Эволюция музыкального письма» (М. Лопатин), «Старинные трактаты об искусстве игры на флейте: С. Ганасси, Ж.-М. Оттетер, И. Г. Тромлиц» (см. также нотные примеры к трактату С. Ганасси) (Н. Хазанов). Среди учеников Т. Н. Дубравской, подготовивших под ее руководством свои дипломные работы и диссертации (их около 20), — пять защитившихся кандидатов и один доктор искусствоведения: У. Р. Джумакова, ныне профессор, проректор по научной работе Казахской Академии музыки, г.Астана; тема кандидатской диссертации — «Принципы музыкального кюя и их претворение в казахской симфонической музыке» (1985),   в 2004 году она успешно защитила докторскую диссертацию на тему «Творчество композиторов Казахстана 1920-1980-х годов. Проблемы истории, смысла и ценности»; Л. Я. Копбаева, преподаватель Алма-Атинской консерватории, тема кандидатской диссертации — «Казахский кюй в контексте традиционных жанров музыки Средней Азии» (1991); Т. Ф. Продьма (Алма-Ата), тема кандидатской диссертации — «Токката: к истории и теории жанра»; Ку Ле Зуен (Вьетнам), преподаватель Ханойской консерватории, тема кандидатской диссертации: «Каноны Моцарта в контексте западноевропейской музыкальной культуры» (1998 г.); Е. В. Иванова, преподаватель Московской консерватории, тема кандидатской диссертации: «Загадки сфинкса — ХХ век. Музыкальная форма канона в творчестве композиторов ушедшего столетия» (2006). В Греции успешно работает Георгос Плумбидис, закончивший Московскую консерваторию по классу Т. Н. Дубравской (с 2001 г. — аспирант кафедры теории музыки, тема — «Новогреческая музыка ХХ века: Стилевые направления. Музыкальная форма и полифония»).

Научная деятельность Т. Н. Дубравской (свыше 130 научных трудов) представлена исследованиями проблем истории и теории музыкальных форм и жанров, истории и теории полифонии, переводами и научным комментированием работ итальянских авторов, составлением и редактированием сборников научных трудов. Среди них — сборник «Генрих Шютц» (редактор-составитель, издательство «Музыка», М., 1985), многочисленные сборники научных трудов Московской консерватории: «Из истории форм и жанров вокальной музыки» (1982), «Проблемы музыкального стиля» (1982), «Музыкальный язык, жанр, стиль: проблемы теории и истории» (1987), «Традиционное и новаторское в современной музыке» (1987), «Из истории теоретического музыкознания», (1990), «История и современность» (1990), «Методы изучения старинной музыки» (1992), «Музыка: Творчество, исполнение, восприятие» (1992), «Музыкальное искусство ХХ века: Творческий процесс. Художественные явления. Теоретические концепции» (1992), «Русская книга о Палестрине» (2002) и др.; сборник «Музыкальная культура христианского мира» (материалы международной конференции, редактирование; Ростов-на-Дону, 2001).

Основные научные труды:

  • книга «Музыка эпохи Возрождения. XVI век» (26  п. л., серия «История полифонии», вып.2-Б. М., 1996),
  • статьи о ренессансном мадригале («Мадригал: жанр и форма» // Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978; «Генрих Шютц и немецкая мадригальная школа» // Генрих Шютц. М., 1985) и др.,
  • о Палестрине («Мир Пьерлуиджи» // Старинная музыка, 2000 ? 3, 2001 ? 1),
  • о понимании ренессансной музыки («Звуковые образы ренессансной мессы» // Музыкальная культура христианского мира. Ростов-на-Дону, 2001; «Музыкальная семантика – некоторые исторические аспекты» // Семантика музыкального языка. М., 2004),
  • о цикличности в истории музыкального искусства («Эпоха Возрождения и феномен цикличности в истории вокальной музыки» // Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. М., 2004; «Стравинский – Джезуальдо: возвращение назад или ооткрытие нового?» // Стравинский в контексте времени и места. М., 2006),
  • статьи по вопросам современной музыки («“Виртуальный слой композиции” – новое понятие в теории музыкальной формы» // Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве. Ростов-на-Дону, 2005; разделы «Полифония», «Канон» // «Теория современной композиции». М., 2005). 

Т. Н. Дубравской разработана авторская концепция ренессансного стиля в музыке (как исторически переходного явления, интонационно амбивалентного и диффузного), созданная на базе культурологического исследования итальянского искусства XVI века и дающая новый взгляд на творческое наследие старинных музыкантов. Ею предложена методика интонационного анализа, позволяющая реконструировать «интонационный мир» эпохи Возрождения и определить критерии для дифференциации индивидуальных композиторских стилей того времени. Введены термины: «сквозная полифоническая форма» (относительно строения мадригала и подобных ему композиций), «первичный и вторичный синтаксис», «межстрочная и внутристрочная музыкальная повторность» (относительно музыкально-текстового синтаксиса в ренессансных мессах), «эмблематический канон», «виртуальный слой композиции». Занимаясь исследованиями старинной музыки, Т. Н. Дубравская, стремясь к возрождению ее звучания в современных условиях, организовала вокально-инструментальный ансамбль «Exsurgam diluculo» (1970-1973), исполнявший произведения мастеров эпохи Ренессанса и Барокко.

Основные методические работы — учебник «Полифония» (М., 2008); Программа-конспект курса полифонии для историко-теоретических факультетов музыкальных вузов (2002; І2007), охватывающая почти тысячелетний период развития искусства контрапункта. Базовый принцип Программы — углубленное изучение полифонической классики разных исторических эпох: от ранних этапов истории полифонии до современности.

В учебно-педагогической работе при занятиях в группах Т. Н. Дубравская применяла современные методики преподнесения материала, использовала «принципы творческой мастерской», привлекала студентов к исследовательской деятельности, устраивая в рамках учебных курсов научно-творческие семинары.

Т. Н. Дубравская была организатором конференций, концертов и научных   публикаций, посвященных Генриху Шютцу (1972, к 300-летию со дня смерти композитора; сборник «Генрих Шютц», 1985) и Джованни Пьерлуиджи да Палестрина («Дни Палестрины в Москве», 1994, к 400-летию со дня смерти; сборник «Русская книга о Палестрине», 2002). Организовала Палестриновские семинары: I — 1996 г. (с приглашением президента итальянского Палестриновского Общества доктора.Луиджи Пулити), II — 1997 г. («К 110-летию первого исполнения в России мессы Папы Марчелло»); III — 1999 г. («Вопросы текстомузыкальной формы в мессах Палестрины»). Провела три теоретических семинара «Искусство контрапункта на рубеже тысячелетий» (1999, 2001, 2004) с приглашением композиторов (В. Тарнопольского, В. Мартынова, В. Екимовского, И. Соколова, С. Загния). Была организатором (совместно с Н. И. Тарасевичем) Международной конференции «История освещает путь современности» ( 2008, к 100-летию со дня рождения В. В. Протопопова).

В 1979-1992 гг. занималась организационными вопросами в Редакционном совете консерватории, исполняя фактически обязанности его секретаря. Наладила регулярный выпуск научных трудов консерватории средствами оперативной полиграфии. Разработала «Методические указания по выпуску сборников научных трудов».

Т. Н. Дубравская награждена двумя медалями международного Центра научных исследований музыки Палестрины (Fondazione Giovanni Pierluigi da Palestrina-Centro Studi Palestriniani, Италия, 1994, 1996). В 2003 году избрана членом этой организации. Член Итальянского общества музыковедения (SIdM).Член международного общества «Данте Алигьери».


Ю. Москва «Занимательная полифония» // «Российский музыкант», № 7 (1272), октябрь 2009 

Кандидат искусствоведения
Доцент