Учителя
  • лауреат международных конкурсов
  • лауреат премии «”Золотая лира”. Женское лицо года. Творческая элита Москвы»
  • участник программ Московской Государственной Академической Филармонии
  • автор идей и художественный руководитель ряда молодежных музыкальных проектов
  • преподаватель Московской  Государственной консерватории имени П. И. Чайковского
  • член World Piano Teachers Association
  • автор идей и художественный руководитель ряда молодежных музыкальных проектов.  

Елена Тарасова родилась 16 мая 1984 года в Москве. Начала заниматься музыкой в четырёхлетнем возрасте. В течение одиннадцати лет творческая индивидуальность Елены формировалась и развивалась в классе Заслуженного учителя РФ Ольги Евгеньевны Мечетиной (ДМШ Академического Музыкального Училища при Московской консерватории, затем Академическое Музыкальное Училище). За это время Елена стала лауреатом детских и юношеских конкурсов и фестивалей, стипендиатом Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова и Международного Фонда Культурного Обмена (президент Фонда — Константин Орбелян), солисткой филармонии Ассоциации «Классическое наследие».

С 2002 по 2007 год Елена — студентка Московской консерватории. Это счастливое время творческих поисков и ярких свершений под руководством великих Мастеров — профессора, Народного артиста РФ Сергея Леонидовича Доренского и профессора, Заслуженного артиста РФ Павла Тиграновича Нерсесьяна, Народного артиста России, профессора Тиграна Абрамовича Алиханова (класс камерного ансамбля), Заслуженной артистки России, профессора Маргариты Ивановны Кравченко (класс концертмейстерского искусства). Окончив консерваторию с отличием, Елена продолжила свое обучение в аспирантуре (2007–2010) в классе Сергея Леонидовича Доренского и Павла Тиграновича Нерсесьяна. В рамках аспирантского обучения дополнительно стажировалась в классе Тиграна Абрамовича Алиханова и Маргариты Ивановны Кравченко.

Елена — лауреат международных конкурсов, среди которых можно выделить II премию IV Международного конкурса пианистов им. Н. Рубинштейна (Париж, 1999), I премию конкурса «Классическое наследие. Памяти С. В. Рахманинова» (Москва, 2001), I премию и специальную премию Карлы Джудичи «Premio Iacopo Napoli» конкурса «Citta di Morcone 2006» (Италия, 2006), победу на WPTA International Piano Competition (Сербия, Нови-Сад, 2015).  Является обладательницей диплома Летней Академии «Mozarteum» (Зальцбург, Австрия, 2003) и диплома «Musical Spring at the Mill» (Moulin d'Ande, Франция, 2005).

С 2007 по 2014 годы — солистка  Московского Концертного Филармонического Объединения «Москонцерт». С 2006 года по настоящее время Елена — участник абонементов и программ Московской Государственной Академической Филармонии.

Елена активно концертирует с сольными и симфоническими программами в Москве, по городам России (гастрольная биография артистки составляет более шестидесяти городов), также участвует в международных фестивалях за рубежом (Франция, Италия, Австрия, Германия, Чехия, Япония). Елене посчастливилось принимать участие в крупнейших европейских проектах, среди которых — фестиваль Radio France в Монпелье, фестиваль Национального оркестра Лилля (художественный руководитель — Жан-Клод Казадезюс), фестиваль «Les Pianos Folies».

В мае 2006 года Елена Тарасова была удостоена чести представлять Московскую консерваторию на престижном фестивале — Kyoto International Music Students Festival 2006 (Япония). Осенью этого же года в рамках проекта «Japan-Russia Exchange Concerts 2006», прошедшего с 5 сентября по 20 октября в виде концертного турне по четырнадцати городам Японии, Елена выступила не только в качестве солиста и ансамблиста, но и провела несколько мастер-классов.

Исполнительское мастерство пианистки отмечали в таких залах, как Большой, Малый, Рахманиновский залы Московской консерватории; Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя; Светлановский, Камерный, Театральный залы Московского международного Дома Музыки; Врубелевский зал Третьяковской галереи; «Le Corum» (Монпелье), зал консерватории в Лилле, Дворец Конгрессов (Ле Туке), Франция;  Steinway-Haus (Дюссельдорф), Ballsaal Altes Kurhaus Aachen (Аахен), Германия; Народный дом Винограды (Концертный зал «Маяковский») и Бетлемская капелла в Праге; Kioi Hall (Токио), NHK Osaka Hall (Осака), Alti Hall и Kyoto Concert Hall (Киото), Shirakawa Hall (Нагоя), Tohoku Fukushi University, Music Palace «Keyaki Hall» (Сендай) и др. 

Летом 2012 года в Большом зале Московской консерватории Елена записала демо-диск «Обретение Времени» (Бах-Бузони, Шуберт-Лист, Лист). Записи концертов Елены неоднократно транслировались в эфире Radio France, радиостанции «Орфей», радиостанции Фонда «Русский Мир».


«Пианистку Елену Тарасову отличает не только самоотверженность в профессии, но и такие качества как честность и искренность по отношению к окружающим и самой себе. В её игре это заметно особенно: нет суеты, стремления угодить и понравиться слушателю, и как следствие этого — манерность и подражание моде — сами собой остаются далеко в стороне, а человеческое благородство гармонично сочетается с благородством исполнительским. Годы исполнительской деятельности позволили Елене Тарасовой создать обширный репертуар, главной особенностью которого является не только близость каждого отдельного сочинения внутреннему миру артистки, но его актуальность и «общечеловечность». Будь то сочинения эпохи барокко или опусы композиторов XX века — все они дают представление о высоком вкусе исполнителя и его умении отделять безусловно ценное от второстепенного и малозначительного…».

Кандидат искусствоведения С. Голубенко, аннотация к CD

Репертуар Елены охватывает временной период от эпохи барокко до современности.

 «Особенно следует отметить манеру игры Елены Тарасовой, сочетающей в себе и мягкость, и филигранную технику, и силу, которая позволила ей прекрасно воплотить столь различные музыкальные образы... »

Газета «Российский музыкант»

«...Шопен, Лист, Рахманинов — это стихия Лены, в которой она владеет всем многоцветьем фортепианных красок. У нее своя система настройки перед выходом на сцену. Взгляд отрешенный, внутренним слухом прокручивает в голове программу... Начинается священнодействие, во время которого не существует вообще ничего, кроме Музыки. Это профессионализм высокой пробы…»

Журнал «Музыкант»

«Прекрасное впечатление оставило бережное, изящное туше Елены Тарасовой. «Округлость» фразировки, отработка и осмысленность деталей, безупречная мелкая техника — всё это наряду со стремлением «передать образ сочинения», а не «выстроить образ солиста-виртуоза». Качество, не такое частое среди современных пианистов, часто тяготеющих к «спортивности». При этом, захотелось в будущем выяснить, как этот «образ» будет складываться у пианистки в концертах других композиторов, совершенно иных по своему облику: допустим, Брамса или Шостаковича...»

Журнал «Флорестан»

«15 апреля 2006 года в Большом концертном зале Ленинского мемориала г. Ульяновска состоялся симфонический концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Д. Д. Шостаковича, в рамках которого прозвучал Концерт № 1 для фортепиано с оркестром в исполнении московской пианистки Елены Тарасовой. Концерт стал несомненным событием в культурной жизни города. Елена Тарасова проявила себя как талантливый музыкант с безупречной профессиональной подготовкой, органичным ощущением и пониманием стиля композитора. Высокие ансамблевые качества исполнительницы, искреннее и неподдельное чувство авторского юмора в музыке, блеск и искрометность фортепианной техники, а также зажигательная эмоциональность вместе с артистической раскованностью и свободой музицирования обеспечили большой успех молодой пианистки в концерте. Публика и оркестр горячо приветствовали исполнение безусловно одаренной и перспективной восходящей звезды, студентки Московской Государственной Консерватории Елены Тарасовой».

Художественный руководитель и главный дирижер УлГАСО,
Заслуженный деятель искусств России, профессор С. В. Ферулёв

«Очень женственная, мягкая, миловидная Елена Тарасова играла редко звучащее сочинение Моцарта — Десять вариаций на тему из комической оперы К. В. Глюка «Пилигримы из Мекки». Неистощимая фантазия сочинителя заставляет одеваться в самые немыслимые наряды привычные, знакомые современникам Моцарта мелодии. Безупречное мастерство, восхитительное изящество, тонкое лукавство, блестящий юмор и милое кокетство и щедрый дар Елены Тарасовой вознаграждён оглушительными аплодисментами».

Художественный руководитель Муромской филармонии Е. Пономарёва


Насыщенная концертная жизнь подарила Елене возможность сотворчества со многими исполнителями, среди которых  — солисты МГАФ Гайк Казазян (скрипка), Кирилл Родин  (виолончель); официальный артист Steinway & Sons Андрей Ярошинский (фортепиано), лауреаты международных конкурсов Леонард Шрайбер (скрипка; Бельгия), Павел  Баранский (баритон), струнный квартет «Rusquartet», и другие. Елена работала с дирижёрами Вячеславом Валеевым, Сергеем Ферулёвым, Рашитом Нигаматуллиным, выступала с Симфоническим оркестром Московской консерватории, Государственным Симфоническим оркестром Республики Татарстан, камерными и симфоническими оркестрами городов России.


Официальный сайт: elenatarasova.ru
e-mail: Pianotale@gmail.com

Проекты

Елена является автором идей и художественным руководителем ряда молодёжных музыкальных проектов. Формирование концепций и проведение подобных проектов, полных свежих и оригинальных репертуарных находок — важная составляющая её творческой деятельности. Из проектов наиболее масштабными на сегодняшний момент являются фестиваль «К 110-летию со дня рождения Франсиса Пуленка», по итогам которого Елене была присуждена премия «”Золотая лира”. Женское лицо года. Творческая элита Москвы»,  а также Молодёжный музыкальный проект «Русские вечера».

Фестиваль «К 110-летию со дня рождения Франсиса Пуленка» (25 декабря 2008 года — 25 апреля 2009 года) представил цикл монографических программ, позволяющих глубоко и разносторонне познакомить слушателя с творчеством Пуленка, а также ряд концертов, посвящённых музыке его современников, что отвечало ещё одной цели проекта — воссозданию музыкальной атмосферы эпохи, в которую жил и творил композитор. 

Елена выступила в качестве автора идеи, художественного руководителя фестиваля и исполнителя. Соорганизаторами проекта стали музыковед Наталия Ренёва и флейтист Святослав Голубенко. Проект поддержали Министерство культуры РФ, Московская  консерватория, Посольство Франции в РФ, Французский культурный центр. Проект курировали профессора Московской консерватории Т. А. Алиханов (Народный артист РФ, профессор), Е. Г. Сорокина (Заслуженный деятель искусств РФ, профессор), М. И. Кравченко (Заслуженная артистка РФ, профессор), Е. М. Царёва (Заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения, профессор), В. П. Чинаев (профессор, доктор искусствоведения). Участниками фестиваля стали лауреаты международных конкурсов, выпускники и аспиранты Московской консерватории. Программы фестиваля и интервью участников прозвучали в эфире главного информационного партнера проекта — радиостанции «Орфей».

«Автором идеи и руководителем фестиваля стала аспирантка Московской консерватории Елена Тарасова — концертирующая пианистка, которая впервые оказалась во главе масштабного проекта. Для неё настало время принимать поздравления: никакие организационные трудности не помешали ей исполнить внушительную часть программ, успешно проявив себя во всех ипостасях профессии…»

Журнал «Планета красота».

К значимым культурно-просветительским молодежным проектам Елены  относится концерт-монография «Евгений Светланов — композитор» (8 июня 2010, Москва). Концерт прошёл в рамках Первого Славянского форума искусств «Золотой Витязь». Президент форума — Николай Бурляев; в программе прозвучала музыка Маэстро Евгения Федоровича Светланова.

Официальный сайт проекта: www.svetlanovconcert.com

«Моё "появление" в этих проектах в качестве автора идеи и руководителя никак не связано с желанием заниматься менеджментом, продюсированием. Это просто идея исполнителя, возможно, имеющего склонность к формированию культурно-просветительских концепций — и попытка воплощения этой идеи...»

«Для меня интересна возможность воплощения своей концепции в жизнь. И возможность привнесения нового штриха в культурную жизнь социума. К тому же, получаю искреннее удовольствие от творческого общения с исполнителями-участниками проекта, каждого из которых очень ценю».

Из интервью Елены Тарасовой.

Еще один значимый и масштабный проект Елены — Молодёжный музыкальный фестиваль «Русские вечера» (январь 2011 — август 2015). Этот   многоплановый проект, объединивший молодых музыкантов Москвы и Санкт-Петербурга, стал своеобразным культурным мостом, направленным на развитие и укрепление молодёжного творческого диалога между представителями исполнительских школ Санкт-Петербурга и Москвы, основанных в свое время братьями Антоном и Николаем Рубинштейнами.

Первый молодежный музыкальный фестиваль «Русские вечера» с предшествующей творческой акцией «Культурный мост Москва — Санкт-Петербург» был проведён в концертных залах двух столиц в 2011 году (9 января — 10 июня) и подтвердил заявленный статус многопланового культурно-просветительского проекта, содействующего сохранению традиций и распространению национального достояния России. В рамках масштабного цикла программ фестиваль представил лучшие и открыл малоизвестные страницы музыкального наследия великих  русских композиторов,  отметил ряд юбилейных дат концертного сезона, а также познакомил музыкальную общественность с творчеством молодых композиторов России.

В Попечительский совет проекта вошли 19 известных представителей сферы искусства, среди которых народные артисты СССР В. Лановой, Ю. Соломин, Р. Нахапетов, В. Минин; народные артисты РФ Э. Виторган, Т. Алиханов, С. Слонимский, В. Герелло; заслуженные артисты РФ М. Кравченко, П. Нерсесьян. Участниками фестиваля стали молодые яркие исполнители, успешно зарекомендовавшие себя на многочисленных международных конкурсах, выпускники Московской и Петербургской консерваторий, солисты концертных организаций двух столиц, а также молодые композиторы, которые осуществили премьерные исполнения своих сочинений. Главные информационные партнёры проекта — радиостанция «Орфей» и радиостанция Фонда «Русский Мир» — предоставили эфирное время для рассказов о проекте, интервью участников и трансляций записей концертов.

По завершении первого фестиваля оргкомитет утвердил дальнейшую стратегию развития проекта. Сохраняя прежние приоритеты многоплановый проект «Русские вечера» ежегодно представляет циклы концертов и мероприятий, отвечающих целям сохранения традиций и распространения творческого наследия русских деятелей культуры и искусства, развития национального музыкального образования,  сохранения традиций просветительства, а также концертные программы в поддержку значимых событий в мире культуры. Специальный приз «Русские вечера. Новое поколение», задуманный оргкомитетом как программа поддержки и помощи молодым музыкантам в профессиональном становлении, предоставляет юным артистам возможность дебюта в рамках концертных программ проекта «Русские вечера» наравне с основным артистическим составом и при внимании СМИ.

Официальный сайт проекта: www.russianevenings.com


Педагогическая деятельность, работа в жюри

С 2010 года по настоящее время Елена преподает в Московской консерватории.  Принимает участие в работе жюри конкурсов и фестивалей, проводит мастер-классы в городах России и за рубежом (Япония, Франция, Босния и Герцеговина, Сербия).

С 2015 года — член World Piano Teachers Association.


Просветительская деятельность

В соавторстве с Марией Бакун и Екатериной Гоголевой Елена подготовила цикл просветительских радиопередач специально для радиостанции Фонда «Русский Мир» (июнь 2011). Это стало началом плодотворного сотрудничества с радиостанцией. В 2012 году в эфир вышел новый авторский цикл  программ «Музыкальные грани». Просветительская программа Елены «Дмитрий Шостакович. Творчество в контексте времени» вошла в число Золотых лекций «Русского Мира».

В июне 2013 года по предложению Гильдии книжников Торгового Дома «Библио-Глобус» Елена провела встречу с аудиторией, темой которой стала история русской музыки от 988 года до наших дней.  Данная встреча-беседа явилась импульсом к разработке и созданию цикла просветительских лекций по истории русской музыки.