Воинова
Марина Владиславовна

  • Кандидат искусствоведения
  • Старший преподаватель
Воинова<br /> Марина Владиславовна

Член Союза композиторов РФ (с 2000 г.).

Член Ассоциации органистов России (с 2001 г.).
Член авторского творческого общества SACEM (Франция).
Член комиссии «Традиции музыкальной культуры и современность» Научного Совета по изучению и охране культурного и природного наследия Российской Академии наук (с 2007 г.).

Лауреат конкурса композиторов Московской консерватории «Орфей. Мистерия XXI ве-ка» (2003).
Обладатель стипендии Правительства РФ для молодых композиторов (1999–2002), исследова-тельских грантов Федерального агентства по культуре и кинематографии (2005, 2006, 2008) и Фонда «Русское исполнительское искусство» (2006).


В 1998 г. окончила Московскую консерваторию по классу композиции (профессор К. К. Баташов), в 1999 г. – по классу органа (профессор О. Г. Янченко); там же в 2001 г. аспирантуру как композитор и музыковед (научный руководитель – профессор Ю. Н. Холопов). Также получила образование в Ленинградском институте киноинженеров (ЛИКИ) по специальности «звукоинженер» и Новом Гуманитарном университете Наталии Нестеровой (факультеты «искусствоведение» и «журналистика»).


Музыкально-общественная и просветительская деятельность

Художественный руководитель серии концертов «Современная органная музыка» (с 1997 г.) в Малом зале Московской консерватории. Автор литературно-музыкальных проектов «Образы Р. М. Рильке в музыке ХХ века», «Fresh organ» (литературно-музыкальное путешествие по органной музыке ХХ века), «Символизм в русской музыке ХХ века», которые проводились в концертных залах Московской консерватории, Центральной библиотеки иностранной литературы, Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки, а также в Доме-музее им. М. Цветаевой, Музее им. М. Ермоловой и литературном музее А. С. Пушкина на Пречистенке. Организатор научно-практических конференций в Московской консерватории:

  • «К столетию органа Большого зала Московской консерватории» (1999)
  • «К 250-летию со дня смерти И. С. Баха. Проблемы исполнения и интерпретации органной музыки Баха» (2000)
  • «Проблемы органного образования» (2001)
  • «Музыка и проповедь: к интерпретации наследия И. С. Баха» (2003)
  • «Страсти Христовы в старой и новой музыке» (2004)
  • «Бах и ХХ век» (2005)
  • «Из истории органной культуры» (2006)
  • «К 150-летию со дня рождения С. И. Танеева» (2006)

Член редколлегии журнала «Трибуна современной музыки» (с 2005 г.) и журнала «Орган» (заместитель главного редактора, с 2009 г.). Принимала участие в оргкомитете фестивалей:

  • Московский органный фестиваль (2001–2002, директор)
  • Международный фестиваль, посвященный 70-летию А. Шнитке (2004)
  • «60 лет памяти» (2005)
  • Международный фестиваль, посвященный 140-летию Московской консерватории (2006)
  • «Пространство Эдисона Денисова» (к 10-летию со дня смерти компо-зитора) (2006, координатор)
  • Международный музыкальный фестиваль к 70-летию Олега Янченко (1939-2002)

Инициатор и автор экспозиций в Музее им. Н. Г. Рубинштейна Мо-сковской консерватории: К 125-летию со дня рождения А. Ф. Гедике (2001), «Музыкальные миры Ю. Н. Холопова» (2002), памяти Е. В. Гладилиной (2003), «Олег Янченко: жизнь и творчество» (2004), к 75-летию Э. Денисова (2005), «Московская консерватория в годы Великой отечественной войны» (2005, совместно с С. Голубенко), «К 10-летию со дня смерти Э. В. Денисова» (2007), «Пространство Эдисона Дени-сова. К 80-летию со дня рождения» (2009), к 70-летию со дня рожде-ния Олега Янченко (2009). Принимала участие в радиопередачах на радио «Говорит Москва», Радио-1, Радио России, «Культура», «Орфей». Автор про-екта «100-летие Жана Лангле в Москве» (2007).


Педагогическая деятельность:

В 2001–2002 гг. ассистент кафедры органа и клавесина, в 2002–2003 гг. преподавала инструментовку на кафедре теории музыки, с 2002 по 2007 г. преподаватель кафедры хорового дирижирования (асси-стент профессора В. С. Ценовой).

В настоящее время преподаватель кафедры теории музыки.

С 1999 г. ведет класс композиции в Детской музыкальной школы имени С. И. Танеева (школа расположена в историческом доме семьи Танеевых в Чистом переулке г. Москвы).


Концертная деятельность:

С 1996 г. концертирует с сольными и ансамблевыми программами в Малом зале Московской консерватории и Государственном центральном музее музыкаль-ной культуры им. М. И. Глинки.

В 2000 г. принимала участие в проекте «Олег Янченко и его уче-ники» в Концертном зале им. П. И. Чайковского.

Гастролировала в городах РФ и ближнего зарубежья (Полоцк, Минск (Белоруссия); Калининград, Светлогорск (Калининградская область); Киев (Украина); Нижний Новгород.

Сочинения:

Автор более 60 музыкальных произведений в различных жанрах, среди которых:

  • Поэма-концерт для скрипки с оркестром, 1997
  • Сонаты (флейты соло, 1997; виолончели и фортепиано, 1993; альта и фортепиано, 1994)
  • Два струнных квартетов (1994, 1995)
  • Произведения для органа («Эпитафия», 1996; «Les fleurs du mal» для голоса, гобоя и органа на ст. Бодлера, 1997; Партита, 2000; Эле-гия памяти Олега Янченко, 2002; «Domine Jesu» для голоса, скрипки, органа и ударных, 2003; «Senza» для альтовой флейты и органа, памяти Ю. Н. Холопова, 2004)
  • Хоровые произведения («Benedictus и Alleluia» для смешанного хора a cappella, 1997; «Am Rande der Nacht» на стихи Рильке для хора и фортепиано, 2002; «Erbarme dich», Кантата для женского хора, солистов и камерного ансамбля, 2003)
  • Вокальные сочинения (Два стихотворения Рильке для голоса, скрипки, флейты и фортепиано, 1999; «Attouchements» для сопрано и камерного ансамбля на ст. Метерлинка, 2001; «Ukiyo» для 4-х флейт, сопрано, арфы и кото, 2003)
  • Сочинения для камерно-инструментального ансамбля («Слова в тишине», 2004; «Wie ist es möglich?», 2005; «Amoroso», 2005) и др.

Произведения М. Воиновой исполнялись в России и за рубежом на международных фестивалях «Из прошлого – в будущее», «Московская осень», «Московский форум», «Душа Японии», «Дни современной музыки» в Дрездене, «Белорусская Осень», «Варшавская осень». Ряд сочинений был создан по заказу Московского Ансамбля Современной Музыки (МАСМ, художественный руководитель Ю. Каспаров) и опубликован в российских и зарубежных издательствах, в частности «Le Chant du Monde» (Париж, Франция). В частности, Coda-Fantasia для фагота соло – в сборнике «Пьесы современных композиторов для фагота соло». НИЦ «Московская консерватория». М., 2009. Ред.-сост. В. С. Попов) и Элегия Памяти Олега Янченко для органа соло – в сборнике «Органная му-зыка современных московских композиторов. Выпуск 2». Нотное издание НИЦ «Московская консерватория». М., 2009.


Научные труды. Издания. Публикации:

Редактирование

  • Сочинения для органа молодых московских композиторов. Нотный сборник / ред.-сост. МГК. М., 1998. 32 с. 
  • К столетию органа Большого зала Московской консерватории: Материалы научной конферен-ции. Научн. труды МГК. Вып. 41. М., 2002. 91 с. / ред.-сост.
  • Органная музыка современных московских композиторов. Нотный сборник. Вып. 1 (на двух языках с предисловием) / ред.-сост. МГК. М., 2002. 77 с. 
  • Музыка и проповедь: к интерпретации музыки И. С. Баха. Научн. тру-ды МГК. Сб. 56 / ред.-сост. М., 2006. 200 с. 
  • Л. Дигрис. Как играть на органе. Вильнюс 1998, Москва, 2007. Издательский Дом «Композитор» / Оригинал-макет и общая редакция
  • Из истории мировой органной культуры XVI – XX веков. Учебное посо-бие / Ред. (совместно с Е. Кривицкой). М., 2007. 840 с. 
  • Ценова В. Драма жизни и Святые двенадцать: Фриц Хайнрих Кляйн, непри-знанный гений / (совместно с В. Барским). Музиздат, 2008
  • Орган. Журнал об органной культу-ре (заместитель главного редактора). М., 2009
  • Денисов Э. В. Исповедь / Ред.-сост. (совместно с В. Барским). М., 2009. 160 с. 
  • Постмодернизм в контексте современной культуры. Сб. статей. НИЦ «Московская консерватория». М., 2009. (участие в редколлегии, совместно с О. Гарбуз и А. Соколовым)
  • Холопов Ю. Н. Гармонический анализ. В трех частях. Часть 3 (совместно с Г. И. Лыжовым). НИЦ «Московская консерватория». М., 2009
  • Органная музыка современных московских композиторов. Выпуск 2. Нотное издание НИЦ «Московская консерватория». М., 2009 (составление, редактирование, вступительная статья на русском и английском языках)

Cтатьи

  • Литтерофония ВАСН и техника композиции в органной музыке второй половины ХХ века // Музыка и время. М., 2002. № 4. С. 35–34
  • Авангард в органной музыке ХХ века // Музыкальная культура: XIX-ХХ. Вып. 2 / сост. И. Немировская. М., 2002. С. 180–192
  • Протестантский хорал и жанр хоральной обработки в органной музыке ХХ века // М. Воинова, Т. Скобликова. Музыкальное служение в лютеранской церкви. Учебное пособие для канторов Лютеранской церкви. М., 2002. С. 17–31
  • Органная музыка молодых московских композиторов // К столетию органа Большого зала Мос-ковской консерватории: Материалы научной конференции. Науч. труды МГК. Вып. 41. М., 2002. С. 79–86
  • Проблемы современной органной музыки. Автореферат на соискание учёной степени кан-дидата искусствоведения. М., 2003. 27 c. 
  • Эволюция органа в ХХ веке и проблемы нотации в новейшей музыке // Оркестр. Инструмент. Партитура. Науч. труды МГК. Сб. 44. Вып. 1 / отв. ред. Е. Назайкинский. М., 2003. С. 175–184
  • К проблеме интерпретации современной органной музыки // Sator tenet opera rotas. Юрий Нико-лаевич Холопов и его научная школа. М., 2003. С. 283–289
  • Quo vadis? К размышлению о современной органной музыке // Музыковедение. М., 2004. № 1. С. 36–38
  • Алеаторика и современная органная композиция (на примере сочинения Джона Кейджа «Кое-что из Гармонии [штата] Мэн») // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения. Науч. труды МГК. Сб. 46. М., 2004. С. 111–118
  • «Индивидуальный проект» в органной музыке второй половины ХХ века. К проблеме современной органной композиции // Музыкальное искусство и проблемы современного гуманитарного мышления. Материалы «Серебряковских научных чтений». Книга 1. Волгоград, 2004. С. 220–228
  • Баховская символика в органной музыке ХХ века // Музыка и проповедь: к интерпретации музыки И. С. Баха. Материалы научной конференции. Науч. труды МГК. Сб. 56. М., 2006. С. 121–131
  • Инструментальный театр в органной музыке второй половины ХХ века // Постмо-дернизм в контексте современной культуры / Ред.-сост. О. В. Гарбуз. М., 2009
  • Идеи Второго авангарда и органная партитура // Оркестр без границ: Материалы науч-ной конференции памяти Ю. А. Фортунатова / Ред.-сост. И. А. Барсова, И. В. Вискова. М., 2009
  • С живыми - на живом языке (совместно с В.Барским) // Денисов Э. В. Исповедь / Ред.-сост. В. Барский, М. Воинова. М., 2009
  • Кто ищет свет в жизни [к 80-летию Эдисона Денисова] // Российский музыкант, 2009. № 4. С. 1
  • Текст и подтекст в новейшей органной музыке: (На примере интерпретации компо-зиционного метода Анри Пуссера) // Израиль-21, № 15. Музыкальный интернет-журнал
  • Орган между звуком и тишиной: опыт интерпретации // Музыкальное искусство: история и современность. Сб. статей к 40-летию Астраханской государственной консерватории. Астрахань, 2009. С. 157-161

Рецензии

  • Без страха и упрёка [о фестивале к 70-летию Ю. Н. Холопова] // Российский музыкант. 2003. № 6. С. 4  
  • Вечер хоровых премьер // Музыка и время. 2003. № 3. С. 11 
  • О Гедике и не только [о Втором Московском органном фестивале] // Российский музыкант. 2003. № 1. С. 2  
  • «Вышел в свет…» [о публикации нотного сборника «Органная музыка современных московских композиторов]// Российский музыкант. 2003. № 7. С. 4  
  • Maestro Georgio Septuagita [о фестивале, посвящённом 75-летию Ю. Н. Холопова] // Musicology. Belgrade. 2003. № 3. C. 244–246
  • Приобщиться к науке о музыке [к 10-летию студенческой конференции по гармонии MUSICA THEORICA] // Российский музыкант. 2004. № 6. С. 4  
  • «Любое мастерство бесполезно, если душа пуста». Эдисон Денисов. К 75-летию со дня рождения // Российский музыкант. 2004. № 3. С. 1  
  • Трибуна современной музыки, или спасение утопающих дело рук самих утопающих (в соавт. с В. Ценовой) // Российский музыкант. 2005. № 3. С. 3  
  • К 140-летию Московской государственной консерватории (в соавт. c С. Голубенко) // Музыковедение. 2006. № 1. С. 37–40
  • В гостях у Клуба Молодых композиторов [о встрече с Ю. Каспаровым] // Российский музыкант. 2006.  2. С. 3  
  • Edition Denisov, permanence et modernité [о фестивале, посвященном 10-летию со дня смерти Э. Денисова] // Le Crand Éclair [journal des Éditions du Chant du Monde]. Paris, 2007. № 3. P. 4  
  • Труд Мастера (рецензия на учебник «Музыкально-теоретический системы») // Российский музыкант. № 3. 2007. С. 4  
  • В зеркале постмодернизма // Российский музыкант, 2008. № 1. С. 1
  • Органное будущее // Российский музы-кант», 2008. № 6. С. 2
  • In tempus presents [о встрече С. Губайдулиной со студентами МГК] // Российский музыкант, 2009. № 1. С. 4

Интервью

Статьи в справочниках

  • Янченко Олег Григорьевич (в соавт. с Н. Малиной) // Московская кон-серватория от истоков до наших дней. Историко-библиографический справочник. Про-гресс-Традиция. М., 2007. С. 733–734

In memoriam

  • Памяти мастера [о С. Л. Дижуре] // Музыка и время. 2001. № 4. С. 63 
  • Звучать, чтобы остаться навсегда [к 100-летию С. Баласаняна] // Музыка и время. 2002. № 8. С. 10–12
  • Слово об учителе [О. Г. Янченко] // Российский музыкант. 2002. № 2. С. 4  
  • [Памяти Марии Распутиной] (в соавт. с О. Лосевой, А. Соколовым, Ю. Москвой, Е. Поповой, М. Макаровой) // Российский музыкант. 2006. № 6. С. 4  
  • В созвездии Анри Пуссера // Российский музыкант», 2009. № 3. С. 4

Разное

  • Абрам Дьяков – «поэт фортепиано». Аннотация к компакт-диску (в соавт. с С. Голубенко) // Мастера ансамблевого исполнительства. Москов-ская консерватория, 2005
  • Московская консерватория в годы Великой Отечественной войны. Радиопередача (в соавт. с С. Голубенко) / Планета музыки. Вед. Е. Панфилова. Радио «Орфей». 22.06.2005
  • Ю. Н. Холопов. Музыкально-теоретическая система Хайнриха Шенкера (научн. редакция и подготовка текста к печати В. Ценовой) / ред. нотных примеров. М., 2006

Доклады на научных конференциях

  • Импровизация в стиле organissimo / Современное музыкальное искусство: взгляд в ХХ век. Высший музыкальный колледж им. М. М. Ипполитова-Иванова. 2001 г. 
  • Новая духовная музыка современных московских композиторов / Страсти Христовы в старой и новой музыке. Московская консерватория. 11–12 мая 2003 г. 
  • «Не трогайте моего Баха!»: к культурологии барок-джаза / Бах и ХХ век. Московская консерватория. 28 марта 2004 г. 
  • Андрей Эшпай. К 80-летию со Дня рождения / Музыкальная жизнь в годы Великой отечественной войны. Московская консерватория. 24–25 апреля 2005 г. 
  • «Иоанн Дамаскин»: к интерпретации жанра духовной немецкой кантаты / Научно-практическая конференция, посвященная 150-летию со дня рождения Сергея Ивановича Танеева (1856–1915). Московская консерватория. 28–30 ноября 2006 г. 
  • Актуальные проблемы органной музыки ХХ века / Научные чтения «Из исто-рии органной культуры». Московская консерватория. 13 ноября 2006 г. 
  • Современная органная музыка и культурные традиции Востока / Научная конфе-ренция «Вселенная звука: Терминология» («The Universe of Sound: Terminology») в рамках Пятого международного музыкального фестиваля «Вселенная звука» («The Universe of Sound»). Московская консервато-рия. 30 мая 2007 г.

Дискография


Публикации об этом педагоге:

Контактный e-mail: voinova@mosconsv.ru