Плотникова
Наталья Юрьевна

  • Доктор искусствоведения
  • Профессор
Плотникова<br /> Наталья Юрьевна

Музыковед, педагог. Кандидат искусствоведения – диссертация: «Многоголосные обработки древних роспевов в русской духовной музыке XIX – начала XX в.» (Московская консерватория, 1996). Доктор искусствоведения – диссертация: «Русское партесное многоголосие конца XVII – середины XVIII века: источниковедение, история, теория» (РАМ им. Гнесиных, 2013). 

В 1992 г. окончила Московскую консерваторию, в 1996 г. — аспирантуру по специальности «теория музыки» (класс В. В. Протопопова).

С 1996 преподает музыкально-теоретические дисциплины (полифонию, гармонию, сольфеджио) в Московской консерватории на кафедре теории музыки. В течение многих лет является научным консультантом дипломных рефератов у студентов дирижерско-хорового факультета: Е. Гатовской «Партесный концерт XVIII века (на примере рукописных памятников г. Ярославля)» (2000), А. Ворониной «Духовно-музыкальные циклы В. Г. Агафонникова» (2001), М. Волошиненко «Духовные сочинения Вик. С. Калинникова» (2005), А. Зимина «Первая книга мотетов Палестрины» (2005), Н. Двухимённой «Православная хоровая культура Русского Зарубежья и творчество Б. М. Ледковского» (2011), Х. Зотовой (кафедра современного хорового исполнительского искусства)  «Русские церковные песнопения XVI – XVIII веков (из репертуара ансамбля “Сирин”)» (2014), А. Попова (кафедра современного хорового исполнительского искусства) «Литургический концерт Н. Н. Сидельникова в контексте хорового творчества композитора» (2015), Т. Коваль «Духовно-музыкальное наследие С. З. Трубачева (на примере песнопений двунадесятых праздников)»; М. Чесноковой «“Страстная седмица” М. О. Штейнберга ор.13: вопросы организации цикла и хорового письма»  (2018); Ю.Безруковой «Пятиголосные партесные концерты второй половины XVII – начала XVIII века: вопросы композиции и хорового письма» (2019). Также являлась научным руководителем выпускной квалификационной работы А. Т. Ствола (кафедра хорового дирижирования, ассистент-стажер) «Концерты Д. С. Бортнянского в хоровом исполнительском искусстве: вопросы интерпретации» (2015),  дипломной работы Е. Г. Плюсниной (историко-теоретический факультет) «Двухорные концерты в творчестве В. Титова» (2015), реферата к государственному экзамену по профессиональной и педагогической подготовке Смирновой А.С. (историко-теоретический факультет) «К проблеме модернизации курса полифонии в музыкальном колледже» (2015), кандидатской диссертации Е.Е. Гатовской «Концерты Василия Титова на четыре голоса в контексте русской хоровой культуры последней четверти XVII – первой половины XVIII века» (М., 2022, Государственный институт искусствознания).

В 1996–1998 – музыкальный редактор музыкальной радиостанции «Орфей»; удостоена премии СК Москвы за цикл передач «Путешествия по святым местам русским». С 1999 сотрудничает с изданием «Православная энциклопедия» (автор около 30 статей о композиторах XIX – начала XX вв., авторах духовной музыки). В 2001 за издание «С.И. Танеев. Духовная музыка» (составитель, вступительная статья, комментарии Н.Ю. Плотниковой. М., 1999) удостоена премии Министерства культуры РФ. Член Союза писателей России (Моск. гор. организация; с 2003). С февраля 2001 г. – старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, с июля 2014 г.– ведущий научный сотрудник Отдела теории музыки. 

Основной круг научных интересов Плотниковой — история и теория русской духовной музыки XVII – XX вв., в том числе партесного стиля, источниковедение, полифония.

Монографии:

  • Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов (на материале стихиры «Совет превечный» из Службы Благовещения Пресвятой Богородице). Исследование и публикация. М., 2005;
  • Русская духовная музыка конца XIX – начала XX века: страницы истории. М., 2008;
  • Русское партесное многоголосие конца XVII – первой половины XVIII века. Службы Божии Василия Титова : Исследование и публикация.  М. : изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2012;
  • Русское партесное многоголосие конца XVII – середины XVIII века: источниковедение, история, теория. М.: Государственный институт искусствознания, 2015.
  • Служба благодарственная на заключение Ништадтского мира. Служба святому благоверному великому князю Александру Невскому. Исследование и публикация Натальи Плотниковой / Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение. Вып. 1. М., 2022. – 184 с., [8 с.] ил., нот. —  ISBN 978-5-98287-185-5.
  • Чайковский, Петр Ильич.  Академическое полное собрание сочинений. Т. 2. Всенощное бдение : опыт гармонизации богослужебных песнопений : для четырехголосного смешанного хора : соч. 52 (ЧС 78) : 1882 год / Петр Ильич Чайковский ;  научный редактор Н. Ю. Плотникова ; Государственный институт искусствознания, Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П. И. Чайковского. — Партитура с переложением для фортепиано в 2 руки. — Челябинск: Авто Граф, 2022. — CXVIII, 424 с.: ил., цв. ил., портр., нот. — (Академическое полное собрание сочинений. Серия 5: Духовные сочинения; т. 2). — ISMN 979-0-706441-47-4.

Учебные пособия:

  • Полифония Василия Титова. Рекомендовано Учебно-Методическим объединением высших музыкальных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства в качестве учебного пособия для педагогов и студентов высших учебных заведений по специальности «Музыковедение».  М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2014
  • Полифония в русском безлинейном и партесном многоголосии XVII – XVIII веков. Учебно-методическое пособие по курсу «Полифония» для педагогов и студентов высших учебных заведений по специальности «Музыковедение». М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2015; 2018.

Статьи, публикации и другие работы:

  • Воскрешение древности // Московский журнал. – 1992. – № 6. – С. 33–36;
  • К вопросу об истории восстановления древне-церковного пения в XIX веке // Культура – религия – Церковь. Материалы науч. конференции. – Новосибирск, 1992. – С. 343–352;
  • К проблеме гармонизации церковных роспевов в русской музыкальной теории 60-х-80-х годов XIX века // Сергиевские чтения-1. О русской музыке. Науч. труды. МГК. Сб. 4. – М., 1993. – С.28–33, 92–95;
  • Забытое имя: композитор конца XIX – первой трети XX века С. В. Панченко / Периферия в культуре. Материалы международной конференции (апрель 1993).  – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 1994. – С. 162–173;  
  • Певческий сборник Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря // История и культура Ростовской земли. – Ростов, 1994. – С. 148–153;
  • Древнее церковное пение в переложениях прот. Петра Турчанинова/ Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Материалы. – М., 1998. – С. 360–365; 
  • Опыты и замыслы М.И. Глинки в русской духовной музыке // Дни славянской письменности и культуры. Материалы Всерос. науч. конференции. – Владивосток, 1998. – С.142–149;
  • С.И. Танеев. Духовная музыка / Сост., вступ. статья, коммент. Н.Ю. Плотниковой. М., 1999;
  • Принципы обработки древних роспевов в творчестве А.Д. Кастальского // Гимнология. Материалы Междунар. науч. конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (к 130-летию Московской консерватории) / Ученые записки Научного центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. Вып. 1 Кн. 2. – М., 2000. – С. 600–609; 
  • Духовная музыка Н.А. Римского-Корсакова // Н. Римский-Корсаков. Собрание духовно-музыкальных сочинений. Для смешанного хора без сопровождения. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2001. – С.1–18;   
  • К проблеме строгого стиля в русской духовной музыке второй половины XIX века // Русская книга о Палестрине. К 400-летию со дня смерти / Науч. труды МГК им. П. И. Чайковского. – Сб. 33. – М., МГК им. П. И. Чайковского, 2002. –  С. 225–239;
  • Обработки древних роспевов в творчестве Д.С. Бортнянского // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д.С. Бортнянского / Материалы междунар. науч. конференции. – М.: Моск. гос.  консерватория им. П.И.Чайковского, 2003. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Сб. 43). – С. 35–49;
  • Партесные рукописи в собрании Оружейной палаты в РГАДА // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Материалы.– М., 2003. – С. 485–493;
  • Пение при Всенощном бдении древних напевов // Всенощное бдение. Древние роспевы в переложении для четырехголосного смешанного хора. – М.,  Издательский Совет Русской Православной церкви, 2003. – С. 152–158;
  • Государев певчий дьяк Иван Михайлович Протопопов и его партесные гармонизации // Музыка России: от средних веков до современности: Сб. ст. / Ред.-сост. М. Г. Арановский. – Вып. 2.  – М., 2004. – С. 30–50; 
  • Из истории книги «Праздники нотного пения» // Праздники нотного пения. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004.  – С. 217–222;
  • Музыкальная медиевистика // История русской музыки: В 10-ти т. Т. 10 Б. 1890–1917-е годы. – М.: Музыка, 2004. – С. 523–555; 
  • Музыкальное наследие священномученика Серафима (Чичагова) // Ныне и присно. Русский журнал для чтения. –   2004. – № 2. – С. 35–40; 
  • Певческие традиции Валаамского монастыря // Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура / Материалы Второй междунар. науч. конференции 29 сентября – 1 октября 2003. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. СПб., «Сатис», 2004. – С. 317–331;
  • Певческий обиход Соловецкого монастыря // Обиход церковных песнопений: древняго роспева: Соловецкаго монастыря: в 3-х частях.  – М.: Издательство Православного Центра «Живоносный источник», 2004. – С. 3–10;
  • А. В. Александров (1884–1946) – автор духовно-музыкальных композиций //  Труды Московской регентско-певческой семинарии, 2002-2003. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления Богослужения. Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. – М., 2005. – С. 378–390;
  • Неизменяемые песнопения Всенощного бдения в памятниках партесного многоголосия конца XVII – XVIII в. // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного ун-та. Материалы. – Т. 2. – М., 2005. – С. 426–431;
  • Духовная музыка А. Н. Верстовского // Жизнь религии в музыке. Сб. статей. Ред.-сост. Хопрова Т.А. – Спб., изд-во «Сударыня», 2006. – С. 38–45;
  • О влиянии древних роспевов на стиль духовной музыки С. В. Рахманинова // ХХ век и история музыки. Проблемы стилеобразования / Сб. статей Ред.-сост. М. Г. Арановский – М.: Государственный институт искусствознания, 2006. – С. 113–131;
  • Полифонические формы в русской духовной музыке нового направления конца XIX – начала XX века // От Гвидо до Кейджа: Полифонические чтения. Сб. статей по материалам науч. конф. 24 фев. 2005 года. Ред.-сост. Н. И. Тарасевич; сост. Т. Ф. Генова. – М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2006. – С. 171–185. То же: Этот многообразный мир музыки. Сб. статей к 80-летию М.Г.Арановского. – М.: Государственный институт искусствознания, 2010. – С. 290–301;     
  • Врач, регент, композитор. Жизнь и творчество А. А. Третьякова // Саратовские епархиальные ведомости. – 2007. – № 2 (18). – С. 90–97;
  • Духовная музыка Танеева: идеи и перспективы //  Новое о Танееве. К 150-летию со дня рождения. Сост. Е. В. Фетисова. М.: ГЦММК им. М. И. Глинки, 2007. – С. 220–235;
  • Партесные рукописи XVIII в. из Синодального певческого собрания. Вст. ст., публикация [ноты], ред.  Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. V. Музыкальное искусство христианского мира. – 2008. – Вып. 1(3). – С. 97–120;
  • Архиепископ Никанор (Бровкович) о русском церковном пении 30–80-х гг. XIX в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. V. Музыкальное искусство христианского мира. – 2009. – 1(4). – С. 41–51;
  • Архиепископ Никанор (Бровкович). «Наша светская и духовная печать о духовенстве. Воспоминания бывшего альта-солиста А. Б-а [Александра Бровковича]» (СПб., 1884). Фрагменты; «О знаменном пении (по поводу собеседовния с г. Шишковым)». Записка Преосвященного Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского; «Записки присутствующего в Святейшем Правительствующем Всероссийском Синоде (архиепископа Херсонского Никанора) 1887 г. (М., 1907). Фрагменты. Составление, публикация и комментарии Н.Ю.Плотниковой // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. V. Музыкальное искусство христианского мира. – 2009. – 1(4). С. 52–89;
  • Мастер русской гармонии // Мастер русской гармонии. К 80-летию А.Н.Мясоедова. Сб. статей и материалов. – М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2009.  – С. 107–110;
  • «Пение яко цветы духовныя принесем». Обзор певческих рукописей ГАТО //  Музыка Тверского края. По материалам музыкально-краеведческих чтений 2007-2008 / Страницы музыкальной истории Верхневолжья. – Вып. 2. Науч. ред. Н. К. Дроздецкая. – М., 2009. – С. 8–24;
  • Гатовская Е.Е., Плотникова Н.Ю. Партесный концерт XVIII века (на примере рукописных памятников г. Ярославля) // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. V. Музыкальное искусство христианского мира. – 2009. – 1(4). С. 90–106;
  • «Всенощное бдение» П.И.Чайковского как «опыт гармонизации древних роспевов» // Процессы музыкального творчества.  Вып. 11. / Сб. трудов РАМ им. Гнесиных № 178. – М., 2010. – С. 133–148;
  • Певческая культура Новгородского архиерейского хора в XVIII веке // Музыковедение. – 2010. – № 10. – С. 26–31;
  • С. И. Танеев. Собрание духовных песнопений для хора без сопровождения. Составление, вступительная статья и комментарии Н. Ю. Плотниковой. – М., фонд развития музыкальной культуры «Живоносный источник», 2010;
  • Коронация Екатерины I: к вопросу о музыкальном «оформлении» государственных торжеств в Петровскую эпоху // Музыковедение. – 2011. – № 9. – С. 16–23;
  • К проблеме региональных традиций в партесном стиле (на материале ярославских рукописей из Синодального певческого собрания ГИМ) // Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика (к 120-летию кончины Д. В. Разумовского) (Гимнология. Вып. 6). – М. : Науч.-изд. центр «Московская консерватория», 2011. – С. 480–491;
  • Новые страницы творчества Василия Титова: «Реквириальная» Служба Божия.   Обсерватория культуры. – 2011. – № 5. – С. 66–70;
  • О канонической технике В. Титова // Музыковедение. – 2011. – № 11. – С. 19–27;  
  • Певческая книга «Трезвоны» (по материалам партесных рукописей ГИМ и РГАДА) // История освещает путь современности. К 100-летию со дня рождения В. В. Протопопова: материалы международной научной конференции / ред.-сост. Т. Н. Дубравская, Н. И. Тарасевич. – М.: Науч.-изд. центр «Московская консерватория», 2011. – С. 208–220;
  • Труды С. И. Танеева по теории контрапункта // Музыкально-теоретические системы ХХ века / ред.-сост. М.Г.Арановский, Л.О.Акопян. М.: Музиздат, 2011. С. 4–54;
  • Службы Божии Василия Титова: итоги архивных исследований // Музыкальная академия. – 2011. – № 2. – С. 28–31;
  • «Царственный мастер» Василий Титов. Научная статья и публикация сочинений В. Титова [ноты] // Музыка и время. – 2011. – № 5. – С. 32–56;   
  • Бовыкин Н. Служба Преждеосвященная [ноты]. Публикация и коммент. Н. Ю. Плотниковой // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Серия V: «Вопросы истории и теории христианского искусства». – 2012. – Вып. 1 (7). – С. 171–201;
  • Государевы певчие дьяки Петровской эпохи и их рукописное наследие /  Приложение. Краткое описание рукописей из фонда Оружейной Палаты в РГАДА (Ф. 396. Оп. 2. Ч. 7) // Музыкальная академия. – 2012. – № 2. – С. 28–37;  
  • Из истории партесного стиля: композитор Николай Калашников // Музыка и время. – 2012. – № 11. – С. 23–27;
  • Николай Калашников. Концерт «Восприемлему Тебе, Христе». [Ноты]. Ред. Н. Плотниковой // Музыка и время. – 2012. – № 11. – С. 28–50;
  • Традиции многороспевности в партесном стиле // Музыковедение. – 2012. – № 8. – С. 23–35;
  • У святого Престола. Литургическая музыка православных священнослужителей. – М.: «Живоносный источник», 2012. Сост. Г. А. Смирнов. Биографические очерки Н.Ю. Плотниковой. – С. 8–91;
  • Нотация партесного многоголосия // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Серия V: «Вопросы истории и теории христианского искусства». – 2013. – Вып. 1 (10). – С. 83–109;
  • «Пойте ребята хорошенько»: из истории Новгородского архиерейского хора XVIII – начала XIX века // Новгородский исторический сборник. Вып. 13 (23). – Великий Новгород, 2013. – С. 358–374;
  • «Реквириальная» Служба Божия Василия Титова: открытия и загадки // Unity and Variety in Orthodox Music: Theory and Practice. Proceedings of the Fourth International Conference on Orthodox Church Music. University of Eastern Finland. Joensuu, Finland. 6-12 June 2011. The International Society for Orthodox Church Music. – 2013. – P. 393–406, То же, на англ. яз.: The «Requiem» Divine Liturgy by Vasily Titov: Findings and Enigmas // Там же. P. 407–420;
  • Русская вокальная лирика в переложениях А.Д. Кожевникова.  Музыка, ты жизнь моя! Памяти А.Д. Кожевникова. Воспоминания, статьи, беседы. Сост. Н.Реммер, В.Бочков. – М., Аатроник, 2014. С. 261–280;
  • Трезвоны иконам Божией Матери в партесном многоголосии // Church Music and Icons: Windows to Heaven  / Proceedings of the Fifth International Conference on Orthodox Church Music. University of Eastern Finland. Joensuu, Finland. 3–9 June, 2013. / The International Society for Orthodox Church Music. – 2015. – P. 265–285, То же, на англ. яз: The  Trezvony to Icons of the Mother of God in Partes Polyphony // Там же. – P. 286–296;
  • Музыкальное наследие священномученика Серафима (Чичагова). Духовная музыка митрополита Серафима (Чичагова) // Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима (Чичагова) / сост. О.И.Павлова, В.А.Левушкин. – М., Сибирская благозвонница, 2016. С. 15–42;
  • К истории создания научно-теоретических трудов С.И.Танеева // Памяти Сергея Ивановича Танеева. 1915–2015: Сборник статей к 100-летию со дня смерти. М.: Изд-во «Научная библиотека», 2015. С. 96–111;  
  • Концерты Николая Дилецкого на три голоса: вопросы атрибуции, жанра и стиля // Музыка и время. 2016. № 8. С. 11–25;
  • Творчество мастеров партесного стиля Василия Титова и Николая Дилецкого: новые открытия и перспективы изучения // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования. Материалы международной научной конференции. Вып. 1 / Ред.-сост. Н. Ю. Плотникова. М., 2016. С. 145–154;
  • Николай Дилецкий. «Слава… Единородный Сыне». Ред. Н. Ю. Плотниковой // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования. Материалы международной научной конференции. Вып. 2: Нотные материалы. Ред.-сост. Н. Ю. Плотникова. М., 2016. С. 42–44;
  • Петровские торжественные песнопения «Стихи победительные»: к вопросу о расшифровке памятника // Музыкальная археография–2015. Сб. статей / Материалы научно-практической конференции «Звучащий мир Древней Руси» 19–21 ноября 2014 г. / Сост.и науч. ред. Н. В. Заболотная, И. П. Шеховцова. М., 2017. С. 172–186;
  • Гатовская Е.Е., Плотникова Н.Ю. Концерт Василия Титова «Цвете неувядаемый»: особенности композиции и хорового письма // Музыкальная археография–­2015. Сб. статей / Материалы научно-практической конференции «Звучащий мир Древней Руси» 19–21 ноября 2014 г. / Сост.и науч. ред. Н. В. Заболотная, И. П. Шеховцова. М., 2017. С. 187–208;
  • Sergei Iwanowitsch Tanejew. «Bewegbarer Kontrapunkt» / «Подвижной контрапункт строгого письма» С.И.Танеева : (на нем.яз.) // Lexikon Schriften über Musik, Band 1: Musiktheorie von der Antike bis zur Gegenwart
    EditionsnummerBVK 2032  ISBN9783761820322 Ausführliche Produktdetails
    HerausgeberGrimm, Hartmut / Wald-Fuhrmann, Melanie / Scheideler, Ullrich / Wörner, Felix. S.484–487;
  • Manuscript Versions of Nikolay Diletskiy’s Concertos: Questions of Authorship (на англ. яз.) // Creating Liturgically: Hymnography and  Music // Proceedings of the Sixth International Conference on Orthodox Church Music / University of Eastern Finland. Joensuu, Finland. 8–14 June 2015. P. 244–262;
  • Семейный скрипторий Николая и Петра Ивашевых и его роль в истории партесного многоголосия // Музыкальная письменность христианского мира : Книги. Нотация. Проблемы интерпретации. М., Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2017. С. 435–450;
  • On the Technique of Canon in Russian Baroque Music (on the Example of Polychoral Works by Vasiliy Titov) (на англ. яз.) // 9th European Music Analysis Conference / Strasbourg 28 June - 1 July / 2017, LabEx GREAM, Strasbourg, France. P.367;
  • «Чуток к музыкальной красоте, к движениям душевным». К 140-летию со дня рождения П. Г. Чеснокова // Православие и современность. Саратов, 2017. № 41 (57). С. 98–105; то же: «Православие и современность». Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии [Электронный ресурс] http://eparhia-saratov.ru/Articles/chutok-k-muzykalnojj-krasote-k-dvizheniyam-dushevnym;
  • Рукопись из Николо-Вяжицкого монастыря – памятник партесного многоголосия конца XVII века // Древнерусское песнопение. Пути во времени: Материалы Международного научно-творческого симпозиума «Бражниковские чтения» (2011–2016). Вып.6 / Сост. и ред. М.С.Егорова, Е.В.Плетнева. – Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А Римского-Корсакова. Каф. древнерусского певческого искусства. Спб.: Скифия-принт, 2017. С. 154–159;
  • Тексты четырехголосных концертов Николая Дилецкого: вопросы происхождения и классификации вербальных источников // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. C. 38–55.
  • Концерты Николая Дилецкого Михаилу Архангелу: вопросы композиции в партесном стиле // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С.77–96.
  • К вопросу о многохорном пении в России (по рукописным источникам конца XVII–XVIII века) // Художественное образование и наука. 2019. № 2. С. 25–35.
  • Музыкант, ученый, учитель (о С. И. Танееве) // Музыкальное обозрение. 2019. № 3. С. 6.
  • Н. Е. Вифляев (1866-1953) и его церковно-певческая деятельность // Музыка: задуманное, забытое, возвращенное… 2: Сб. научных статей / Сост. и отв.ред. З. М. Гусейнова, Г. А. Некрасова. СПб.: Скифия-принт, 2019. С. 171–201.
  • Четырехголосные хоровые концерты Николая Дилецкого: вопросы жанра и стиля // Духовная музыка России и Австрии : Сборник статей по материалам международных конференций официальной программы перекрёстного Года музыки и культурных маршрутов Россия – Австрия 2018 / Российский национальный музей музыки; под ред. А. В. Булычёвой и А. А. Сафоновой. – М.: Первый том, 2019. С. 52–73.
  • Плотникова Н. Ю., Золотова Е. В. Строгий стиль гармонии» В. М. Металлова: замысел автора и критические отзывы. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 40. С. 149–165.
  • Четырехголосные хоровые концерты Николая Дилецкого: на пути к изданию Художественное образование и наука. 2020. № 4 (25). С. 63–72.
  • Об имитационных формах в четырехголосной Службе Божией («трудной») Василия Титова // Opera musicologica. 2021. Т. 12. № 5 (С). С. 63–79. DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.004.
  • Плотникова Н.Ю. «В настойчивых исканиях новых художественных дорог»: партесное многоголосие в трудах С. В. Смоленского // V чтения памяти С. В. Смоленского. Материалы Международной научной конференции. Казань, 20–22 октября 2020 года.  Казань, Казанская государственная консерватория, 2021. С. 5–18.
  • Плотникова Н.Ю. О каденциях и каденционных планах в четырехголосных хоровых концертах Николая Дилецкого // Десятый Европейский конгресс по музыкальному анализу. Тезисы докладов = Tenth European Music Analysis Conference: Abstracts / ред.-сост.: К.В.Зенкин и др. М: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2021. С. 106–108. 
  • Плотникова Н.Ю. Партесная служба святому благоверному князю Александру Невскому (по материалам рукописей государевых певчих дьяков Петровской эпохи) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021.  Вып. 44. С. 67–84.
  • Плотникова Н.Ю.  «Воспойте, российстии народи»: о песнопениях на заключение Ништадтского мира в рукописях государевых певчих дьяков Петровской эпохи // Вестник Саратовской государственной консерватории. Вопросы искусствознания. 2021. № 4 (14). С. 30–35.
  • Плотникова Н.Ю. Благодарственные службы в честь военных побед Петра Первого: из наследия государевых певчих дьяков. «Каменем российским сокрушивый замок свейский»: благодарственные песнопения за взятие Шлиссельбурга  // Старинная музыка. 2021. № 4 (94). С. 23–31. 
  • Плотникова Н.Ю. Благодарственные службы в честь военных побед Петра Первого: из наследия государевых певчих дьяков. «Стихиры Торжественныя о победе над Левенгауптом» // Старинная музыка. 2022. № 2. С. 1–7.  Нотное приложение. Песнопения в честь победы при Лесной (1708) //  Старинная музыка. 2022. № 2. С. 29–31.
  • Плотникова Н.Ю. Благодарственные службы в честь военных побед Петра Первого: из наследия государевых певчих дьяков. ««Бреги ангутския, проповедите дела Божия!» // Старинная музыка. 2022. № 3. С. 1–7.  Нотное приложение. Стихира «Вся древа российская да взыграют» из Службы благодарственной на 27 июля //  Старинная музыка. 2022. № 3. С. 28–31.
  • Плотникова Н.Ю. К биографии государева певчего дьяка Василия Титова: новые источники // Вестник ПСТГУ. V. Музыкальное искусство христианского мира.  2022.  Вып. 48. С. 34-46.
  • Плотникова Н.Ю. Рукописные источники четырехголосных хоровых концертов Николая Дилецкого // Русская музыкальная историография: прошлое, современность, перспективы: сборник статей по материалам кафедры истории русской музыки / редкол.: И.А. Скворцова (гл. ред.), Н.В. Гурьева, И.В. Дынникова, Е.Е. Потяркина. М.: Научно-изд. центр «Московская консерватория», 2022. С. 147–159.  
  • Плотникова Н.Ю. От составителя // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования: материалы международной научной конференции (18–19 ноября 2019 года). Вып. 3. Ч. 1 / ред.-сост. Н. Ю. Плотникова. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2022. С. 4–6.
  • Плотникова Н.Ю. Русское музыкальное барокко в исследованиях 2017–2019 годов // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования: материалы международной научной конференции (18–19 ноября 2019 года). Вып. 3. Ч. 1 / ред.-сост. Н. Ю. Плотникова. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2022. С. 8–18.  (РИНЦ)
  • Плотникова Н.Ю. «Мати Божия Пречистая». Партесный концерт для пяти голосов. Ред. Н.Ю. Плотниковой // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования: материалы международной научной конференции (18–19 ноября 2019 года). Вып. 3. Ч. 2: Нотные материалы / ред.-сост. Н. Ю. Плотникова. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2023.  С. 52–57. 

Статьи в «Православной энциклопедии»:

Азеев Е. С., Александров А. В., Аллеманов Д. В., Алябьев А. А.,  Алякрицкий А. И., Альбанов А. И.,  Андреев-Оксар А. А., Анисимов И. Н., Анцев М. В., Аренский А. С., Арнольд Ю. К., Архангельский А. А., Архангельский А. М., Астафьев А. М., Афанасьев Н. Я., Бавыкин Н., Бахметев Н. И., Богословский С. А., Валаамский распев, Варламов А. Е., Варгин К. К.  (в соавторстве с А. А. Наумовым), Верстовский А. Н., иеромонах Виктор (Высоцкий), Виноградов И. В., Владимирский Ф. В., Воротников П. М., Гармонизация, Глинка М. И.  (в соавторстве с И. Е. Лозовой), Дмитриев Н. Д., Евдокимов В., Есаулов А. П., Ильинский А. А., Иванов А. Н., Иванов М. М., Ипполитов-Иванов М. М., Калашников Н., Кленовский Н. С., Колпенский, Крылов П. Д., Липаев И. В., Макаров Ф. Ф., Местные распевы (раздел «Многоголосие». Кон. XVII – сер. XVIII в., Кон. XIX – XX в.»), Многолетие, Многораспевность, Монастырские распевы, Музыческу Г., Норицын П., «Ныне отпущаеши», Панченко С. В., Партесное пение, Переложение, Полуэктов А. Г., Потулов Н. М., Протопопов В. В., Протопопов И. М., Рахманинов С. В., Ребиков В. И. (в соавторстве с И. А. Скворцовой и А. А. Четвертковой), Редриков Ф., Речкунов М. П., Рютов Г. И., Старорусский В.Ф., Танеев С.И., Титов Василий, Третьяков А.А., Турчанинов П.И.

Другие публикации: