Композитор, педагог.
Родился 6 апреля 1929 года в Томске. В детстве самостоятельно овладел игрой на нескольких народных инструментах. В 1950 году окончил местное музыкальное училище по классу фортепиано, в 1951 году — механико–математический факультет Томского университета. Решающую роль в судьбе Денисова сыграла его переписка с Д. Д. Шостаковичем, который одобрил сочинения начинающего композитора. В 1951 году поступил в Московскую консерваторию в класс В. Я. Шебалина. Игрой на фортепиано занимался у B. C. Белова. В 1956 году окончил консерваторию, в 1959 — аспирантуру при ней. В студенческие годы начал интересоваться современной музыкой , организовывал прослушивания редко звучащих или не исполнявшихся тогда произведений, изучал композиторскую технику А. Веберна, П. Булеза, Л. Ноно и др. В результате круто изменил свои творческие ориентиры, на некоторое время полностью порвав с основами тонального мышления. Искал новые средства выразительности, особенно в области тембров. В 1960-е годы первые «авангардные» сочинения Денисова — кантата «Солнце инков», вокально–инструментальный цикл «Плачи» и др. были восприняты в советских музыкальных кругах крайне критично. Началась длительная полоса неисполнения, критических выпадов в прессе, вплоть до различных «карательных акций» (неудавшаяся попытка увольнения из консерватории после публикации статьи Денисова «Новая техника — не мода», 1966).
Одновременно на Западе рос интерес к творчеству композитора, его сочинения постоянно звучали на музыкальных фестивалях в Варшаве, Загребе, Париже и др. Особый успех принесла кантата «Солнце инков» в исполнении Б. Мадерны, затем П. Булеза. С середины 1970-х годов Денисов становится признанным мастером.
Последний период жизни композитора был связан с Парижем, где в 1994 году он прошел курс лечения после автомобильной аварии. Вернувшись к творческой деятельности, выезжал на премьеры своих произведений, продолжал заниматься с учениками. В период выздоровления закончил религиозную драму Ф. Шуберта «Лазарь, или Торжество Воскрешения» (1995). В последние годы написал Симфонию № 2 для большого оркестра, Концерт для флейты и арфы с оркестром, Трио для флейты, фагота и фортепиано. Реконструировал и оркестровал неоконченную оперу К. Дебюсси «Родриго и Химена» (1993).
С 1959 года преподавал в Московской консерватории сначала музыкально–теоретические дисциплины, затем — инструментовку и чтение партитур. Приобщал своих студентов не только к шедеврам музыкальной классики, но и к неизвестным произведениям современной музыки, устраивал регулярные прослушивания с детальным анализом сочинений (в более поздние годы происходили у него на квартире и стали традицией). Среди учеников: Ю. Каспаров, С. Павленко, Д. Смирнов, И. Соколов, В. Тарнополъский, Е. Фирсова (чтение партитур и инструментовка). На кафедру композиции был приглашён только после наступления эпохи перестройки. В течение ряда лет организовывал циклы концертов «Музыка XX века», «Новые произведения композиторов Москвы» в московском Доме композиторов.
Музыкальные сочинения:оперы — «Пенадней» (по Б. Виану, 1981), «Четыре девушки» (по пьесе П. Пикассо, 1986); балет — «Исповедь» (по А. де Мюссе, 1984); для солистов, хора и оркестра — Реквием для сопрано, тенора, хора и оркестра на стихи Ф. Танцера и литургические тексты (1980); для оркестра — «Peinture» [«Жи¬вопись»] для большого орк. (1970), Симфония № 1 (1987), Симфония № 2 (1996); для камерного орк. - Камерная сим¬фония № 1 (1982), Камерная симфония № 2 (1994); для инструментов с оркестром — концерты: для виолончели (1972), для фортепиано (1974), для скрипки (1977); для голоса и инструментов — «Солнце инков», кантата для сопрано и инструментального ансамбля (на слова Г. Мистраль, 1964), «Плачи», для сопрано, фортепиано и ударных (на русские народные тексты, 1966), «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа», для тенора, баса, хора и оркестра (на тексты из Нового Завета и православной литургии, 1992); для инструментальных ансамблей — Романтическая музыка для гобоя, арфы и струнного трио (1968); вокально–инструментальные сочинения; музыка к спектаклям драматического театра и кинофильмам и др.
Литературные сочинения: «Куда идет музыка?» // В мире гипотез. М., 1967; Сонатная форма в творчестве Прокофьева // С. С. Прокофьев. М., 1972; Ударные инструменты в музыке И. Стравинского // И. Ф. Стравинский. М., 1973; Ударные инструменты в современном оркестре. М., 1982; Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М., 1986; и др.
Умер 24 ноября 1996 года в Париже.
В 1980 году в Гамбурге состоялась триумфальная премьера его Реквиема на слова Ф. Танцера, в 1986 году в Париже — оперы «Пена дней», отмеченная присуждением композитору звания Офицера ордена литературы и искусств Франции (позднее поставлена в Перми, показана во время гастролей Пермского театра оперы и балета в Большом театре). В 1984 году в Таллине состоялась премьера балета «Исповедь» по роману А. де Мюссе, в 1985 году — первый авторский концерт в Москве. В эти годы Денисов издал книгу «Ударные инструменты в современном оркестре» (М., 1982), позднее — сборник статей разных лет «Современная музыка и проблемы современной композиторской техники» (М., 1986). С 1990 года — председатель правления СК СССР и президент Ассоциации современной музыки.
Яркий представитель русской музыки 2-й половины XX века, радикально обновивший систему композиторских средств, само содержание музыки. От конструктивно–жесткой манеры ранних сочинений постепенно пришёл к особому стилю самовыражения, в котором строгий расчёт на основе техники серийности и сериальности сочетался с эмоциональной глубиной и духовной возвышенностью. Не случайно обращение Денисова к темам и сюжетам религиозного содержания (оратория «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа», 1992; «Лазарь»; камерные сочинения среднего и позднего периодов творчества). Оригинальность стиля композитора основана на взаимодействии традиций русской музыки (Глинка), раннего немецкого романтизма (Шуберт) и ощущения краски, тембровости, характерного для современного французского искусства (от Дебюсси к Булезу). Открытием Денисова в художественной практике конца XX века явилось создание нового полимелодического типа тематизма, динамически развивающегося в рамках сонорной композиции.
Источник: Денисов Э. В. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. — М. 2007. — С. 153, 154.