Член Российского союза германистов (2012)
Член Президиума Комиссии по изучению творчества Гёте и культуры его времени при Научном совете по истории мировой культуры Российской академии наук (2004)
Стипендиат Президента Российской Федерации (2008)
Лауреат Премии Правительства Москвы (2014)
Дипломант Первого Всероссийского конкурса органистов имени В. Ф. Одоевского (Королёв, 2014)
Дипломант IV Всероссийского конкурса органистов «Sancta Caecilia» (Красногорск, 2015)
Лауреат I степени Международного музыкального конкурса имени Р. М. Глиэра «Глиэровская осень» (орган соло, Москва, 2017, 2018)
Лауреат I степени Международного музыкального конкурса имени Р. М. Глиэра «Глиэровская осень» (орган, в составе ансамбля с Марией Барановой (Файтулиной), Москва, 2017)
Лауреат I степени Международного музыкального конкурса имени Р. М. Глиэра «Глиэровская осень» (фортепиано, в составе ансамбля с Марией Барановой (Файтулиной), Москва, 2018)
Родилась в г. Москве. В 1996 году окончила ДМШ № 17 по классу скрипки (класс О. В. Даниловой), в составе ансамбля скрипачей (ныне — ансамбль скрипачей «Призвание») под руководством Е. И. Лядовой выезжала на гастроли в Венгрию (1995) и Италию (1996). В 1997 году окончила ту же музыкальную школу по классу специального фортепиано (класс заслуженного работника культуры РФ И. П. Алексеевой).
В 2001 году окончила теоретическое отделение Академического музыкального училища (колледж) при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. По истории музыки училась у Е. М. Царёвой, по гармонии — у В. В. Базарновой, по анализу формы — у В. П. Фраёнова.
В 2006 году окончила историко-теоретический факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (диплом с отличием). За время обучения написаны следующие курсовые работы: «Гармонические системы в балете И. Ф. Стравинского “Жар-птица”» (2003, научный руководитель — кандидат искусствоведения, доцент Е. А. Николаева), «Иоганн Фридрих Рейхардт и его песни на стихи Гёте» (2004, научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор Е. М. Царёва), «Покаянные стихи письменной (знаменной) традиции по рукописям XVII века» (2004, научный руководитель — кандидат искусствоведения, профессор И. Е. Лозовая), «Сравнительный анализ песен И. Ф. Рейхардта, К. Ф. Цельтера, Фр. Шуберта на текст стихотворения И. В. Гете “Nur wer die Sehnsucht kennt…”» (2005, научный руководитель — кандидат искусствоведения, доцент Т. Ю. Чернова), «Средства построения кульминационной зоны и новаторство в оформлении оркестровой фактуры на примере номера из балета “Жар-птица” И. Ф. Стравинского “Поганый пляс Кащеева царства”» (2005, научный руководитель — кандидат искусствоведения, доцент И. В. Вискова), «Изучение музыкальных произведений в курсе музыкальной литературы» (2005, научный руководитель — кандидат искусствоведения, доцент В. П. Павлинова). Тема дипломной работы: «И. Ф. Райхардт и его песни на тексты И. В. Гёте» (научный руководитель — профессор, доктор искусствоведения Е. М. Царёвой).
В 2011 году окончила с отличием аспирантуру (специальность – «музыкальное искусство», «искусствоведение») Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, 12 апреля 2012 года защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидат искусствоведения на тему «И. Ф. Рейхардт и его произведения на тексты И. В. Гёте» (под руководством Е. М. Царёвой).
С февраля по декабрь 2008 года проходила научную стажировку в Берлинском техническом университете на кафедре музыковедения факультета гуманитарных наук (классы профессора, доктора Кр. Шмидта и приват-доцента, доктора Х. фон Лёша).
С 2015 года регулярно выступает в качестве лектора и исполнителя на органе в циклах абонементных лекций-концертов «Университет музыкальной культуры», организуемых в Малом зале Консерватории.
В 2019 году окончила с отличием ассистентуру-стажировку (класс органа, профессора Н. Н. Гуреевой-Ведерниковой) в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (присвоена квалификация «Артист высшей квалификации. Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе»). Тема выпускного реферата: «Органная практика в эпоху классицизма» (научный руководитель — кандидат искусствоведения, преподаватель М. В. Воинова). Принимала участие в органных мастер-классах Марины Чебуркиной (Франция), Иоганна Трумера (Австрия), Арвида Гаста (Германия), Томаса Троттера (Великобритания), Ульриха Вальтера (Австрия).
С 2012 по 2014 год работала редактором журнала «Орган», с 2012 по 2025 год — редактором журнала «Музыкальная академия».
С 2023 года преподает на кафедре истории зарубежной музыки. В 2025 году под руководством Е. С. Паниковой были успешно завершены и защищены с отличием выпускные рефераты ассистентов-стажеров И. Гаврикова (на тему «Органная симфония в творчестве французских композиторов XIX–XX веков (Ш.-М. Видор, Л. Вьерн, М. Дюпре)») и Б. Мирсаидова (на тему «Органная музыка в Узбекистане»).
Принимала участие в подготовке рукописей к печати сборника статей и книги, изданных Научно-издательским центром «Московская консерватория»:
- • Франц Шуберт и русская музыкальная культура. Сборник статей / редкол.: доктор искусствоведения Ю. Н. Хохлов (отв. ред.), доктор искусствоведения, профессор К. В. Зенкин, доктор искусствоведения, профессор Е. М. Царёва, рецензент доктор искусствоведения, профессор Е. Г. Сорокина. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. 384 с., нот., ил;
- • Судьба пианистки: Памяти Лии Моисеевны Левинсон / рецензент: доктор искусствоведения, профессор К. В. Зенкин; кандидат искусствоведения, профессор А. М. Меркулов. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013. 216 с.
Контактный e-mail: elena@panikova.ru
Область научных интересов
Музыка и литература второй половины XVIII – начала XIX вв., немецкая и австрийская песня, зингшпили и песни на тексты И. В. Гёте, творчество композиторов из окружения И.В. Гёте (А. Э. Мюллер, К. З. фон Зекендорф, И. Н. Гуммель, И. Ф. Рейхардт, К. Ф. Цельтер и др.), флейтовый репертуар XVIII века.
Исполнительская деятельность
Как органист выступает как сольно, так и в ансамблях, принимает участие во Всероссийских и Международных музыкальных фестивалях. Является участником первого в России Органного трио в составе — Олеся Кравченко, Мария Моисеева, Елена Паникова. Выступает в ансамбле с А. Табанковой (гобой), М. Барановой (Файтулиной, флейта), С. Журавелем (флейта), И. Ягудиной (флейта), М. Урыбиной (флейта), П. Седовым (скрипка), М. Харламовым (виолончель), Т. Ланской (сопрано), Л. Балашовой (сопрано), Т. Чупиной (меццо-сопрано), Е. Маслаковой (сопрано), А. Борисовой (гобой, английский рожок), В. Кугаем (кларнет), хором «Веснянка», «Antonio-orchestra» и др., сотрудничает с артистом Малого театра П. Абрамовым, с композиторами В. Зайцевой, П. Алексеевым.
С 2014 года принимает участие в проектах фонда «Бельканто»; автор и исполнитель программ проекта «Великий немой» («Огни большого города» Ч. Чаплина, 1931; «Призрак оперы» Р. Джулиана, 1925) – этот вид деятельности был отмечен в исследовании М. В. Воиновой «Органная музыка второй половины XX века» (М., 2017).
С 2014 года является приглашенным органистом Евангелическо-лютеранского Кафедрального Собора Святых Петра и Павла (играет на богослужениях, на концертах, организуемых лютеранской общиной).
В 2015 году исполнила специально подготовленную русскую программу в Вене (Австрия) – «Органная музыка из России».
В 2017 году участвовала в озвучивании (фортепиано) фильма «Не для речки» (режиссер Алиса Хмельницкая). Премьера фильма состоялась на 41-м Московском Международном кинофестивале (Приз зрительских симпатий).
Как лектор и исполнитель (орган) выступает в циклах концертов «Университет музыкальной культуры» (Московская государственная консерватория).
Является автором и реализатором музыкальной части Заседаний Гётевской комиссии – «Музыкальных дивертисментов», где звучат редко исполняемые или впервые исполняются в России камерные инструментальные и вокальные произведения композиторов XVIII-XIX вв.: И. Й. Кванца, Фридриха II Великого, Анны Амалии Прусской, Т. Б. Брейткопфа, К.З. фон Зекендорфа, Г.Ф. Телемана, К. М. Вебера, И. Ф. Рейхардта, К. Ф. Цельтера, А. Э. Мюллера, Ф. Риса, И. Н. Гуммеля — исполнения произведений сопровождаются научными комментариями. В этих программах Е. Паникова выступает как пианист (в Московской консерватории обучалась в классах Е. В. Гладилиной и Е. С. Карпинской).
Научные труды. Издания. Публикации
Книги
- И. Ф. Рейхардт — спутник И. В. Гёте. Научное издание. [Монография]. М.: Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017. 336 с.
Статьи
- • Гармонические системы в балете И.Ф. Стравинского «Жар-птица» // MUSICA THEORICA: Сборник статей. Вып. 9. Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского. Кафедра теории музыки / Сост. Ю.Н. Холопов, ред. В.С. Ценова. – М.: Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, 2003. – С. 219–228.
- • И. Ф. Рейхардт и И. В. Гёте: история взаимоотношений // Старинная музыка. 2007. № 1–2 (35–36). С. 21–27.
- • И. Ф. Рейхардт и его песни на стихи И. В. Гёте // Гётевские чтения 2004–2006. Науч. совет РАН «История мировой культуры» / отв. ред. Г. В. Якушева, редколлегия: П. В. Абрамов, Н. И. Лопатина, С. В. Тураев, Д. В. Фомин, Е. И. Чигарёва, Г. В. Якушева, рецензенты: доктор искусствоведения К. В. Зенкин, кандидат искусствоведения А. Н. Иньшаков, кандидат филологических наук Е. А. Цурганова. М.: Наука, 2007. С. 245–250.
- • Опера И.А. Хиллера «Охота» глазами ее современника // Старинная музыка. 2010. № 1–2 (47–48). С. 26–34.
- • Музыкант-писатель И.Ф. Рейхардт о венских классиках // Музыкальная академия. 2013. № 1. С. 126–130.
- • Иоганн Фридрих Рейхардт и его переписка с Гёте // Музыкальная академия. 2013. № 3. С. 83–89.
- • Иоганн Фридрих Райхардт и Иоганн Вольфганг Гёте // Музыковедение в XXI веке. Россия-Германия: диалоги и параллели. Сборник научных трудов. К 70-летию Российской академии музыки имени Гнесиных / сост. доктор искусствоведения, профессор Т. И. Науменко, доктор искусствоведения, профессор И. П. Сусидко. Москва: РАМ им. Гнесиных, 2014. С. 90–100.
- • К вопросу о зингшпиле // Музыкальная академия. 2015. № 3. С. 113–116.
- • Музыкант-писатель И. Ф. Рейхардт о К. Ф. Э. Бахе // Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788): К 300-летию со дня рождения. Сборник статей / ред.-сост. кандидат искусствоведения, доцент С. Г. Мураталиева. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2017. С. 31–42.
- • Гёте и Рейхардт. К проблеме зингшпиля // Русское слово в мультикультурном пространстве. Сборник научных трудов к юбилею профессора Г. В. Якушевой / отв. ред. М. А. Осадчий, сост. Т. К. Савченко. М.: Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина, 2019. С. 106–110.
- • На службе у Фридрихов. И. Ф. Рейхардт как придворный капельмейстер // Моцарт в пространстве и времени. Сборник статей по материалам научной конференции [«Моцарт и его время», Московская консерватория, 10–11 ноября 2016 года] / ред.-сост. С. Г. Мураталиева. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2019. С. 225–233.
- • О значении творчества И. В. Гёте для развития немецкой Lied: песни И. Ф. Рейхардта // Литература и искусство в поле притяжения Гёте = Literatur und Kunst im Spannungsfeld Goethes : сб. научных статей по материалам Международной научной конференции «Im Spannungsfeld Goethes: литература и искусства в поле притяжения Гёте», 25-26 ноября 2019 года, Москва, Институт мировой литературы имени А. М. Горького РАН, Высшая Школа сценических искусств / отв. ред. П.В. Абрамов. Москва: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2023. С. 545-563.
Доклады на научных конференциях
- • И.Ф. Рейхардт и его песни на стихи Гёте // Заседание Комиссии по изучению творчества Гёте и культуры его времени при Научном совете по истории мировой культуры РАН, 30 января 2004 года, Москва, Государственный институт искусствознания
- • Переписка И. В. Гёте и И.Ф. Рейхардта // Заседание Комиссии по изучению творчества Гёте и культуры его времени при Научном совете по истории мировой культуры РАН, 2 февраля 2007 года, Москва, Государственный институт искусствознания
- • «Эрвин и Эльмира» И.В.Гёте и И.Ф.Рейхардта // Заседание Комиссии по изучению творчества Гёте и культуры его времени при Научном совете по истории мировой культуры РАН, 11 июня 2009 года, Москва, Государственный институт искусствознания
- • Гёте в Гибихенштейне // Заседание Комиссии по изучению творчества Гёте и культуры его времени при Научном совете по истории мировой культуры РАН, 4 февраля 2011 года, Москва, Государственный институт искусствознания
- • Иоганн Фридрих Рейхардт и Иоганн Вольфганг Гёте // Международная научная конференция «Музыковедение в XXI веке. Музыкальные культуры России и Германии: диалоги и параллели», 3-5 апреля 2012 года, Москва, Российская академия музыки имени Гнесиных
- • Из истории зингшпиля в немецком театре второй половины XVIII века. Гёте–Рейхардт // Оперный театр: история и современность, 27-30 ноября 2013 года, Москва, Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
- • «Музыкант-писатель И. Ф. Рейхардт о К. Ф. Э. Бахе» // Международная научная конференция «К 300-летию К. Ф. Э. Баха и К. В. Глюка», 19-21 марта 2014 года, Москва, Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
- • Песни И.Ф.Рейхардта на тексты Гёте из романа «Годы учения Вильгельма Мейстера» // Заседание Комиссии по изучению творчества Гёте и культуры его времени при Научном совете по истории мировой культуры РАН, 5 июня 2015 года, Москва, Государственный институт искусствознания
- • На службе у Фридрихов. И. Ф. Рейхардт как придворный капельмейстер // Научная конференция «Моцарт и его время», 10-11 ноября 2016 года, Москва, Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
- • Гёте и музыка // Заседание Комиссии по изучению творчества Гёте и культуры его времени при Научном совете по истории мировой культуры РАН, 3 февраля 2017 года, Москва, Государственный институт искусствознания
- • «Nur wer die Sehnsucht kennt...»: И.В.Гёте с интерпретациях его современников: И.Ф.Рейхардт, К.Ф.Цельтер, Л.ван Бетховен, Ф.Шуберт // Заседание Комиссии по изучению творчества Гёте и культуры его времени при Научном совете по истории мировой культуры РАН, 9 июня 2017 года, Москва, Государственный институт искусствознания
- • Поэзия Гёте в музыкальных воплощениях его современников // Заседание Комиссии по изучению творчества Гёте и культуры его времени при Научном совете по истории мировой культуры РАН, 9 февраля 2018 года, Москва, Государственный институт искусствознания
- • Музыка гётевского времени: при дворе Фридриха Великого // Заседание Комиссии по изучению творчества Гёте и культуры его времени при Научном совете по истории мировой культуры РАН, 7 июня 2019 года, Москва, Государственный институт искусствознания
- • О значении творчества И. В. Гёте для развития немецкой Lied: песни И. Ф. Рейхардта // Международная научная конференция «Im Spannungsfeld Goethes: литература и искусства в поле притяжения Гёте», 25-26 ноября 2019 года, Москва, Институт мировой литературы имени А. М. Горького РАН, Высшая Школа сценических искусств.
- • Музыка гётевского времени: И. Й. Кванц // Заседание Комиссии по изучению творчества Гёте и культуры его времени при Научном совете по истории мировой культуры РАН, 7 февраля 2020 года, Москва, Государственный институт искусствознания
- • Музыка гётевского времени: стеклянная гармоника // Заседание Комиссии по изучению творчества Гёте и культуры его времени при Научном совете по истории мировой культуры РАН, 5 февраля 2021 года, Москва, Государственный институт искусствознания
- • Музыка прусского двора (вторая половина XVIII века) // Заседание Комиссии по изучению творчества Гёте и культуры его времени при Научном совете по истории мировой культуры РАН, 7 июня 2021 года, Москва, Государственный институт искусствознания
- • Музыка гётевского времени: И.Ф. Рейхардт, К.Ф. фон Зекендорф, К.Ф. Цельтер, Л. ван Бетховен // Заседание Комиссии по изучению творчества Гёте и культуры его времени при Научном совете по истории мировой культуры РАН, 7 июня 2022 года, Москва, Государственный институт искусствознания
- • Музыка гётевского времени: Фердинанд Рис и Иоганн Непомук Гуммель // Заседание Комиссии по изучению творчества Гёте и культуры его времени при Научном совете по истории мировой культуры РАН, 3 февраля 2023 года, Москва, Государственный институт искусствознания
- • О музыке И. Ф. Рейхардта к пьесам И. В. Гёте // Заседание Комиссии по изучению творчества Гёте и культуры его времени при Научном совете по истории мировой культуры РАН, 9 июня 2023 года, Москва, Государственный институт искусствознания
- • Инструментальные сочинения композиторов из окружения Гёте: А. Э. Мюллер и К. Ф. Цельтер // Заседание Гётевской комиссии, 9 июня 2023 года, Москва, Государственный институт искусствознания
- • Флейтовые сонаты сыновей И. С. Баха // Международная научно-практическая конференция «И. С. Бах и его сыновья: контекст, влияния, перспективы», 27-28 марта 2024 года, Москва, Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
- • «Kennst du das Land…» из романа И. В. Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера» в музыкальных воплощениях: опыт сравнительной характеристики // Заседание Комиссии по изучению творчества Гёте и культуры его времени при Научном совете по истории мировой культуры РАН, 7 июня 2024 года, Москва, Государственный институт искусствознания
- • «Прометей» И. В. Гёте в музыкальных интерпретациях И. Фр. Рейхардта, Фр. Шуберта и Г. Вольфа // Заседание Комиссии по изучению творчества Гёте и культуры его времени при Научном совете по истории мировой культуры РАН, 7 февраля 2025 года, Москва, Государственный институт искусствознания
- • Понятие зингшпиля в представлении И. В. Гёте и И. Фр. Рейхардта // Международная научная конференция «Термин и номен: музыкальный текст поверх барьеров и Круглый стол «К 1000-летию Гвидо Аретинского», 13-14 марта 2025 года, Москва, Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Моцарт в пространстве и времени
Москва, 2019Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788) : К 300-летию со дня рождения
Москва, 2017