Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788) : К 300-летию со дня рож­дения


  • Рецензент: Р. А. Насонов, кандидат искусствоведения, доцент; М. Л. Насонова, кандидат искусствоведения; И. В. Розанов, доктор искусствоведения, профессор; М. А. Сапонов, доктор искусствоведения, профессор; Е. М. Царёва, доктор искусствоведения, профессор.
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2017
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 272
  • ISBN: 978-5-89598-331-7 (в обл.)

Редактор-составитель: С. Г. Мураталиева, кандидат искусствоведения, доцент

Сборник составлен по материалам международной научной конференции «К 300-летию К. Ф. Э. Баха и К. В. Глюка» (Московская консерватория, 19–21 марта 2014 года). В него вошли статьи, посвященные различным аспектам биографии, творчества и эстетики К. Ф. Э. Баха, проблемам интерпретации его произведений. Впервые на русском языке публикуется его «Автобиография», а также ряд писем. Представлен уточненный список сочинений.

Издание адресовано музыковедам-историкам, исполнителям, учащимся и всем интересующимся немецкой музыкальной культурой XVIII века.

От редактора-составителя 4

Список сокращений 6

I. Жизнь и личность

Л. В. Кириллина. Бах — сын Баха 7

С. Г. Мураталиева. Карл Филипп Эмануэль Бах как автор писем 13

С. Н. Никифоров. К. Ф. Э. Бах и его крестный отец Г. Ф. Телеман 21

Е. С. Паникова. Музыкант-писатель И. Ф. Рейхардт о К. Ф. Э. Бахе 31

II. Эстетика

Н. Л. Фишман. Эстетика Ф. Э. Баха 43

В. П. Чинаев. «Чувствительный стиль» К. Ф. Э. Баха: от территории парадокса к «новым землям» 55

III. Творчество

В. В. Тропп. Клавирное творчество К. Ф. Э. Баха. Некоторые наблюдения о «штюрмерском» и «сентименталистском» 78

В. Б. Носина. Музыкальная риторика в клавирных сонатах К. Ф. Э. Баха 88

Д. А. Борковская. Мастер клавирного концерта 99

А. М. Меркулов. Каденция солиста в наследии К. Ф. Э. Баха: между барокко и классицизмом 115

А. И. Янкус. Фуга d-moll Карла Филиппа Эмануэля Баха и Дуэт a-moll Фридриха Вильгельма Марпурга. К вопросу о специфике двухголосной фуги 131

С. Г. Мураталиева. Вокально-инструментальное творчество К. Ф. Э. Баха 156

Е. А. Данилова. Магнификат К. Ф. Э. Баха: берлинская и гамбургская версии 193

IV. Документы и материалы

«Автобиография» К. Ф. Э. Баха 203

Письма К. Ф. Э. Баха к Г. Ф. Телеману 212

 

Указатель произведений Карла Филиппа Эмануэля Баха 215

Сведения об авторах 271

8 марта 2014 года исполнилось 300 лет со дня рождения Карла Филиппа Эмануэля Баха. Весь музыкальный мир широко отметил эту знаменательную дату1. К. Ф. Э. Бах никогда не бывал в России, однако уже с последней трети XVIII века, благодаря распространению по подписке его клавирных сочинений, имя и творчество композитора становятся известны русским любителям и знатокам музыки. В XIX веке названия его произведений появляются в афишах столичных концертов. Так, например, их включал в программы своих выступлений А. Г. Рубинштейн. В середине XX века подлинное понимание значения «великого Баха» проявляется в статье Н. Л. Фишмана «Эстетика Ф. Э. Баха» (1964), опубликованной в журнале «Советская музыка»2. В 1990-е годы важную роль сыграло распространение аутентичного исполнительства и открытие в Московской консерватории факультета исторического и современного исполнительского искусства (1997).

Поэтому вполне закономерно, что именно Московская консерватория посвятила замечательному юбилею немецкого композитора фестиваль под девизом «Для знатоков и любителей» (художественный руководитель — народный артист России, профессор А. Б. Любимов) и научную конференцию, материалы которой положены в основу настоящего сборника3. Принимая во внимание тот факт, что русскоязычная литература о К. Ф. Э. Бахе весьма ограниченна, было признано целесообразным включить в издание ряд документальных и справочных материалов.

В сборнике четыре раздела: первый посвящен жизни и личности композитора, второй — его эстетическим взглядам, третий — творческому наследию; в четвертом, завершающем, разделе впервые на русском языке представлены «Автобиография» К. Ф. Э. Баха (1773), его письма к своему крестному отцу Г. Ф. Телеману, а также перечень баховских произведений, в котором обозначено местоположение каждого из них в Полном собрании сочинений4.

Первый раздел открывает статья Л. В. Кириллиной «Бах — сын Баха». В ней раскрыта важнейшая тема — отношения отца и сына и роль последнего в сохранении наследия И. С. Баха. Новые аспекты биографии Карла Филиппа Эмануэля освещены С. Н. Никифоровым (Бах и Телеман) и Е. С. Паниковой (творчество композитора глазами его соотечественников и современников — в лице И. Ф. Рейхардта).

Второй раздел включает упоминавшуюся выше работу Н. Л. Фишмана, не утратившую своей актуальности и поныне, а также исследование В. П. Чинаева, рассматривающего не только стиль Баха в контексте происходивших в XVIII веке изменений в литературе и искусстве, но и прочтение его клавирных сочинений современными исполнителями.

В третьем разделе с разных сторон раскрывается творческое наследие композитора. Наиболее развернуто представлена клавирная музыка. В. В. Тропп делает акцент на особенностях авторского стиля Баха («Некоторые наблюдения о “штюрмерском” и “сентименталистском”»). В. Б. Носина отмечает проявление музыкальной риторики в его клавирных сонатах. В центре внимания Д. А. Борковской находятся баховские клавирные концерты и особенности их жанровой эволюции. А. М. Меркулов рассматривает каденции солиста в наследии К. Ф. Э. Баха. Органные сочинения и полифонические жанры стали предметом исследования А. И. Янкус. Жанрам вокально-инструментальной музыки, включая ранее не затрагиваемые исследователями оды и песни, посвящена статья С. Г. Мураталиевой, а Е. А. Данилова освещает историю берлинской и гамбургской редакций Магнификата.

В заключение хотелось бы поблагодарить тех, без кого этот сборник не мог состояться: рецензентов И. В. Розанова и М. Л. Насонову, чьи ценные замечания и уточнения помогли при его доработке; членов кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории М. А. Сапонова, Е. М. Царёву, К. В. Зенкина, Р. А. Насонова, оказавших значительную помощь на начальном этапе работы; сотрудников Научно-издательского центра «Московская консерватория» Н. О. Власову, Г. А. Моисеева, Е. А. Ларину, С. М. Мовчана.


1 К юбилею К. Ф. Э. Баха был создан веб-сайт «cpebach*1714». На нем представлены сведения о его жизни и творчестве, а также информация о мероприятиях, посвященных композитору, во многих городах и культурных центрах Германии. См.: URL: http://www.cpebach.de; дата обращения 03.12.2016.

2 Фишман Н. Л. Эстетика Ф. Э. Баха // Советская музыка. 1964. № 8. С. 59–65.

3 О концертах фестиваля см.: Мураталиева С. Г.  Для знатоков и любителей. Приношение Карлу Филиппу Эмануэлю Баху // Российский музыкант. 2014. № 4. С. 1. В настоящий сборник вошли также очерки, опубликованные в фестивальном буклете. Обзор докладов, прочитанных на конференции, представлен в статье: Мураталиева С. Г. К 300-летию К. Ф. Э. Баха и К. В. Глюка // Старинная музыка. 2014. № 2. С. 1–5. Тематика конференции объединила имена двух западноевропейских классиков, 300-летние юбилеи которых пришлись на 2014 год.

4 Полное собрание сочинений К. Ф. Э. Баха — современный редакционно-издательский проект Гуманитарного института Паккарда (The Packard Humanities Institute, США), осуществляемый в сотрудничестве с Баховским архивом в Лейпциге (Bach-Archiv Leipzig), Саксонской академией наук (Sächsische Akademie der Wissenschaften, Лейпциг) и Гарвардским университетом (Harvard University, США). Сведения о вышедших томах, снабженных подробными вступительными статьями, а также о планируемых к выпуску представлены на веб-сайте проекта. См.: URL: http://www.cpebach.org; дата обращения 03.12.2016.