Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники


  • Автор: Морозов В. П.
  • Рецензент: П. И. Скусниченко, С. Б. Яковенко, К. В. Тарасова, В. Н. Сорокин
  • Издательство: Московская консерватория, ИП РАН, Центр «Искусство и наука» Редакционно-издательский отдел, Издательский отдел Института психологии РАН, 2002
  • Тираж: 3000 экз.
  • К-во страниц: 496
  • ISBN: 5-89598-087-2 / 5-9270-0016-9

Редакторы: О. В. Лосева, В. И. Артамонов


«Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники» – первая в нашей стране монография, посвященная детальному научно-экспериментальному изучению важнейшей роли резонансной системы певца в формировании высоких профессиональных качеств его голоса: силы, красоты тембра, полетности, четкости дикции, неутомимости и долговечности сценической певческой деятельности. Автор книги – профессор В. П. Морозов известен читателям по его ранее изданным книгам: «Вокальный слух и голос» (1965), «Тайны вокальной речи» (1967), «Биофизические основы вокальной речи» (1977), «Занимательная биоакустика – рассказы о языке эмоций» (1983, 1987), «Художественный тип человека» (1994), «Искусство и наука общения: невербальная коммуникация» (1998), «Резонансная теория пения и вокальная техника выдающихся певцов» (2001) и др. Исследования проведены с применением современных методов акустики, физиологии, психологии и новейших компьютерных технологий. Выдвигаемая автором книги резонансная теория искусства пения (РТИП) – результат обобщения более чем 40-летнего его опыта исследования певцов разных профессиональных и возрастных категорий, включая крупнейших мастеров вокального искусства: Ф. Шаляпина, С. Лемешева, И. Козловского, М. Рейзена, И. Петрова-Краузе, И. Архиповой, Е. Образцовой, Е. Нестеренко, П. Лисициана, Н. Гяурова, Э. Карузо, М. Каллас, П. Доминго, Л. Паваротти и многих других. Книга содержит высказывания этих выдающихся певцов о технике пения, альбом спектров их голосов, а также практические выводы для вокальной педагогики и методологии. Для широкого круга специалистов по теории и практике искусства пения – вокальных педагогов, певцов, дирижеров хоров, музыковедов, психологов, лингвистов, фониатров, а также всех, интересующихся искусством пения.

ОБ АВТОРЕ И ЕГО КНИГЕ 1 ПРЕДИСЛОВИЕ 9 ВВЕДЕНИЕ 13
Что такое резонансная теория искусства пения?
13
Открытое письмо профессору С. Б. Яковенко 20

ГЛАВА 1.
РЕЗОНАНС КАК ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 27
1.1. О значении резонанса 27
1.2. Основные понятия и определения 29
1.3. Три замечательные закона резонанса 30

ГЛАВА 2.
РЕЗОНАНС В МУЗЫКАЛЬНОЙ АКУСТИКЕ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ 34
2.1. Музыкальные инструменты как резонаторы
34
2.2. О голосовых резонаторах братьев наших меньших
39
2.3. Резонаторы голосового аппарата певца 43

ГЛАВА 3.
СЕМЬ ВАЖНЕЙШИХ ФУНКЦИЙ ПЕВЧЕСКИХ РЕЗОНАТОРОВ 46
3.1. Энергетическая функция
47
3.2. Генераторная функция
49

3.2.1. Резонансная природа образования высокой певческой форманты
51
3.2.2. Резонансное происхождение низкой певческой форманты
60
3.2.3. К обсуждению результатов
65
3.3. Фонетическая функция 69
3.3.1. Резонансная теория речеобразования Г. Гельмгольца и современные теории
69
3.3.2. Фонетические особенности вокальных гласных
73
3.3.3. Проблемы дикции и резонансное пение
74

3.3.3.1. «Гласная несет согласную...»
76
3.3.4. О фонетическом методе
77
3.4. Эстетическая функция
79
3.4.1. «Неприличные» звуки гортани
80
3.4.2. Об эстетической роли ВПФ и НПФ
80
3.4.3. Тип голоса певца в свете РТИП
82

3.4.3.1. Как Э. Карузо пел басом
85
3.4.4. О соотношении грудного и головного резонирования
86
3.4.5. Особая роль носового резонатора
88
3.4.6. Теория резонансного происхождения вибрато
91

3.4.6.1. Вибрато как эстетический атрибут вокального и музыкального исполнительства
91

3.4.6.2. О физиологических механизмах резонансного образования вибрато
96

3.4.6.3. О повышенной чувствительности слуховой системы к восприятию вибрато
101

3.4.6.4. Об эстетических аспектах резонансной теории вибрато
102

3.4.6.5.Основные положения резонансной теории вибрато
103
3.4.7. Об эстетическом эталоне певческого голоса
106
3.4.8. Голос Шаляпина как эстетический эталон
108

3.4.8.1. Выдающиеся мастера вокального искусства о голосе и пении Ф. И. Шаляпина
108

3.4.8.2. Из истории исследований
113

3.4.8.3. Проблема качества грамзаписей
115

3.4.8.4. Выделение ВПФ из голоса Шаляпина
116

3.4.8.5. Интегральные спектры голоса Шаляпина
118

3.4.8.6. О природе полетности голоса Шаляпина
119

3.4.8.7. Роль ВПФ в эмоционально-психологической выразительности голоса Шаляпина
120

3.4.8.8. Исследования речевого голоса Ф. Шаляпина
123

3.4.8.9. Основные выводы
129
3.4.9. «Диагностика вокальной одаренности» – новый метод оценки эстетических свойств певческого голоса
131

3.4.9.1. Особенности спектра голоса как диагностический показатель
131

3.4.9.2. Диагностическая роль вибрато голоса
135

3.4.9.3. Основные выводы
137 3.5. Защитная функция 138
3.5.1. Первый защитный механизм
138
3.5.2. Второй защитный механизм
139
3.5.3. Третий защитный механизм
141

3.5.3.1. Импеданс? Нет, лучше резонанс!
141

3.5.3.2. О воздействии резонаторов на голосовые связки
142
3.5.4. Грудной резонатор – объективная реальность и его защитная роль
147

3.5.4.1. Прямые исследования резонанса трахеи
147

3.5.4.2. Виброметрические исследования грудного резонанса
148

3.5.4.3. Об изменении объема и формы грудного резонатора
151

3.5.4.4. О механизме влияния грудного резонатора на спектр голоса
152

3.5.4.5. О «потерях» на поглощение звука в грудном резонаторе
155

3.5.4.6. Основные выводы
155

3.5.4.7. Об особенностях грудного резонирования у женщин
157
3.5.5. Заключение к разделу 3.5
158 3.6. Индикаторная функция 159
3.6.1. О локализации и особенностях резонансных ощущений
161
3.6.2. О резонаторах-индикаторах
162
3.6.3. Особая роль виброчувствительности в системе вокального слуха певца
164
3.7. Активизирующая функция 169
3.8. Об индивидуальных особенностях строения резонаторов у певцов
171
3.9. Заключение и основной вывод к главе 3 175

ГЛАВА 4.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЗОНАТОРОВ С РАБОТОЙ ГОРТАНИ И ДЫХАНИЯ (физиологические основы РТИП) 178
4.1. О взаимодействии резонаторов в пении 178
4.2. Взаимосвязь резонаторов с работой гортани 179
4.3. О резонансном механизме колебаний голосовых связок певца 180
4.3.1. Миоэластическая и нейрохронаксическая теории голосообразования. Критика теории Р. Юссона
180
4.3.2. Резонансный механизм колебаний голосовых связок в свете РТИП
183 4.4. О резонирующем певческом дыхании 185
4.5. О двойной роли дыхательного аппарата в пении: «мехи» и резонатор
186
4.6. О резонансной сущности «вдыхательной установки» 188
4.7. «Мы поем диафрагмой...»
190
4.8. Дыхание – гортань – резонаторы как система
194
4.8.1. Прямые и обратные силы взаимодействия в системе «дыхание – гортань – резонаторы»
196
4.8.2. О неавтономности работы гортани: три акустико-физиологических механизма воздействия резонаторов и дыхания на гортань
198
4.8.3. Гортань – особое звено в системе голосового аппарата
204
4.9. Принцип целостности голосового аппарата певца и его практическое значение
207
4.9.1. Физиологические основы целостности
208
4.9.2. Гортань – «заминированная зона!»
209
4.9.3. О методах прямого и косвенного воздействия на работу гортани
212
4.9.4. Принцип целостности как методологическая основа вокальной педагогики
215
4.10. Заключение и выводы к главе 4 216

ГЛАВА 5.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ 218
5.1. Резонансное пение, эмоции и воображение
218
5.1.1. Об особенностях сценических эмоций
219
5.1.2. Резонансная техника пения и эмоции
220
5.1.3. О вокалотерапии, или лечебном воздействии резонансного пения
222
5.1.4. Вокальная терминология и резонансная техника пения
227
5.1.5. Это «волшебное» слово «как будто»!
229
5.1.6. О двух психологических установках в пении
231
5.1.7. «Протокольная правда» и правда художественного воображения
236
5.1.8. Резонирующее певческое дыхание как воображаемая реальность (о психологической природе резонирующего дыхания)
238
5.2. О научном обосновании эмоционально-образных методов в вокальной педагогике
241
5.2.1. О художественном и мыслительном типах певцов
242
5.2.2. Эмоциональный слух певца
247

5.2.2.1. Тест на эмоциональный слух
247
5.2.3. Эмоциональный слух и музыкальное творчество
248
5.2.4. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности
253
5.2.5. Учение А. А. Ухтомского о доминанте
256
5.2.6. Теория функциональных систем П. К. Анохина
257
5.2.7. Идеомоторный акт и вокальный слух
260

5.2.7.1. Представление рождает движение
260

5.2.7.2. Слушать певца – значит петь вместе с ним
263
5.2.8. Теория установки Д. Н. Узнадзе
267
5.2.9. Система К. С. Станиславского и его метод предлагаемых обстоятельств
270
5.3. О применении научных данных в вокальной педагогике 274
5.3.1. «Особый цех музыкантов...»
274
5.3.2. О «парадоксах» вокальной педагогики и их психологической природе
277

5.3.2.1. Парадоксы знаний о гортани
285
5.3.3. «Теория должна освещать путь практике...»
290

5.3.3.1. Резонансная теория и вокальная практика
292
5.3.4. Диагностика вокальной одаренности – психологические аспекты
297

5.3.4.1. Проблема оценки вокальной одаренности
297

5.3.4.2. Новый комплексный метод диагностики вокальной одаренности
298
5.3.5. Заключение к главе 5. Психологические основы резонансной теории пения (основные выводы)
299

ГЛАВА 6.
О ЗНАЧЕНИИ РТИП ДЛЯ СМЕЖНЫХ ВИДОВ ВОКАЛЬНЫХ СЦЕНИЧЕСКИХ ИСКУССТВ 305
6.1. Резонанс и хоровое пение 305
6.2. РТИП и современная вокальная музыка 310
6.3. РТИП и голос актера 314
6.4. О развитии детского голоса на резонансной основе 316
6.4.1. Физиологические особенности; влияние перегрузок
317
6.4.2. Феномен «чистой грифельной доски». Роль импритинга
320
6.4.3. Об основных принципах развития резонансного пения у детей
321
6.4.4. Об эстетическом эталоне певческого голоса у детей: влияние звуковой среды и СМИ
325
6.4.5. Акустические особенности детского голоса
328
6.4.6. Метод комплексной диагностики вокальной одаренности детей
332
6.5. О резонансных основах церковного пения 333
6.5.1. Церковное пение как историческая праоснова искусства резонансного пения
333
6.5.2. Об унисонном древнецерковном пении как средстве психологического резонанса
335
6.5.3. Об акустике храмовых помещений
336

ГЛАВА 7.
ОСНОВНЫЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РТИП 339
7.1. Основные отличия РТИП от традиционной миоэластической теории 339
7.2. Семь важнейших функций певческих резонаторов 340
7.3. РТИП о механизмах защиты гортани профессиональных певцов от перегрузок 342
7.4. Чему учит нас опыт мастеров вокального искусства
346
7.4.1. Проблема общего (типичного) и индивидуального в изучении вокальной техники мастеров
346
7.4.2. Что типичного в акустических свойствах голоса мастеров академического пения
347

Особенности высокой певческой форманты
349

Особенности вибрато
352

Основные выводы
352
7.4.3. Что общего и типичного в представлениях и высказываниях мастеров о технике пения
353

1. «Резонанс – это самое главное!..»
354

2. «Искусство пения – это искусство дыхания»
355

3. «Гортань должна быть свободной, и никаких фокусов!..»
356

Не «поющие голосовые связки», а «поющие резонаторы»
356

Об исключениях
357

4. «Над вымыслом слезами обольюсь...» (образ, эмоции, воображение)
359

5. Принцип целостности голосового аппарата певца
360
7.4.4. Резонансная техника – это певческое долголетие
361
7.4.5. Природная одаренность и несовершенная техника – это непрофессиональный голос
362
7.4.6. Представления молодых певцов о технике пения
363
7.5. Пять основных принципов резонансного пения 364
7.6. РТИП и диагностика вокальной одаренности 368

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
МАСТЕРА ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА О РЕЗОНАНСНОЙ ТЕХНИКЕ ПЕНИЯ 373
Федор Шаляпин 375
«Как надо петь» (из последнего интервью)
377
Камилло Эверарди 378
Иван Козловский