В монографии представлена целостная картина камерно-ансамблевых сочинений П. И. Чайковского, включающая историю создания этих произведений, их место в контексте жанровых традиций, проблемы программности, подробный анализ.
Издание имеет нотное и справочно-библиографическое приложение, содержащее сведения о нотной библиотеке П. И. Чайковского и исполнительской судьбе его ансамблей.
Ряд архивных материалов и первоисточников публикуется впервые.
Книга адресована широкому кругу читателей и музыкантов-профессионалов.
От автора 5
Введение. Из истории камерно-инструментальной музыки в XIX веке 13
Типология жанров 15
Камерно-инструментальная музыка в России XIX века 25
П. И. Чайковский о камерной музыке 45
Глава I. Струнные квартеты 55
Освоение жанра: Квартет B-dur. Первый квартет 55
Квартет B-dur (1865) 55
Первый квартет D-dur op. 11 68
Второй и Третий квартеты: структура цикла, тематизм, развитие 82
Второй квартет F-dur op. 22 82
Третий квартет es-moll op. 30 106
Некоторые выводы 124
Глава II. Фортепианное трио «Памяти великого художника». Опыт анализа художественной концепции 128
Чайковский и жанр фортепианного трио 128
История создания. Исполнения и издание 1882 года 136
Трио как траурная музыка памяти Н. Г. Рубинштейна 142
Анализ Трио 166
О симфоническом методе в Трио 199
Глава III. Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» в контексте позднего периода творчества 205
От замысла к воплощению (1886 – 1890) 206
Путь ко второй редакции (1890 – 1892) 215
Секстет в зеркале критических оценок 222
Название «Souvenir de Florence» и его роль в восприятии музыки Секстета 228
Секстет и «Пиковая дама» 235
Заключение 249
Приложение 1. Партитуры камерно-ансамблевых сочинений западноевропейских классиков из нотной библиотеки П. И. Чайковского 253
Приложение 2. Исполнения камерных ансамблей П. И. Чайковского (1865 – 1893) 255
Приложение 3. Секстет. III часть, 1-я редакция. Фрагмент 275
Библиография 278
Указатель имен 287