Настоящее издание является первым в отечественной и зарубежной науке и практике обобщающим трудом в области развития музыкального слуха. Книга дает возможность: составить наиболее полное представление о современных школах и методиках воспитания музыкального слуха в России и за рубежом, в начальном и высшем музыкальном образовании; овладеть новыми психотехниками развития музыкально-артистических способностей.
Материал книги может быть использован в курсах методики сольфеджио, исполнительского искусства, анализа музыкальных произведений, музыкальной психологии.
Для учащихся и преподавателей музыкальных училищ и вузов, психологов, психотерапевтов.
От автора 5
Предисловие 7
Введение 10
Глава 1. Сольфеджио как предмет 19
Глава 2. Психологические аспекты музыкального слуха 43
Глава 3. Память и запоминание музыкальных паттернов 72
Глава 4. Освоение нотографических трудностей 85
Глава 5. Интонационный слух и основы звуковысотного интонирования 106
Глава 6. Ладовый слух 131
Глава 7. Гармонический слух 153
Глава 8. Тонально-функциональный слух 195
Глава 9. Чувство ритма 213
Глава 10. Основные метастратегии в процессе преподавания сольфеджио 248
Глава 11. К вопросу о стилевом музыкальном слухе 275
Заключение 293
Послесловие 300
Приложение I. Нотные примеры и таблицы 301
Приложение П. Наглядные материалы по сольфеджио 317
Приложение III. Краткий словарь психологических, физиологических и лингвистических терминов 329
Приложение IV. Список основных субмодальностей 335
Приложение V. Список основных метапрограмм человека 335
Приложение VI. Литература 337
Abstract 354