Гармония. Практический курс. Часть 2


  • Автор: Холопов Ю. Н.
  • Издательство: Композитор, 2003
  • К-во страниц: 624
  • ISBN: 5-85285-619-3

Научная редакция и подготовка текста к печати В. С. Ценовой.

Учебник для специальных курсов консерваторий (музыковедческое и композиторское отделения). В 2-х частях. Часть 2. Гармония XX века.

Семестр III

Раздел IV
I. ГАРМОНИЯ ХХ ВЕКА (Введение)

1. Общие основы гармонии ХХ века

1.1. Понятие гармонии и музыка ХХ века 3
1.2. Общие законы гармонии ХХ века 4
1.3. Свобода диссонанса 5
1.4. Двенадцатиступенность высотной системы 6
1.5. Новая ладогармоническая функциональность 7
1.6. Общий принцип гармонии ХХ века 8
1.7. Основы метода гармонического анализа музыки ХХ века 9
1.8. От общего принципа к конкретным звуковысотным структурам 10

1.8.1. Тональность мажорно-минорной основы 10
1.8.2. Тональность нейтрально-ладовой основы 11
1.8.3. Модальность 11
1.8.4. Серийность 12
1.8.5. Сонорика 13
1.8.6. Прочие структурные типы (и техники) 13

2. Хроматическая ладовая система

2.1. Понятие хроматической системы 14
2.2. Специфические гармонии хроматической системы 15
2.3. Функциональные значения аккордов хроматических ступеней 18
2.4. Медианты 21
2.5. Прилегающие (атакты). Проблема однотерцовых 23
2.6. Тритонанты 24
2.7. Фиксация гармонических значений 25
2.8. Некоторые условия применения гармоний хроматической системы 27

2.8.1. Вводящие гармонии 27
2.8.2. Мелодика в хроматической ладовой системе 29
2.8.3. Хроматическая ладотональная система и состояния тональности 30

2.9. Гармонии хроматической системы и формообразование. Тональное сжатие 31
2.10. Принцип избирательности гармонии и индивидуализированность тональности 33
2.11. Родство тональностей в хроматической системе 34
2.12. Выразительность элементов хроматической тональности 36

3. Аккордика

3.1. Вертикаль и гармония. Типология гармонической вертикали ХХ века 38
3.2. Моноаккорды. Терцовые аккорды 40
3.3. Побочные тоны 44
3.4. Диссонансы тяготеющие и не тяготеющие. Разрешение септаккордов. Параллелизмы 46
3.5. Нетерцовые аккорды. Кварто-квинтовые созвучия 50
3.6. Септовые аккорды. Ноновые аккорды. Кластеры. Принцип «11». Мелодика и аккордика 52
3.7. Аккорды смешанной структуры. «Неполные» аккорды. Побочные группы тонов 60
3.8. Аккордика Веберна. Характерные аккорды 62
3.9. Полиаккорды. Субаккорды. Полиостинато 66
3.10. Линейные комплексы. Гармония пластов 68
3.11. Соноры 71
3.12. Проблема основного тона. Основной тон – основной субаккорд – основной слой – основная звучность 73
3.13. Аспект взаимодействия гармонии и тематизма: аккордовая последовательность как имитация. Расщепление единства «основной тон + звукосостав аккорда». Центральный тон 80
3.14. Выразительность аккорда. Индивидуализация аккордики 82
3.15. Новая аккордика и лад. Сложные тоники. Принцип оcтинатной тональности как источник индивидуализированных «модусов» (ИМ) 85
3.16. Новая аккордика и логика голосоведения. Вопросы мелодики. Вводнотоновость 87
3.17. Нотация усложненной аккордики 89

Практические работы. Задания 1 – 4

Задание 1 93
Задание 2 108
Задание 3 123
Задание 4 132

II. ТОНАЛЬНОСТЬ

4. Джазовая гармония

4.1. Джаз и «эстрада» 144
4.2. Джазовая интонация: диссонанс – хроматизм – экмелика 147
4.3. Гармоническая нотация 149
4.4. Наиболее употребительные аккорды главных функций 151
4.5. Блюзовый лад. «Блюзовые ноты» (джазовые модальные тоны) 151
4.6. Формы джазовой музыки. Импровизация 153

4.6.1. Блюзовая форма 154
4.6.2. Песенная форма 155
4.6.3. Импровизация 156

4.7. Аккордика. Формы сложной тоники 157
4.8. Тонально-функциональная система 159
4.9. Фактура. Блок-аккорды 161
4.10. Вопросы инструментальной звучности 163
4.11. Джаз и музыка серьезных жанров 164

5. Диссонантная тональность

5.1. Сложная тоника и функциональная система 165
5.2. От тоники к центральному созвучию 166
5.3. Приемы техники центрального созвучия 168
5.4. «Скрябинский лад» 171
5.5. Воссочинение 178

6. Полигармония

6.0. Терминология полиструктур 180
6.1. «Полизвуки» 181
6.2 «Полиинтервальность» 181
6.3. Полиаккордика 182
6.4. Политональность 187
6.5. Многослойность 191
6.6. Полифункциональность 191
6.7. Полиладовость. Полимодальность 193
6.8. Полигенность 196
6.9. Поликомпозиция 199
6.10 Полиустой 199

7. Параметры современной тональности

7.1. Понятие тональности в ХХ веке 202
7.2. Индивидуализация тональности 204
7.3. Современные параметры тональной композиции 206
7.4. Сонантность 207
7.5. Состав тональности. Функциональная амплитуда 210
7.6. Распределение функциональных ресурсов. Принцип нарастания хроматики 211
7.7. Последование основных тонов (ОТ) и чувство тональности 213
7.8. Тоникальность 214
7.9. Формы каденций 216
7.10. Гармоническая пульсация 218
7.11. Родство тональностей 219
7.12. Модуляция 222

7.12.1. Образец модуляции в связующей партии 223
7.12.2. Образец модуляции в разработке 227

8. Линеарная гармония

8.1. Линеарность и гармония. Линеарные тоны 229
8.2. Линеарные формы 230
8.3. Педаль и остинато 232
8.4. Проходящие аккорды 234
8.5. Вспомогательные аккорды 234
8.6. Задержания. Апподжиатуры 236
8.7. Аккорд-предъем 236
8.8. Дублировки 237
8.9. Линеарность и ладообразование. Искусственные модусы (ИМ). «Остинатная тональность» 239

9. Полифоническая гармония

9.1. Терминологические уточнения 241
9.2. Специфика полифонической гармонии. Ладовые комплексы 242
9.3. Гармония вертикальных комплексов 245
9.4. Контурное двухголосие 247
9.5. Роль прямых линий 249
9.6. Полигармонический контрапункт 250
9.7. Гармония вне аккорда 252

10. Дополнительный конструктивный элемент гармонии

10.1. Логическая связность в гармонии и имитация ЦЭ 254
10.2. Формы ДКЭ. ДКЭ и микросерийность 256
10.3. Искусственные модусы с ДКЭ 259
10.4. Гармоническая функциональность 261

11. Техника центрального созвучия

11.1. От ДКЭ к центральному созвучию (ЦС) 263
11.2. Развивающая вариация 264
11.3. Логика развития гармонической структуры. Формообразование 264
11.4. От ЦС к микросерии 269

Практические работы. Задания 5 – 16

Задание 5 272
Задание 6 280
Задание 7 288
Задание 8 296
Задание 9 308
Задание 10 321
Задание 11 330
Задание 12 333
Задание 13 342
Задание 14 351
Задание 15 362
Задание 16 363

III. МОДАЛЬНОСТЬ

12. Натуральные лады диссонантной основы

12.1. Новые ритмы – новые гармонические формы. Нейтрализация диссонанса 371
12.2. Тематическая гармония 377
12.3 Фактурный склад 377

13. Симметричные лады диссонантной основы

13.1. Симметрия – в ладе и в ритме 377
13.2. Мелодика и аккордика. Статус диссонанса 380
13.3. Фактура. Дублировки 381
13.4. Ладовое развитие и музыкальная форма. Транспозиция, мутация, метабола 381
13.5. Модальная функциональность. От звукоряда к микросерии 382

14. Полимодальность

14.1. Соотношение полимодальных субструктур. Гармоническая функциональность 383
14.2. Полимодальность – вид двенадцатитоновой музыки 383

Практическая работа

Задание 17 386

IV. ГАРМОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

15. Общие принципы анализа гармонии ХХ века

15.1. К методике анализа 388
15.2. Проблема фиксации результатов анализа 390
15.3. Процедура анализа 391
Дополнительная литература 398

Семестр IV

Раздел V
V. ДВЕНАДЦАТИТОНОВОСТЬ. ГЕМИТОНИКА

16. Двенадцатитоновая гармония

16.1. Понятие и систематика двенадцатитоновости 399
16.2. Из истории двенадцатитоновой музыки 400
16.3. Двенадцатитоновые ряды (додекаряды) 402
16.4. Симметричные лады. «Лады Яворского» 403
16.5. «Синтетаккорды» Скрябина – Рославца 405
16.6. Тропы Хауэра 406
16.7. Двенадцатитоновые аккорды (додекаккорды) 410
16.8. Двенадцатитоновые поля. Свободная гемитоника 411
16.9. Серийная двенадцатитоновость – додекафония 412
16.10. Серия 413
16.11. Формы серии. Нотация 414
16.12. Интонационное содержание и структура серии 416
16.13. Серийный модус 418
16.14. Как отыскать серию в сочинении 419
16.15. Фиксация элементарного серийного анализа 420
16.16. Серия и тематизм 423
16.17. Ритм и метр 425
16.18. Серийные ряды 426
16.19. Серийное родство 426
16.20. Выбор серийных рядов. Серийная диспозиция 429
16.21. Колейность 430
16.22. Сложение ткани. Додекафонный склад. Голоса серийные и фактурные. Серийная мелодика 431
16.23. Ротация. Пермутация. Интерполяция. Интерверсия. Трансформация производные ряды 432
16.24. Организация гармонической вертикали. Конкорды. Тематическая гармония. Свободная вертикаль 434
16.25. Модальность и тональность в серийной гармонии. Центральные тоны 438
16.26. Проблема тональных форм в додекафонии 442
16.27. Песенные формы. Додекафонный период. Большое предложение. Каденции 443
16.28. Песенная форма (Liedform), двухчастная и трехчастная 446
16.29. Тема с вариациями 449
16.30. «Модуляция»? 450
16.31. Малое рондо (форма трехчастная с переходами, или форма адажио, форма анданте) 453
16.32. Сонатная форма 454
16.33. Циклические формы 454
16.34. Каноны 456
16.35. Фуга 457
16.36. Индивидуальные формы, индивидуальный проект (ИП) 457
16.37. Додекафония Веберна. Путь к сериализму 460
16.38. Двенадцатитоновость после Веберна. Серия – интонационный источник 464
16.39. Двенадцатитоновость в джазе. Джаз в двенадцатитоновости 465
16.40. Многомерная серийность – сериализм 467
16.41. Дальнейшая эволюция двенадцатитоновости 472
Дополнительная литература 473

Практические работы. Задания 18 – 22

Задание 18 474
Задание 19 480
Задание 20 488
Задание 21 492
Задание 22 509

VI. ДРУГИЕ ТЕХНИКИ

17. «Атональность» – новая тональность

17.1. Термин-недоразумение? 512
17.2. Атоникальность в тональной форме 516
17.3. Виды центричных и ацентричных структур 517

17.3.1. Одноцентровые 518
17.3.2. Переменно-тональные 518
17.3.3. Переменность «атоникальность – тоникальность» 519
17.3.4. Переменность «тоникальность – атоникальность» 519
17.3.5. Ацентричность 520

17.4. Действие пантональности 523

18. Сонорная гармония 524

18.1. Звучность как элемент гармонии. Сонор 525
18.2. Новая музыка – новый ритм 526
18.3. Классы сонорных явлений: колористика – сонорика – сонористика 528
18.4. Колористика 530
18.5. Сонорика 530
18.6. Параметры и формы сонорного материала 532

18.6.1. Градация параметров высотного поля 532
18.6.1.1. Градация ширины высотного поля 532
18.6.1.2. Градация длины высотного поля 533
18.6.1.3. Градация плотности высотного поля 534
18.6.2. Взаимодействие сонорно-структурных линий 535

18.7. Экспрессия сонорного интонирования. Проблема формы 536
18.8. Пример сонорики 538
18.9. Методы развития музыкальной формы 541
18.10. Драматургия и музыкальная форма 542
18.11. Сонористика 543
18.12. Искусство художественных звуков на грани звуков жизни («конкретной музыки») 544

19. Микрохроматика. Экмелика

19.1. Спиральный виток истории музыкальной интонации 545
19.2. Род и лад. Диссонанс строя 546
19.3. Микротоны на слух. Ступени и мелизматика 547
19.4. Виды микрохроматики. Нотация 548
19.5. Выразительность микрохроматики и экмелики 550
19.6. Микрохроматика и тоновая музыка 550

20. Смешанные техники

20.1. Художественный плюрализм 551
20.2. Политехника 553
20.3. Свободная техника 559
Дополнительная литература 560

Практические работы. Задания 23 – 32

Задание 23 562
Задание 24 569
Задание 25 575
Задание 26 583
Задание 27 588
Задание 28 591
Задание 29 594
Задание 30 597
Задание 31 600
Задание 32 604

ПРИЛОЖЕНИЕ: Образцы экзаменационных требований:

  1. Темы для прелюдий 607
  2. Экзаменационные вопросы 611
  3. Произведения для анализа 612
  4. Примерные темы для курсовых работ 613

Автор(ы)


Юрий Холопов

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации