Контрапункт строгого стиля и фуга. Книга первая. Контрапункт строгого стиля как художественная традиция и учебная дисциплина
Редактор Н. Шантырь.
Всестороннее научное исследование, демонстрирующее как традиционные, так и новые подходы к такому непреходящему художественному явлению как западноевропейская полифоническая музыка XV – XVI веков. Автору присуща исключительная способность излагать самые сложные научные положения в увлекательной, изящной и динамичной форме. Книга предназначена, в первую очередь, студентам, композиторского, историко-теоретического, дирижерско-хорового факультетов музыкальных вузов в качестве учебного пособия, однако в неменьшей степени она будет интересна и полезна педагогам музыкально-теоретических дисциплин, музыковедам, композиторам. Часть первая. Контрапункт строгого стиля как художественная традиция и учебная дисциплина.
От автора 5
Введение 15 I. О контрапункте строгого стиля и его роли в истории музыкального искусства 15 II. Полифония. Контрапункт. Из истории терминов 51 III. Предыстория контрапункта. Эволюция многоголосия на протяжении IX – XIV веков и его теоретическое осмысление 57 IV. О возникновении понятия «контрапункт строгого стиля» и о сферах его применения 75
Глава первая. Выразительные и формообразующие средства контрапункта XV – XVI веков 79 ритмическая нотация 82 ладовые особенности 96 интервальное строение 120 cantus primus factus и музыкальный тематизм 142 слово и музыка 152
Глава вторая. Простой контрапункт 161 о специфике мелодических голосов 162 двухголосие 178 правила контрапункта по Тинкторису 178 система разрядов 181 новая методика сочинения контрапункта 187 трех-, четырех-, пятиголосие 190 старая методика 191 новая методика 199 отступления от правил 203
Глава третья. Имитация и имитационные формы (взгляд традиционный и новый) 208 ранние виды имитационных форм 209 «канон», «фуга», «имитация», (значение терминов) 216 классификация имитационных форм 223 двухголосие 227 строгая и свободная имитация 227 трех-, четырех-, пятиголосие 231 строгая и свободная имитация 231 имитации на cantus firmus 235
Глава четвертая. Сложный контрапункт 241 двухголосие 252 подвижной контрапункт 252 обратимый контрапункт 277 другие виды контрапункта 291 трех-, четырех-, пятиголосие 292 подвижной контрапункт 293 обратимый контрапункт 302 контрапункт, допускающий удвоение голосов 308 контрапункт, допускающий метрические изменения 315 комбинированный контрапункт 317
Глава пятая. Канон и его разновидности 320 классификация канонов по Л. Файнингеру 323 двухголосие 325 конечный канон 326 Fuga ad minimam 328 каноны: в инверсии, ракоходный, в увеличении, в уменьшении 333 бесконечный (циркулярный) канон двух видов 337 другие виды канонов 352 трех-, четырех-, пятиголосие 357 конечный канон 358 бесконечный (циркулярный) канон двух видов 366 двойной канон 379 фуга на cantus firmus 387 образцы редких форм канона 391
Глава шестая. Методы работы с первоисточником. Техника и формы 400 техника письма и формы на cantus firmus 403 дискретное ostinato: техника и формы 414 техника и формы сквозного имитационного письма 419 Quodlibet: техника и формы 428 техника колорирования 433 о некоторых особенностях формы канонических композиций 437 моноритмический контрапункт (contrapunctus simplex) 440
Вместо заключения 446
Приложения 448 I. Дополнительный материал к главе первой 448 античные и средневековые лады 448 о терминах «тема» и «композиция» 459 II. Три фрагмента из третьей части трактата «А Plaine and Easie Introduction to Practical Musicke» («Ясное и легкое введение в практическую музыку») Т. Морли 466 III. Учебно-методический материал 485 примеры первоисточников из художественной и инструктивной литературы (для письменных работ и упражнений в устной импровизации) 485 тексты первоисточников (с переводом) для сочинения самостоятельных композиций 493 разряды 496 домашние задания и упражнения к лекционному курсу «Контрапункт строгого стиля» 501 перечень композиций, рекомендуемых для выполнения в течение семестра 506 IV. Нотный материал для анализа 509
Литература 518