Византия и Восточная Европа: Литургические и музыкальные связи (Гимнология. Вып. 4)


  • Издательство: Прогресс-традиция, 2003
  • Тираж: 1000 экз.
  • К-во страниц: 344
  • ISBN: 5-89826-145-1

Византия и Восточная Европа: Литургические и музыкальные связи (к 80-летию доктора Милоша Велимировича). (Гимнология. Вып. 4)

 

Составители: Н. Герасимова-Персидская, И. Лозовая. Ответственный редактор И. Лозовая. Редактор Е. Филиппова.


Сборник посвящен восьмидесятилетию выдающегося исследователя византийской и славянской певческих культур Милоша Велимировича, внесшего огромный вклад в изучение древнерусских и византийских певческих рукописей и заложившего основу сравнительного изучения этих генетически связанных традиций.

Introduction Предисловие 5
Елена Коляда (Москва). Библейские музыкальные инструменты в восточно- и западнохристианской экзегезе
Elena Kolyada (Moscow). The Biblical Musical Instruments in the Eastern and Western Christian Exegesis 9

Evgeniy Gertsman (St.-Petersburg). Byzantine Traces in «Περὶ ὕ́ψους»
Евгений Герцман (С.-Петербург). Византийские черты в «Περὶ ὕ́ψους» 22

Christian Troelsgaard (Copenhagen). Kanon Performance in the Eleventh Century, Evidence from the Evergetis Typikon Reconsidered
Кристиан Трольсгард (Копенгаген). Исполнение канона в XI в. по пересмотренному свидетельству Евергетидского Типикона 44

Ирина Лозовая (Москва). О системе пения седмичных канонов Октоиха в ранней литургической традиции
Irina Lozovaya (Moscow). On the Chanting System of the Weekly Octoechos Canons in the Early Liturgical Tradition 52

Gregory Myers (Vancouver). «All That Hath Breath...»: Some Thoughts on the Reconstruction of the Oldest Stratum of Medieval Slavic Chant
Грегори Майерс (Ванкувер). «Всякое дыхание...»: несколько мыслей по поводу реконструкции древнего слоя средневекового славянского пения 69

Gerda Wolfram (Wien). Der Codex Chilandar 307 in der Tradition der Paläobyzantinischen Sticheraria
Герда Вольфрам (Вена). Кодекс Хиландар 307 в традиции палеовизантийских Стихирарей 91

Наталия Заболотная (Москва). Древнерусские певческие рукописи Студийской эпохи в их отношении к богослужебному уставу
Nataliya Zabolotnaya (Moscow). Ancient Russian Chant Books and Stoudios Typikon 100

Elena Toncheva (Sofia). Late Byzantine Psalmody: Correlation Text-Melody (Chant Cycle of Psalm 135 in 4th Authentic Echos)
Елена Тончева (София). Поздневизантийская псалмодия: соотношение текста и напева (певческий цикл пс. 135 в 4-м автентическом ихосе) 116

Svetlana Kujumdžieva (Sofia). The Musical Anthology of Metropolitan Serafim of Bosnia
Светлана Куюмджиева (София). Музыкальная антология Серафима, митрополита Боснийского 131

Diane Touliatos-Miles (Saint-Louis). The Performance Practice of Byzantine-Kephalonian Chant
Диана Тулиатос-Майлз (Сент-Луис). Исполнительская практика в византийском пении Кефалонии 148

Adriana Şirli (Paris). Sonorites turques dans la musique post-byzantine 159
Anna Czekanowska (Warszawa). Closer to the East Than to the West: on the Musical Culture of East-West Borderland 168

Наталия Серегина (С.-Петербург). Нотации рукописей афонских монастырей по фотокопиям экспедиции С. Смоленского из фонда кабинета рукописей Российского института истории искусств
Natalia Seregina (St.-Petersburg) Varieties of Notation from the Athos Monasteries Musical Manuscripts as Evidenced in the Photocopies made by S. Smolensky Expedition (from the Collection of Manuscript Department Kept in the Russian Institute of History of Arts) 180

Галина Пожидаева (Москва). Русско-византийские параллели в рукописной традиции пространного пения XI – XVII вв.
Galina Pozhidaeva (Moscow). Die Wechselbeziehung der byzantinische und russische handschriftlichen Tradition des melismatischen Gesanges der 11. – 17. Jahrhunderten 199

Зивар Гусейнова (С.-Петербург) Певческие циклы Обихода
Zivar Guseinova (St.-Petersburg) Chant Cycles of «Obikhod» 215

Нина Герасимова-Персидская (Киев) Жанр канона в богослужебном пении XVII – XVIII вв.
Nina Gerasimova-Persidskaya (Kiyev) Canon Performance in the 17th – 18th Centuries 237

Yuriy Yasinovsky (L’vov). The Oldest Copy of the Ukrainian Choral Manuscript of the Staff Notation
Юрий Ясиновский (Львов). Древнейший список украинской певческой рукописи нотолинейного письма 252

Николай Денисов (Москва). О пении и чтении старообрядческой церкви: публикация рукописи прихожанки Стрельниковской старообрядческой общины Костромской области А. Н. Задворновой (1907 – 1996)
Nikolay Denisov (Moscow) On the Chanting and Liturgical Reading of the Old Believers Church: A Publication of the Manuscript of Parishioner A. N. Zadvornova (1907 – 1996) from Strel`nikovo Old Believers Community in Kostroma Region 269

Claudia R. Jensen (Seattle, Washington) Orpheus in Muscovy: on the Early History of the Muscovite Court Theater
Клаудиа Р. Дженсен (Сиэтл, Вашингтон) Орфей в Москве: о ранней истории Московского придворного театра 281

Николай Парфентьев, Наталия Парфентьева (Челябинск). История и основные направления развития русской духовной музыки XX века
Nikolay Parfentyev, Nalaliya Parfentyeva (Chelyabinsk). Origin and Main Trends of the 20th-century Russian Spiritual Music 301

Список сокращений
Abbreviations 334

К сведению авторов «Гимнологии»
Information for the Authors of «Hymnology» 338