Редакторы - Ю. Москва, Э. Плотица.
Настоящее издание является первым в отечественной и зарубежной науке и практике обобщающим трудом в области развития музыкального слуха. В работе дана широкая панорама мировых методик сольфеджио. На основе применения новых психотехнологий разработаны новые приемы интенсивного развития музыкального слуха от начального до заключительного этапа обучения сольфеджио. Специальное внимание уделено проблемам слухового освоения музыки XX века. Материал книги может быть использован в курсах методики сольфеджио, исполнительского искусства, анализа музыкальных произведений, музыкальной психологии. Для музыкантов-исполнителей, преподавателей музыкально-теоретических дисциплин, учащихся музыкальных училищ и вузов, стремящихся развить свой музыкальный слух, а также для психологов и психотерапевтов, интересующихся проблемами музыкального восприятия и новыми возможностями в развитии сенсорных способностей человека.
Предисловие 5
Введение 8
Глава 1 Сольфеджио как предмет 18
Глава 2 Психологические аспекты музыкального слуха 42
Глава 3 Память и запоминание музыкальных паттернов 73
Глава 4 Освоение нотографических трудностей 87
Глава 5 Интонационный слух и основы звуковысотного интонирования 109
Глава 6 Ладовый слух 135
Глава 7 Гармонический слух 158
Глава 8 Тонально-функциональный слух 200
Глава 9 Чувство ритма 219
Глава 10 Основные метастратегии в процессе преподавания сольфеджио 254
Глава 11 К вопросу о стилевом музыкальном слухе 282
Заключение 301
Послесловие 308
Приложение I Нотные примеры и таблицы 309
Приложение II Наглядные материалы по сольфеджио 328
Приложение III Краткий словарь психологических, физиологических и лингвистических терминов 340
Приложение IV Список основных субмодальностей 348
Приложение V Список основных метапрограмм человека 349
Приложение VI Литература 351
Abstract 368