Современное сольфеджио в трех частях. Часть I


  • Автор: Карасева М. В.
  • Издательство: Московская консерватория Научно-творческий центр «Консерватория», 1996
  • Тираж: 5000 экз.
  • К-во страниц: 104
  • ISBN: 0045-86419-028-4

Технический редактор Е. Блюменталь.


Данное издание представляет собой первый в отечественной и зарубежной практике КОМПЛЕКСНЫЙ УЧЕБНИК по слуховому освоению современной музыки. В нем отобраны и систематизированы характерные трудности освоения музыкального языка ХХ века (его ладовые, мелодические структуры, аккордика, ритмика). Специальное внимание уделено проблемам чтения с листа современного нотного текста.

Автором разработаны специальные комплексы интонационных, ритмических и нотографических упражнений, собраны соответствующие примеры из музыки композиторов ХХ в. Материал учебника может быть использован во всех формах работы по сольфеджио: пении, слуховом анализе, музыкальном диктанте. Часть подобранных музыкальных примеров предназначена также для использования абитуриентами при подготовке к вступительному экзамену по сольфеджио в вуз. Для учащихся музыкальных школ, училищ и вузов.

Предисловие 5

ЧАСТЬ I. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Раздел I. Мелодика и аккордика

Глава I. Пентатоника
§ 1. Ладовые звукоряды 9
§ 2. Диатонические бесполутоновые нетерцовые аккорды 11

Глава II. Семиступенные диатонические лады
§ 3. Ладовые звукоряды 13
§ 4. Диатонические нетерцовые аккорды 16

Глава III. Лады с увеличенными секундами (гемиольные)
§ 5. Ладовые звукоряды 18
§ 6. Гемиольные аккорды 19

Глава IV. Смешанные семиступенные и неоктавные лады
§ 7. Ладовые звукоряды 21
§ 8. Некоторые виды двутерцовых септ- и нонаккордов 26

Глава V. Функциональная система хроматической тональности
§ 9. Мелодика 27
§ 10. Аккордовые обороты 29

Глава VI. Симметричные лады
§ 11. Лад «тон-полутон» (звукоряд «1 – 2») 31
§ 12. Лад «тон-полутон» (звукоряд «2 – 1») 33
§ 13. Характерные интервальные и аккордовые обороты лада «тон-полутон». Малотерцовые «цепи» 35
§ 14. Специфическая аккордика лада «тон-полутон» 37
§ 15. Целотоновый лад 40
§ 16. Характерные аккордовые обороты целотонового лада. Специфическая аккордика лада 41
§ 17. Увеличенный лад (звукоряды «3 – 1», «1 – 3») 43
§ 18. Тритоновые лады (звукоряды «1 – 3 – 2», «3 – 2 – 1», «2 – 1 – 3», «5 – 1», «1 – 5») 45

Глава VII. Мелодика хроматической тональности
§ 19. Новоаккордовая мелодика 46
§ 20. Ломаный хроматизм 48
§ 21. Широкоинтервальная мелодика 50

Глава VIII. Полигармония и кластеры
§ 22. Полиаккордика и сочетание аккордов с инотональной мелодией 53
§ 23. Полиладовое голосоведение 58
§ 24. Кластеры 60

Глава IX. Обобщающие упражнения
§ 25. Вокализы и ансамблевые этюды 60

Раздел II. Ритмика

Глава X. Смещение ритмических акцентов
§ 26. Синкопы 64
§ 27. Переметризация мотива и полиметрия 68
§ 28. Нерегулярно-акцентные метры 70

Глава XI. Основные виды условного ритмического деления и полиритмия
§ 29. Общие основы исполнения полиритмов 72
§ 30. Триоли 74
§ 31. Дуоли и квартоли 84
§ 32. Квинтоли 88

Глава XII. Мономерная ритмика
§ 33. Внетактовая запись ритма. Ритм с прибавленной длительностью 91
§ 34. Особые трудности ритмической нотографии. Междутактовый полиритм 94

Раздел III. Таблицы к упражнениям 95

Автор(ы)


Марина Карасёва

Заслуженный деятель искусств РФ

Ссылки