Научные чтения памяти А. И. Кандинского


  • Издательство: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского Редакционно-издательский отдел, 2007
  • Тираж: 500 экз.
  • К-во страниц: 430
  • ISBN: 978-5-89598-178-8

Редакторы-составители Е. Г. Сорокина, И. А. Скворцова.


Сборник содержит материалы «Научных чтений памяти А. И. Кандинского» – конференции, подготовленной кафедрой истории русской музыки и проходившей в Московской консерватории 5 – 6 апреля 2006 года. Публикуемые доклады знакомят с проблемами классического и современного периодов русской музыкальной истории, русской медиевистики и фольклористики.
Издание адресовано музыковедам и всем, интересующимся историей русской музыки.


Серия: Научные труды Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.
Номер сборника: 59

От составителей 5
Т. И. Сорокина
Стилевые особенности оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». К проблеме взаимосвязей с европейской музыкой XVIII – первой половины XIX века 7
Е. М. Шабшаевич
«Руслан и Людмила» Глинки, «Оберон» Вебера и «волшебная опера» 18
А. Е. Максимова Жанр – форма – драматургия в санкт-петербургских балетах В. Мартин-и-Солера 35
А. С. Савенкова
Алексей Федорович Львов. Творческий портрет 57
А. О. Митина
Музыка Шопена в восприятии М. А. Балакирева 69
Г. А. Моисеев
К истории Второго струнного квартета П. И. Чайковского. Авторизованные рукописные голоса как новый источник текста 78 И. А. Скворцова Судьба Московской консерватории в эпистолярном наследии П. И. Чайковского (по переписке Чайковского и Танеева) 90 А. А. Петрова Принципы использования органа в творчестве Н. А. Римского-Корсакова и его учеников 107
Д. Р. Петров
О композиторской технике А. Глазунова. Два очерка 115
Т. А. Старостина
О смысловой многозначности вокальной миниатюры С. Рахманинова (на примере романса «Мы отдохнем») 130
И. А. Голубенко Левитан и Рахманинов: лирический «пейзаж настроения» и русский импрессионизм 135
Ю. А. Ефимова
А. В. Никольский. Творческий портрет 146
Н. Д. Свиридовская
«Модернизм и музыка» в восприятии художников Серебряного века 157
Е. Е. Потяркина
К. Д. Бальмонт и А. Н. Скрябин 171 А. А. Меерзон Алексей Станчинский: художественные параллели литературного и музыкального творчества 193
Д. В. Смирнов
К вопросу о собирании музыкального фольклора провинциальными любителями в России начала XX века 205
И. В. Дынникова Старообрядческий Морозовский хор. Традиции и новаторство 214 Т. К. Суючбакиева Из истории духовой симфонии в России: Девятнадцатая симфония Н. Я. Мясковского 231
Н. П. Савкина
Христианская наука в жизни С. С. Прокофьева 241
М. В. Курдюмова
Первая редакция оперы С. С. Прокофьева «Война и мир» 257
Н. А. Лобачева «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева: соревнование со временем 272 Е. Б. Долинская Литературный текст в художественном мире С. С. Прокофьева: слово и музыка (рассказы) 285
Е. С. Власова
К проблеме композиторского мастерства в советской музыке 1940-х годов. По материалам пленума Союза советских композиторов 1944 года 298
С. И. Савенко
Утопия национального в русской музыке XX века 318
М. М. Круглова
Жизнь «в когтях у музыки»: Д. Р. Рогаль-Левицкий – композитор, музыкальный ученый, критик, арфист 328
С. Л. Черноморская
Феномен русского реквиема на примере сочинения С. Слонимского 351
М. Г. Подскочий
Некоторые особенности музыкального языка Алемдара Караманова 362
Е. Б. Голубева
Эклектика – это плохо?! Тройной концерт Ефрема Подгайца 370
И. Е. Лозовая
О литургической функции молебных канонов Параклита 379
А. А. Елисеева Актуальные проблемы распространения византийского пения в России 396
О. В. Тюрина
Две стилевые редакции цикла Стихир Евангельских 410 В. М. Щуров Некоторые вопросы в современном преподавании курса «Народное музыкальное творчество» 417