История в музыке: Избранные исследования


  • Автор: Назайкинский Е. В.
  • Издательство: Московская консерватория НИЦ «Московская консерватория», 2009
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 392
  • ISBN: 978-5-89598-220-4

Редактор О. В. Лосева.


В книгу избранных исследований выдающегося ученого и педагога Е. В. Назайкинского (1926–2006), составленную им самим, вошли работы разных лет (в том числе никогда ранее не публиковавшиеся), в которых наряду с теоретическими и эстетическими моментами акцентируются и исторические.

Издание адресовано музыковедам, музыкантам-исполнителям, композиторам, специалистам по эстетике и общей теории искусства и широкому кругу читателей, интересующихся музыкальной наукой.

От редактора 5
От автора 6


О музыкальном темпе
 
Введение 11
Общие художественные закономерности в использовании музыкального темпа 20
Определение понятия «темп» 20
Классификация темпов 22
О правильном темпе 24
Агогические нюансы и колебания темпа 28
Rubato 30
Фермата 32
Темп и динамика (Параллелизм. Контрастные сочетания) 36
Темп и структура музыкального произведения (Способы членения. Способы объединения) 45

Особенности использования темпа и агогики в различных разделах музыкальной формы 54
Вступительные разделы формы 55
Экспозиционные разделы формы 60
Развитие, разработка 65
Предыктовые разделы формы. Каденции 68
Репризные разделы формы, повторения 72
Заключительные разделы формы 81
Приложение I. Список использованных в исследовании расшифрованных звукозаписей музыкальных произведений 87 Приложение II. Список принадлежащих разным авторам расшифровок темпа и агогики, данные которых учитывались в настоящей работе 91
Приложение III. Примеры графических расшифровок темпа и агогики 92

Статьи

О константности в восприятии музыки 101
Роль тембра в формировании темы и тематического развития в условиях имитационной полифонии 141
Модус как музыкальная универсалия 165
Оценочная деятельность при восприятии музыки 172
Настройка и настроение в музыке 213
Бетховенский As-dur: Соната для фортепиано ор. 26 как цикл особого строения 250
Принцип единовременного контраста 265
Теория взаимодействия форм 298
Экспозиционная гармония как обнаружение всеобщего, особенного и единичного 330
Piano и forte в симфониях Шостаковича 357
Национальное у Чайковского 365
Поэтика музыкальной миниатюры 371