Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса


  • Автор: Поспелова Р. Л.
  • Издательство: Московская консерватория Музыка, 2009
  • Тираж: 500 экз.
  • К-во страниц: 712
  • ISBN: 978-5-89598-223-5

Книга представляет собой первое на русском языке научное исследование музыкально-теоретической системы Иоанна Тинкториса (ок. 1435 – 1511), знаменитого нидерландского музыкального теоретика, автора первого в истории музыки напечатанного музыкального словаря («Terminorum musicae diffinitorium»). Издание содержит выполненный автором полный русский перевод всех 12 трактатов Тинкториса, снабженный подробными комментариями и указателями, включая транскрипцию нотных примеров на современную нотацию.
Один из авторитетнейших музыкантов своего поколения, Тинкторис в своих трудах дал красочную картину музыкальной жизни и внушительную сумму музыкальной теории своего времени, во многом обобщив огромный предшествующий этап средневеково-ренессансной науки о музыке. Книга позволит проникнуть в таинственный кабинет ученого эпохи Возрождения, бывшего одновременно утонченным светским придворным и монахом-отшельником, витающим в царстве великих теней прошлого. Современному читателю откроется строй мыслей и чувств человека конца XV в. — рафинированного профессионала и интеллектуала, современника Иоанна Окегема и Иеронима Босха.
Издание адресовано музыковедам, искусствоведам, философам, историкам науки, искусства и культуры, а также всем интересующимся старинной музыкой. Может быть использовано в качестве учебного пособия в вузовском курсе музыкально-теоретических систем.

От автора 5

Часть I. Введение в мир И. Тинкториса и его музыкально-теоретическую систему 9

1. Жизненный путь. Деятельность
2. Теоретическое наследие

2.1. Датировка  трактатов
2.2. Значение, метод
2.3. Тинкторис — композитор и теоретик

3. Музыкально-эстетические воззрения Тинкториса

3.1. Онтология музыки
3.2. Музыкальная историография Тинкториса
3.3. Система «эффектов музыки» Тинкториса и традиция учения об этосе

4. Теория звуковысотной системы

4.1. Система основных понятий (лад — гармония)
4.2. Учение о тонах (церковных ладах)

4.2.1. Модальный звукоряд: виды квинты и виды кварты
4.2.2. Амбитус
4.2.3. Реперкуссия
4.2.4. Принципии
4.2.5. Финалис и высотная позиция лада («тональность»)
4.2.6. Проблема ладовой атрибуции
4.2.7. Учение о ладах в контексте многоголосия

4.3. Учение о контрапункте

4.3.1. Общие понятия
4.3.2. Ладообразующие функции тенора

4.4. Учение о руке (звуковой системе)

4.4.1. Понятие руки
4.4.2. Вокс
4.4.3. Расширение звуковой системы: musica ficta, conjuncta
4.4.4. Понятие вводного тона: nota sustinenda

5. Мензуральная теория Тинкториса

5.1. Основные категории мензуральной музыки. Мензура, число
5.2. Структура мензуральной системы: взаимодействие правильной и неправильной длительности
5.3. Принципы дешифровки мензуральной нотации

5.3.1. Чтение квантитациональных знаков
5.3.2. Сведение длительностей
5.3.3. Расшифровка лигатур
5.3.4. Чтение квантитативных отклонений
5.3.5. Проблема тактирования

Часть II. Иоанн Тинкторис. Трактаты о музыке 117

Предисловие от переводчика 117
Объяснение руки 125
Книга о природе и свойствах ладов 159
Трактат о нотах и паузах 219
Трактат о правильной длительности нот 234
Книга имперфекций музыкальных нот 253
Трактат об альтерациях 290
Сочинение о точках музыкальных 302
Книга об искусстве контрапункта 322
Музыкальные пропорции 465
Обобщение о действии музыки 520
Об изобретении и применении музыки 544
Определитель музыки 584

Указатели

Index rerum 632
Index nominum 657
Index cantuum citatorum (Указатель муз. произведений, цитируемых в трактатах Тинкториса) 667
Список источников и литературы 669

Приложение 1. Таблица ступеней (локусов) руки (звуковой системы) 682
Приложение 2. Таблица 16-ти видов сочетания квантитаций 683
Приложение 3. Таблица перевода мензур на современные метры 684
Приложение 4. Переводы латинских подтекстовок в нотных примерах 685