Научный вестник Московской консерватории №3 2010


  • Издательство: Московская консерватория, 2010
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 199
  • ISBN: 2079-9438

Роман Насонов. Два взгляда на Младенца Христа (история Рождества в интерпретации Х. Шютца и И. С. Баха). Очерк второй: «Как мне принять Тебя?» (окончание)
Публикация завершает рассмотрение первых трех частей «Рождественской оратории» И. С. Баха, написанных на основе рассказа о Рождестве Христовом в Евангелии от Луки (Лк 2:1–20). Согласно предлагаемой интерпретации, эти части образуют внутренне целостный цикл, смысловым стержнем которого является обретение твердой и осознанной христианской веры через приобщение ко вселенской радости и ликованию о Рождестве вместе с Небесным воинством и всей Церковью. Хотя авторы произведения и опираются на Священное Писание, характеристика отдельных персонажей и непосредственное изображение событий не являются их целью. Библейский текст преподносится ими сквозь призму многовекового опыта христианской веры, воплощенного в церковном учении. И в этом — основное отличие их метода от передачи истории Рождества Шютцем, сочинение которого помогает обрести христианскую веру, пережив события первой Рождественской ночи непосредственно, вместе с их участниками, словно в первый раз.

Александр Великовский. «Гольдберг-вариации» И. С. Баха. Очерк I. К истории создания: в поисках истины
Публикация представляет собой первый из трех очерков, посвященных Арии с различными вариациями BWV 988 И. С. Баха (1741), — произведению, широко известному также под названием «Гольдберг-вариации». Между тем, данное название не является авторским. Оно восходит к знаменитой истории И. Н. Форкеля (1802), достоверность которой вызывает большие сомнения у современных исследователей. В статье предпринята попытка разобраться, каким образом она могла возникнуть, и каковы истинные мотивы создания произведения. В частности, обращается внимание на разнообразие стилей в «Гольдберг-вариациях» (в том числе, на использование композитором черт модного в те времена полонеза). Возможно, идея сочинить подобный цикл пришла Баху благодаря соприкосновению с атмосферой космополитичного Дрездена — города «смешанного вкуса», где он неоднократно бывал.

Константин Зенкин. О смыслообразующей роли жанра в мире Шопена
На материале творчества Ф. Шопена в статье рассматриваются теоретические вопросы, связанные с особым статусом жанра и спецификой временных процессов в романтической музыке. Традиционные жанровые категории становятся у Шопена мощным фактором индивидуализации авторского стиля и формирования неповторимого замысла отдельных сочинений. Не создавая новых жанров, композитор глубоко трансформирует существующие; его музыкальные интонации, возникающие «на пересечении» многих жанровых ассоциаций, порождают неповторимый и неисчерпаемый смысл.

Владимир Чинаев. Метафора дали: романтическая концепция звука и фортепиано Шумана в свете исполнительских тенденций первой трети XIX века
Манера фортепианной игры и особенности пианистической фактуры Роберта Шумана характеризуются в статье как одно из ярких проявлений романтической эстетики, с присущим ей стремлением запечатлеть мир в вечном становлении, в непрестанной изменчивости. Переживание бесконечности, свойственное живописи и литературе первой трети XIX века, отличает и романтический пианизм, воплотивший интуицию пространственности звука, его вселенской необъятности (что особенно хорошо заметно на фоне ясной и отчетливой артикуляции звука у представителей виртуозного «блестящего стиля», исторического предшественника и конкурента романтического пианизма). Колористические эффекты фортепиано Шумана, о которых вспоминают современники (в частности, почти непрерывное использование педали), были продолжением его композиторского опыта: в тончайших трансформациях фактуры, игре сонорных прояснений и угасаний, раскрывается внутреннее богатство самогó звука, возникает чувство беспредельного горизонта, чувство «безмерной смутной дали» (Шлегель).

Хельмут Лоос. Роберт Шуман и духовная музыка
Настоящая статья представляет собой текст доклада, прочитанного автором в рамках международной научной конференции «К 200-летию со дня рождения М. И. Глинки» (апрель 2004 года, Московская консерватория) и впоследствии c незначительными изменениями вошедшего в книгу Хельмута Лооса «Роберт Шуман. Творчество и жизнь» в качестве одного из разделов (Loos H. Robert Schumann. Werk und Leben. Wien: Steinbauer, 2010. S. 43–51). Перевод сделан по тексту доклада.

Ольга Лосева. «Геновефа», «Генофейфа», «Геновева»… Русский путь оперы Шумана
В статье впервые прослежена судьба единственной оперы Роберта Шумана в России — от первых упоминаний в прессе до петербургской премьеры 1896 года, история которой воссоздана на основе документальных источников и газетных рецензий.

Константин Жабинский. Роберт Шуман в наследии А. В. Михайлова: шестидесятые годы
В статье характеризуется своеобразие исследовательской «шуманианы» выдающегося ученого современности — филолога, историка культуры, музыковеда А. В. Михайлова (1938–1995). Автор подробно анализирует раннюю статью А. В. Михайлова о Шумане (1966), опубликованную в антологии «История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли». Данная статья рассматривается в контексте важнейших тенденций развития отечественных гуманитарных наук на протяжении 1960-х годов.

Екатерина Царева. Роберт Шуман в научно-педагогической деятельности Н. С. Николаевой
На материале очерков о музыке Р. Шумана, опубликованных во второй книге учебного пособия «Музыка Австрии и Германии XIX века», в статье освещается исключительной ценности вклад, внесенный в изучение творчества Шумана Н. С. Николаевой (1922–1988) — выдающимся ученым и музыкантом, профессором Московской консерватории, заведующей кафедрой истории зарубежной музыки. Развивая традиции отечественной шуманианы, заложенные Д. В. Житомирским, Н. С. Николаева показывает масштабность творчества Шумана, присутствие в нем эпического начала, значительную роль, которую сыграл композитор в развитии разных жанровых сфер инструментальной музыки XIX века.

Валерий Березин. Гобой и гобоисты при дворе королей Франции
Гобой родился во Франции, вошел в профессиональную музыку при французском дворе, его совершенствовали виднейшие музыканты Людовика XIV, в правление которого сложился выдающийся ансамбль «Двенадцать Больших гобоев», и Люлли впервые использовал инструмент в балетных и оперных партитурах. Королевские гобоисты играли в больших церемониалах Версаля, на балах и турнирах, в мушкетерских полках и королевской церковной Капелле. Типы и виды гобоев многочисленны, их использование в разные времена и в различных амплуа способно приоткрыть яркие фрагменты ушедшей цивилизации. Настоящая статья посвящена истории инструмента в контексте своеобразнейших традиций королевского двора, основана на источниках XVI–XVIII веков и актуальных органологических и исторических исследованиях, где пересекаются изучение инструмента, человека и общества. Цель публикации — разъяснение и уточнение фактов и обстоятельств, мало известных российскому профессиональному сообществу.

Материалы IV Международной конференции «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов болонского процесса в России, странах СНГ и Европы»

Александр Соколов. К полемике о российском толковании «болонского процесса»: константы или догмы? 6

Константин Зенкин. Традиции и перспективы консерваторского послевузовского образования в России в свете проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 11

Елена Савельева. Особенности реализации программ послевузовского профессионального образования в Московской консерватории 16

К юбилеям гениев барокко: Шютц — Бах — Гендель

Роман Насонов. Два взгляда на Младенца Христа. История Рождества в интерпретации Х. Шютца и И. С. Баха. Очерк второй: «Как мне принять Тебя?» (окончание) 21

Александр Великовский. «Гольдберг-вариации» И. С. Баха. Очерк I. История создания: в поисках истины 57

Два века музыкального романтизма.
К юбилеям Фридерика Шопена, Роберта Шумана, Густава Малера

Константин Зенкин. О смыслообразующей роли жанра в мире Шопена 71

Владимир Чинаев. Метафора дали: романтическая концепция звука и фортепиано Шумана в свете исполнительских тенденций первой трети XIX века 84

Хельмут Лоос. Роберт Шуман и духовная музыка.
Перевод Ольги Лосевой 99

Ольга Лосева. «Геновефа», «Генофейфа», «Геновева»… Русский путь оперы Шумана 107

Константин Жабинский. Роберт Шуман в наследии А. В. Михайлова: шестидесятые годы 132

Екатерина Царева. Роберт Шуман в научно-педагогической деятельности Н. С. Николаевой 139

Из истории западноевропейской музыки

Валерий Березин. Гобой и гобоисты при дворе королей Франции 148

Рецензии

Г. И. Лыжов. Спешите вступить в «Академию Очарованных»: Сапонов М. А. Либретто «Орфея» Монтеверди: опыт истолкования. Текст венецианского издания оперы К. Монтеверди «Орфей» (перевод на русский язык Михаила Сапонова) // Старинная музыка. 2010. № 3. С. 20–36 183


Сведения об авторах 189

Аннотации 192

Contributors to this issue 194

Abstracts 197

Информация для авторов 199