Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»: опыт характеристики


  • Автор: И. А. Скворцова
  • Рецензент: Т. Ю. Масловская, кандидат искусствоведения, профессор; Л. П. Соколова, кандидат искусствоведения, профессор
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2011
  • Тираж: 120 экз.
  • К-во страниц: 68
  • ISBN: 978-5-89598-264-8

Учебное пособие посвящено всестороннему анализу последнего балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». В нем впервые представлены архивные материалы, раскрывающие специфику формирования текста балета и позволяющие раскрыть особенности творческого процесса композитора. Сквозь призму балета рассматриваются проблемы позднего стиля Чайковского. Пособие рекомендуется студентам историко-теоретических и исполнительских факультетов музыкальных вузов, а также всем интересующимся данной темой.

Скачать PDF

Введение 4

Глава I. Исследование сюжетосложения балета. Процесс формирования музыкальной концепции 6

Раздел 1. Сравнение версий сюжета: Э. Т. А. Гофман, А. Дюма, либретто и программа М. Петипа 6

1.1. Оригинал сюжета: сказка Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» 6

1.2. Французский перевод А. Дюма 9

1.3. Либретто и программа М. Петипа 10

Раздел 2. Анализ взаимодействия балетно-сценического и музыкального рядов 14

Глава II. Проблемы концепции, музыкальной композиции и драматургии 32

Раздел 1. Взаимодействие сюжетной, сценической и музыкальной композиций 32

1.1. Возможные картины 33

Раздел 2. Влияние религиозно-мифологической канвы на философскую концепцию, музыкальную композицию и драматургию 34

Интерлюдия I: Антиномии мифологического сознания 36

Глава III. Cтилистический анализ «Щелкунчика» 42

Раздел 1. «Щелкунчик» в контексте позднего стиля П. И. Чайковского 42

Раздел 2. Семь смысловых сфер 42

2.1. Детские сцены 43

Интерлюдия II: Неоклассицизм, Чайковский и Стравинский 49

2.2. Взрослые сцены 50

2.3. Фантастические сцены 51

Интерлюдия III: Идея страха в позднем творчестве Чайковского 52

2.4. Романтические сцены 54

2.5. Пантеистические сцены 55

Интерлюдия IV: О философских увлечениях Чайковского в поздний период жизни и творчества 56

2.6. Сцены масок-марионеток 58

2.7. Традиционно-балетные сцены 61

Заключение 63

Данное учебное пособие посвящено всестороннему анализу балета-феерии П. И. Чайковского «Щелкунчик» ор. 71 (1891–1892) как ключевого произведения позднего стиля композитора. Оно предназначено, прежде всего, студентам историко-теоретических факультетов высших учебных заведений в качестве дополнительного материала к монографическому спецкурсу «Творчество П. И. Чайковского», читаемому на третьем курсе. Вместе с тем, оно может привлечь в равной степени и студентов исполнительских факультетов, интересующихся специальной литературой о музыке этого композитора.

Хотя библиография о Чайковском обширна, и, казалось бы, наследие его достаточно изу­чено, тем не менее, данная работа заполняет существующую лакуну, так как в ней впервые публикуются материалы, связанные с проблемами позднего стиля, архивные источники, раскрывающие специфику формирования текста балета, что позволяет представить особенности творческого процесса композитора.

Среди произведений позднего периода «Щелкунчик» занимает особое место. Он не вписывается в существовавшую в тот период традицию балетного жанра и в полном смысле слова является новаторским произведением. Сложившаяся инерция восприятия творчества Чайковского долгое время оставалась препятствием и в осмыслении философской сущности «Щелкунчика».

Несмотря на отдельные ценные находки Б. В. Асафьева, установился традиционный взгляд на «Щелкунчика» как на детскую сказку со счастливым концом. В музыкознании даже сложилась традиция рассматривать «Щелкунчик» как оптимистично-светлый балет, окруженный трагическими произведениями последних лет. Между тем за «детскостью» сюжета и внешним простодушием музыки скрывается философская, именно музыкально выраженная религиозно-мифологическая концепция, предстающая в виде оппозиции: жизнь — смерть.

Тема смерти становится центральной в эти годы у Чайковского. Она просматривается во всех крупных сочинениях позднего периода, хотя в «Щелкунчике» получает иное, оригинальное философское осмысление. В отличие от окружающих произведений, где тема смерти раскрывается в психологическом, субъективно-личностном ключе, в «Щелкунчике» она трактуется отстраненно, в религиозно-мифологическом плане.

Стилистика «Щелкунчика» вобрала в себя всё то, что можно по отдельности встретить и в других сочинениях этого периода. Но уникальность балета заключается как раз в фокусировании новаторских тенденций позднего стиля. Это обусловливает неповторимость «Щелкунчика», его особое положение в творчестве Чайковского.

То, что именно балет стал средоточием новизны, представляется неслучайным. Композитор, воплощая свои идеи, всячески стремится избежать канонов и канонических жанров, ищет свободное русло, в котором нет ограничений исторически сложившимися жанровыми условиями. Ощущение свободы в жанре балета дает возможность Чайковскому нарушить существующие каноны и создать новый нетрадиционный лаконичный балет.

Смысловая и стилистическая новизна «Щелкунчика», предвосхитившая эстетику искусства начала будущего столетия, искусство русского модерна, ранних балетов Стравинского, позволяет говорить о прозрении Чайковского в ХХ век, и в этом смысле — о новаторстве его позднего творчества.

С учетом всего вышесказанного, в учебном пособии представлен комплексный анализ последнего балета Чайковского. В частности, рассматриваются следующие вопросы:

а) формирование сюжетосложения «Щелкунчика»;

б) анализ взаимодействия балетно-сценического и музыкального рядов, позволяющий выявить процесс формирования музыкальной концепции, проследить своеобразие композиторского авторского замысла;

в) взаимодействие сюжетной, сценической и музыкальной композиций. Влияние религиозно-мифологической канвы на философскую концепцию балета, музыкальную драматургию и композицию;

г) выявление особенностей музыкальной стилистики балета в целом;

д) рассмотрение «Щелкунчика» в контексте культурно-исторического процесса, то есть отраженных в балете общеэстетических тенденций искусства рубежа веков.

Документальной базой учебного пособия явились материалы архива М. Петипа, хранящиеся в Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина, эскизы и наброски «Щелкунчика» из архива Государственного Дома-музея П. И. Чайковского в Клину, а также материалы Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки.

Автор(ы)


Ирина Скворцова

Заслуженный работник культуры РФ

Ссылки