Настоящая монография представляет собой первое в российском музыковедении исследование, в центре которого — французское органное искусство Барокко как комплексное явление, объединяющее музыку, органостроение и исполнительство.
Опираясь на свой разносторонний опыт, автор выступает одновременно в качестве музыковеда, исполнителя и органного эксперта. В книге впервые предлагаются в переводе на русский язык и анализируются основополагающие документы французского органного Барокко, принадлежащие перу композиторов, органных мастеров, музыкальных мыслителей и учёных.
Марина Николаевна Чебуркина — музыковед, международный концертный исполнитель, член Национальной Комиссии по охране и реставрации исторических органов при Министерстве Культуры Франции, Кавалер Ордена Искусств и Литературы Франции.
Введение...5
Глава I — Эстетические и стилевые закономерности французского органного искусства Барокко...12
1.1 — Этимологический анализ основных стилистических терминов...12
1.1.1 — Барокко. «Музыка Барокко» Ж.-Ж. Руссо (1750/1766)...12
1.1.2 — Галантный стиль, рококо, маньеризм, декаданс...23
1.1.3 — Французский «классицизм»...30
1.2 — Принципы риторики, «страстей» и «стилей»...46
1.2.1 — Риторика и «страсти» в XVII веке. «Акценты»...46
1.2.2 — Риторика и «страсти» в XVIII веке. «Стили»...55
1.2.3 — Риторика и французское органное искусство Барокко...64
1.2.4 — Французское органное искусство Барокко как «стилевое» явление...66
1.3 — Патетическое...70
1.4 — Концепт рационализма (идеи «метода» и «порядка»)...77
1.5 — Светлое и тёмное...88
1.6 — Выводы...94
Глава II — Французская органная музыка Барокко: теория и практика...96
2.1 — Литургия и органное искусство...96
2.1.1 — «Церемониал епископов» (1600–1752)...98
2.1.2 — «Манускрипт Труа» (1630)...104
2.1.3 — «Парижский церемониал» (1662)...110
2.1.4 — «Монастырский церемониал» (1669)...114
2.1.5 — Выводы...116
2.2 — Органные жанры в контексте литургии и концерта....119
2.2.1 — Месса.............................................................................................................. 119
2.2.2 — Гимн................................................................................................................ 125
2.2.3 — Te Deum.......................................................................................................... 131
2.2.4 — Магнификат................................................................................................... 135
2.2.5 — Сюита.............................................................................................................. 139
2.2.6 — Ноэль............................................................................................................... 148
2.2.7 — Предпосылки становления концертного органного жанра. Офферторий, Симфония, Карильон, пьесы «на случай»........................................ 153
2.2.8 — Концерт........................................................................................................... 156
2.3 — Ладогармонические системы................................................................................. 158
2.3.1 — Гармоническая система Р. Декарта (1618/1650/1668)............................... 160
2.3.1.1 — Эффект «резонирования»................................................................. 160
2.3.1.2 — Аккорды (консонансы). Арифметическая пропорция ................. 164
2.3.1.3 — Теория «ступеней»............................................................................ 169
2.3.1.4 — Диссонансы........................................................................................ 173
2.3.1.5 — Общая систематизация «ступеней» и интервалов......................... 175
2.3.1.6 — Звукоряд............................................................................................. 177
2.3.1.7 — Теория лада........................................................................................ 178
2.3.2 — Гармоническая система М. Мерсенна (1629/1636–1637)......................... 181
2.3.2.1 — Арифметическая и гармоническая пропорции. Арифметическая, гармоническая и геометрическая середины. Теория консонансов и диссонансов................................................................. 181
2.3.2.2 — Аккордика.......................................................................................... 188
2.3.2.3 — Теория «ступеней» ........................................................................... 194
2.3.2.4 — Диатонический, хроматический, энгармонический роды. Равномерные деления........................................................................................ 197
2.3.2.5 — Теория лада........................................................................................ 204
2.3.3 — Гармоническая система Г.-Г. Нивера (1665–1683).................................... 209
2.3.3.1 — Теория ступеней и интервалов: от гармонии чисел — к гармонии соотношений.................................................................................. 210
2.3.3.2 — Теория лада. Финальная, медианта, доминанта............................ 213
2.3.3.3 — Теория ладовой транспозиции......................................................... 22
2.3.3.4 — Доминантовый лад............................................................................ 223
2.3.4 — Гармоническая система Ж. Совёра (1700–1713)........................................ 226
2.3.4.1 — Фиксированный звук. Колебания. Биения..................................... 227
2.3.4.2 — Фундаментальный звук. Гармонические звуки............................. 228
2.3.4.3 — Теория интервалов. Дополнение до октавы. Суб-интервалы....... 230
2.3.4.4 — Диатоническая, хроматическая и энгармоническая системы...... 232
2.3.4.5 — Темперированные системы. Мериды, эптамериды, декамериды 233
2.3.5 — Гармоническая система Сен-Ламбера (1702, 1707).................................. 234
2.3.5.1 — Теория интервалов. Фундаментальный звук.................................. 234
2.3.5.2 — Тональные лады. Тоническая нота.................................................. 236
2.3.5.3 — Совершенный аккорд. Сокращение аккордов до совершенных... 240
2.3.6 — Гармоническая система Ж.-Ф. Рамо (1722–1750)..................................... 242
2.3.6.1 — Фундаментальный звук. Смешанный принцип октавы. Гармонические звуки........................................................................................ 243
2.3.6.2 — Принцип «двойного сравнения». Теория «обращений» и «сокращений»............................................................ 246
2.3.6.3 — Совершенная диатоническая система. Хроматическая система. 249
2.3.6.4 — Диатонический, хроматический, энгармонический роды. Смешанные роды. Геометрическая пропорция. Темперация....................... 252
2.3.6.5 — Теория интервалов............................................................................ 258
2.3.6.6 — Аккордика.......................................................................................... 261
2.3.6.6.1 — Гармоническая и арифметическая пропорции. Гармоническая середина. Мажорный и минорный совершенные аккорды................................. 262
2.3.6.6.2 — Септаккорды....................................................................... 267
2.3.6.6.3 — Обращения аккордов.......................................................... 269
2.3.6.7 — Теория лада. Мажор и минор. Тональность................................... 273
2.3.6.8 — Функциональность............................................................................ 276
2.3.7 — Заключение.................................................................................................... 280
2.4 — Принципы музыкальной формы............................................................................ 283
2.4.1 — Полифонические формы............................................................................... 283
2.4.2 — Контрапункт и гармония.............................................................................. 291
2.4.3 — Риторика и музыкальная форма................................................................... 293
2.4.4 — Явление метрической экстраполяции в эпоху французского Барокко и теория «песенной формы»...................................................................................... 301
2.4.5 — Периодичные формы..................................................................................... 307
2.4.5.1 — Период, простые периодичные формы, сложенные периодичные формы...................................................................... 309
2.4.5.2 — Вариации............................................................................................ 312
2.4.5.3 — Периодичное (куплетное) рондо..................................................... 315
2.4.6 — Сонатное рондо. Рондо-соната. Сонатная форма...................................... 318
2.4.7 — Сюитная форма. Формы органной литургической сюиты....................... 323
2.4.8 — Изобразительность. Программные формы................................................. 325
2.4.9 — Свободные (импровизационные) формы. Прелюдия. Прелюдировать... 332
2.5 — Хронологическая таблица ...................................................................................... 338
2.6 — Эволюция органной музыки французского Барокко. Периодизация................ 338
2.7 — Выводы...................................................................................................................... 340
Глава III — Органостроение французского Барокко...................................................... 341
3.1 — Орган французского Возрождения: предпосылки и становление органа французского Барокко ......................................... 342
3.1.1 — Органостроение в XIV–XV веках................................................................. 342
3.1.2 — Орган церкви Сен-Мишель в Бордо (1509–1511)...................................... 343
3.1.3 — Орган церкви Сен-Вивиан в Руане (1515).................................................. 344
3.1.4 — Орган Королевской капеллы в Дижоне (1560)........................................... 346
3.1.5 — Орган кафедрального собора в Реймсе (1570)............................................ 347
3.1.6 — Орган церкви Сен-Сюльпис в Фужер (1594).............................................. 349
3.1.7 — Общие закономерности и эволюция органостроения французского Возрождения........................................................... 353
3.1.8 — Орган церкви Сен-Жерве и Сен-Проте в Жизоре (1580) как прототип органа французского Барокко............................................................ 354
3.1.9 — Выводы............................................................................................................ 358
3.2 — Орган французского Барокко: становление диспозиции-типа и принципы её эволюции................................................................................................... 359
3.2.1 — Органостроение первых десятилетий XVII века. Орган церкви Сен-Годар в Руане (1632)................................................................... 361
3.2.2 — Органный мастер – органист – композитор............................................... 368
3.2.3 — Теория органостроения М. Мерсенна (1629/1636–1637).......................... 370
3.2.3.1 — Пропорции длин и интервалов........................................................ 371
3.2.3.2 — Cтрои и темперации......................................................................... 372
3.2.3.3 — Виды клавиатур................................................................................. 380
3.2.3.4 — Диспозиции....................................................................................... 384
3.2.4 — Органостроение в 40–50-е годы XVII века.................................................. 393
3.2.5 — Орган церкви Сен-Жермен-де-Пре в Париже (1663)................................. 399
3.2.6 — Орган церкви Сен-Луи-дез-Инвалид в Париже (1678–1683, 1687).......... 404
3.2.7 — Орган церкви Сен-Жерве в Париже (1628, 1649, 1684)............................. 407
3.2.8 — Орган кафедрального собора в Руане (1689).............................................. 410
3.2.9 — Теория органостроения Ж. Совёра (1700–1702)........................................ 414
3.2.9.1 — «Фиксированный звук» в системе органостроения Ж. Совёра.... 414
3.2.9.2 — Строение органов.............................................................................. 417
3.2.9.3 — Структура диспозиций..................................................................... 420
3.2.10 — Орган церкви Сен-Кантен (1697–1703)..................................................... 426
3.2.11 — Орган церкви Сент-Омер (1715)................................................................ 429
3.2.12 — Орган кафедрального собора Нотр-Дам в Париже (1730–1733)............ 431
3.2.13 — Органы аббатства Сент-Этьенн в Кан (1737–1741–1747)
и базилики Сен-Мартен в Туре (1761)...................................................................... 435
3.2.14 — Органы Королевского монастыря в Сен-Максимен (1772–1774)
и кафедрального собора Сент-Сесиль в Альби (1734–1736, 1747, 1778–1779).... 439
3.2.15 — Органы приората Сен-Поль-Сен-Пьер в Сувиньи (1783) и кафедрального собора Сен-Пьер в Пуатье (1787–1791)....................................... 445
3.2.16 — Теория органостроения дом Ф. Бёдоса дё Селля (1766–1770–1778)..... 450
3.2.16.1 — Диспозиции первая, вторая и третья.......................................... 451
3.2.16.2 — Диспозиции четвёртая, пятая и шестая...................................... 459
3.2.16.3 — Диспозиции седьмая, восьмая и девятая.................................... 464
3.2.16.4 — Диспозиции десятая, одиннадцатая и двенадцатая.................. 467
3.2.16.5 — Концертные и салонные инструменты....................................... 470
3.3 — Органы Версальского дворца как тип и исключение.......................................... 477
3.3.1 — Орган третьей Королевской капеллы (1679–1681).................................... 478
3.3.2 — Орган пятой Королевской капеллы (1709–1710)....................................... 481
3.3.3 — Реставрации органа пятой Королевской капеллы в XVIII веке
как выражение эволюции эстетики органостроения французского Барокко....... 492
3.3.4 — К проблеме современной исторически точной реставрации
органа французского Барокко.................................................................................... 495
3.4 — Эволюция органостроения французского Барокко. Периодизация................... 498
3.5 — Выводы...................................................................................................................... 502
Глава IV — Органное исполнительство французского Барокко................................... 504
4.1 — О специфике органного исполнительства............................................................ 505
4.2 — Регистровка. Регистровый тип. Регистровый жанр............................................. 509
4.2.1 — Регистровая система французского Возрождения:
«Инструкция для игры на органе» (ок. 1510)........................................................... 513
4.2.2 — Становление регистровых категорий Plein jeu и Grand jeu...................... 519
4.2.3 — Ж. Титлуз (1624, 1626).................................................................................. 522
4.2.4 — М. Мерсенн (1629/1636–1637)..................................................................... 524
4.2.5 — Л. Куперен (1650–1659)................................................................................ 536
4.2.6 — Г.-Г. Нивер (1665).......................................................................................... 537
4.2.7 — Н. Лёбег (1676)............................................................................................... 540
4.2.8 — А. Резон (1688)............................................................................................... 544
4.2.9 — Ж. Буавен (1690)............................................................................................ 549
4.2.10 — Ф. Куперен (1690)........................................................................................ 553
4.2.11 — Ж. Совёр (1702)............................................................................................ 556
4.2.12 — Г. Корретт (1703)......................................................................................... 562
4.2.13 — М. Корретт (1737)........................................................................................ 566
4.2.14 — Л. К. Дакен (1757)....................................................................................... 570
4.2.15 — Дом Ф. Бёдос дё Селль (1755/1770)........................................................... 571
4.2.16 — М. Корретт (1787)........................................................................................ 592
4.2.17 — Разложение регистровых принципов французского органного Барокко.............................................................................. 600
4.2.17.1 — Ж.-Ж. Руссо (1750/1766).............................................................. 600
4.2.17.2 — «Методическая энциклопедия» (1791, 1818)............................. 603
4.2.18 — Эволюция регистровых принципов французского органного Барокко.
Периодизация .............................................................................................................. 605
4.2.19 — Выводы.......................................................................................................... 606
4.3 — Движение, темп, характер, такт, размер............................................................... 607
4.3.1 — Р. Декарт (1618/1650/1668)........................................................................... 608
4.3.2 — Ж. Титлуз (1624)............................................................................................ 609
4.3.3 — М. Мерсенн (1629/1636–1637)..................................................................... 609
4.3.4 — Л. Куперен (1650–1659)................................................................................ 610
4.3.5 — Г.-Г. Нивер (1665).......................................................................................... 611
4.3.6 — Н. Лёбег (1676)............................................................................................... 612
4.3.7 — А. Резон (1688)............................................................................................... 613
4.3.8 — Э. Лулье (1696).............................................................................................. 615
4.3.9 — Ж. Совёр (1701).............................................................................................. 616
4.3.10 — С. дё Броссар (1701).................................................................................... 616
4.3.11 — Сен-Ламбер (1702)...................................................................................... 620
4.3.12 — Г. Корретт (1703)......................................................................................... 638
4.3.13 — Ф. Куперен (1716)........................................................................................ 639
4.3.14 — Ж.-Ф. Рамо (1722)........................................................................................ 640
4.3.15 — М. Корретт (1737)........................................................................................ 646
4.3.16 — Ж.-Ж. Руссо (1750/1766)............................................................................. 646
4.3.17 — Дом Ф. Бёдос дё Селль (1755/1770)........................................................... 650
4.3.18 — М. Корретт (1787)........................................................................................ 653
4.4 — Туше, манера, техника исполнения, артикуляция...655
4.4.1 — К проблеме терминологии...655
4.4.2 — Г.-Г. Нивер (1665)...657
4.4.3 — Н. Лёбег (1676)...659
4.4.4 — А. Резон (1688)...659
4.4.5 — Г. Корретт (1703)...660
4.4.6 — Ф. Куперен (1716)...661
4.4.7 — Дом Ф. Бёдос дё Селль (1770–1778)...662
4.4.8 — М. Корретт (1787)...666
4.5 — Неравные ноты...666
4.5.1 — К проблеме терминологии...667
4.5.2 — «Акценты». Ж. Титлуз (1624)...668
4.5.3 — Г.-Г. Нивер (1665)...669
4.5.4 — А. Резон (1688)...670
4.5.5 — Э. Лулье (1696)...670
4.5.6 — С. дё Броссар (1701)...670
4.5.7 — Сен-Ламбер (1702)...671
4.5.8 — Г. Корретт (1703)...672
4.5.9 — Ж. М. Оттетерр (1707)...672
4.5.10 — Ф. Куперен (1716)...672
4.5.11 — М. Монтеклер (1736)...673
4.5.12 — Ж.-Ж. Руссо (1750/1766)...674
4.5.13 — Дом Ф. Бёдос дё Селль (1778)...675
4.6 — Орнаментика («украшения»)...677
4.6.1 — Ж. Титлуз (1624, 1626)...677
4.6.2 — М. Мерсенн (1629/1636–1637)...678
4.6.3 — Г.-Г. Нивер (1665)...679
4.6.4 — Н. Лёбег (1676)...681
4.6.5 — А. Резон (1688)...682
4.6.6 — Ж. Буавен (1690)...683
4.6.7 — Г. Корретт (1703)...684
4.6.8 — Ж.-Ф. Дандриё (до 1738)...686
4.6.9 — М. Корретт (ок. 1740)...687
4.6.10 — Дом Ф. Бёдос дё Селль (1778)...687
4.7 — Эволюция органного исполнительства французского Барокко.
Периодизация...690
4.8 — Выводы...692
Глава V — Французская теория пропорций XVII–XVIII веков
и французское органное искусство Барокко...694
5.1 — Органостроение...694
5.2 — Исполнительство...697
5.3 — Композиторское творчество...699
5.4 — Теория пропорций в контексте эволюции
французского органного искусства Барокко...701
5.5 — Выводы..703
Заключение...705
Нотные примеры...709
Таблицы...733
Библиография...819