Французское органное искусство Барокко: Музыка, Органостроение, Исполнительство


  • Автор: Чебуркина М. Н.
  • Издательство: Paris: Natives, 2013
  • К-во страниц: 848

Настоящая монография представляет собой первое в российском музыковедении исследование, в центре которого — французское органное искусство Барокко как комплексное явление, объединяющее музыку, органостроение и исполнительство.

Опираясь на свой разносторонний опыт, автор выступает одновременно в качестве музыковеда, исполнителя и органного эксперта. В книге впервые предлагаются в переводе на русский язык и анализируются основополагающие документы французского органного Барокко, принадлежащие перу композиторов, органных мастеров, музыкальных мыслителей и учёных.

Марина Николаевна Чебуркина — музыковед, международный концертный исполнитель, член Национальной Комиссии по охране и реставрации исторических органов при Министерстве Культуры Франции, Кавалер Ордена Искусств и Литературы Франции.

Введение...5

Глава I — Эстетические и стилевые закономерности французского органного искусства Барокко...12

1.1 — Этимологический анализ основных стилистических терминов...12
1.1.1 — Барокко. «Музыка Барокко» Ж.-Ж. Руссо (1750/1766)...12
1.1.2 — Галантный стиль, рококо, маньеризм, декаданс...23
1.1.3 — Французский «классицизм»...30

1.2 — Принципы риторики, «страстей» и «стилей»...46
1.2.1 — Риторика и «страсти» в XVII веке. «Акценты»...46
1.2.2 — Риторика и «страсти» в XVIII веке. «Стили»...55
1.2.3 — Риторика и французское органное искусство Барокко...64
1.2.4 — Французское органное искусство Барокко как «стилевое» явление...66

1.3 — Патетическое...70

1.4 — Концепт рационализма (идеи «метода» и «порядка»)...77

1.5 — Светлое и тёмное...88

1.6 — Выводы...94

Глава II — Французская органная музыка Барокко: теория и практика...96

2.1 — Литургия и органное искусство...96
2.1.1 — «Церемониал епископов» (1600–1752)...98
2.1.2 — «Манускрипт Труа» (1630)...104
2.1.3 — «Парижский церемониал» (1662)...110
2.1.4 — «Монастырский церемониал» (1669)...114
2.1.5 — Выводы...116

2.2 — Органные жанры в контексте литургии и концерта....119
2.2.1 — Месса.............................................................................................................. 119
2.2.2 — Гимн................................................................................................................ 125
2.2.3 — Te Deum.......................................................................................................... 131
2.2.4 — Магнификат................................................................................................... 135
2.2.5 — Сюита.............................................................................................................. 139
2.2.6 — Ноэль............................................................................................................... 148
2.2.7 — Предпосылки становления концертного органного жанра. Офферторий, Симфония, Карильон, пьесы «на случай»........................................ 153
2.2.8 — Концерт........................................................................................................... 156

2.3 — Ладогармонические системы................................................................................. 158
2.3.1 — Гармоническая система Р. Декарта (1618/1650/1668)............................... 160
2.3.1.1 — Эффект «резонирования»................................................................. 160
2.3.1.2 — Аккорды (консонансы). Арифметическая пропорция ................. 164
2.3.1.3 — Теория «ступеней»............................................................................ 169
2.3.1.4 — Диссонансы........................................................................................ 173
2.3.1.5 — Общая систематизация «ступеней» и интервалов......................... 175
2.3.1.6 — Звукоряд............................................................................................. 177
2.3.1.7 — Теория лада........................................................................................ 178
2.3.2 — Гармоническая система М. Мерсенна (1629/1636–1637)......................... 181
2.3.2.1 — Арифметическая и гармоническая пропорции. Арифметическая, гармоническая и геометрическая середины. Теория консонансов и диссонансов................................................................. 181
2.3.2.2 — Аккордика.......................................................................................... 188
2.3.2.3 — Теория «ступеней» ........................................................................... 194
2.3.2.4 — Диатонический, хроматический, энгармонический роды. Равномерные деления........................................................................................ 197
2.3.2.5 — Теория лада........................................................................................ 204
2.3.3 — Гармоническая система Г.-Г. Нивера (1665–1683).................................... 209
2.3.3.1 — Теория ступеней и интервалов: от гармонии чисел — к гармонии соотношений.................................................................................. 210
2.3.3.2 — Теория лада. Финальная, медианта, доминанта............................ 213
2.3.3.3 — Теория ладовой транспозиции......................................................... 22
2.3.3.4 — Доминантовый лад............................................................................ 223
2.3.4 — Гармоническая система Ж. Совёра (1700–1713)........................................ 226
2.3.4.1 — Фиксированный звук. Колебания. Биения..................................... 227
2.3.4.2 — Фундаментальный звук. Гармонические звуки............................. 228
2.3.4.3 — Теория интервалов. Дополнение до октавы. Суб-интервалы....... 230
2.3.4.4 — Диатоническая, хроматическая и энгармоническая системы...... 232
2.3.4.5 — Темперированные системы. Мериды, эптамериды, декамериды 233
2.3.5 — Гармоническая система Сен-Ламбера (1702, 1707).................................. 234
2.3.5.1 — Теория интервалов. Фундаментальный звук.................................. 234
2.3.5.2 — Тональные лады. Тоническая нота.................................................. 236
2.3.5.3 — Совершенный аккорд. Сокращение аккордов до совершенных... 240
2.3.6 — Гармоническая система Ж.-Ф. Рамо (1722–1750)..................................... 242
2.3.6.1 — Фундаментальный звук. Смешанный принцип октавы. Гармонические звуки........................................................................................ 243
2.3.6.2 — Принцип «двойного сравнения». Теория «обращений» и «сокращений»............................................................ 246
2.3.6.3 — Совершенная диатоническая система. Хроматическая система. 249
2.3.6.4 — Диатонический, хроматический, энгармонический роды. Смешанные роды. Геометрическая пропорция. Темперация....................... 252
2.3.6.5 — Теория интервалов............................................................................ 258
2.3.6.6 — Аккордика.......................................................................................... 261
2.3.6.6.1 — Гармоническая и арифметическая пропорции. Гармоническая середина. Мажорный и минорный совершенные аккорды................................. 262
2.3.6.6.2 — Септаккорды....................................................................... 267
2.3.6.6.3 — Обращения аккордов.......................................................... 269
2.3.6.7 — Теория лада. Мажор и минор. Тональность................................... 273
2.3.6.8 — Функциональность............................................................................ 276
2.3.7 — Заключение.................................................................................................... 280

2.4 — Принципы музыкальной формы............................................................................ 283
2.4.1 — Полифонические формы............................................................................... 283
2.4.2 — Контрапункт и гармония.............................................................................. 291
2.4.3 — Риторика и музыкальная форма................................................................... 293
2.4.4 — Явление метрической экстраполяции в эпоху французского Барокко и теория «песенной формы»...................................................................................... 301
2.4.5 — Периодичные формы..................................................................................... 307
2.4.5.1 — Период, простые периодичные формы, сложенные периодичные формы...................................................................... 309
2.4.5.2 — Вариации............................................................................................ 312
2.4.5.3 — Периодичное (куплетное) рондо..................................................... 315
2.4.6 — Сонатное рондо. Рондо-соната. Сонатная форма...................................... 318
2.4.7 — Сюитная форма. Формы органной литургической сюиты....................... 323
2.4.8 — Изобразительность. Программные формы................................................. 325
2.4.9 — Свободные (импровизационные) формы. Прелюдия. Прелюдировать... 332

2.5 — Хронологическая таблица ...................................................................................... 338

2.6 — Эволюция органной музыки французского Барокко. Периодизация................ 338

2.7 — Выводы...................................................................................................................... 340       

Глава III — Органостроение французского Барокко...................................................... 341

3.1 — Орган французского Возрождения: предпосылки и становление органа французского Барокко ......................................... 342
3.1.1 — Органостроение в XIV–XV веках................................................................. 342
3.1.2 — Орган церкви Сен-Мишель в Бордо (1509–1511)...................................... 343
3.1.3 — Орган церкви Сен-Вивиан в Руане (1515).................................................. 344
3.1.4 — Орган Королевской капеллы в Дижоне (1560)........................................... 346
3.1.5 — Орган кафедрального собора в Реймсе (1570)............................................ 347
3.1.6 — Орган церкви Сен-Сюльпис в Фужер (1594).............................................. 349

3.1.7 — Общие закономерности и эволюция органостроения французского Возрождения........................................................... 353

3.1.8 — Орган церкви Сен-Жерве и Сен-Проте в Жизоре (1580) как прототип органа французского Барокко............................................................ 354

3.1.9 — Выводы............................................................................................................ 358

3.2 — Орган французского Барокко: становление диспозиции-типа и принципы её эволюции................................................................................................... 359

3.2.1 — Органостроение первых десятилетий XVII века. Орган церкви Сен-Годар в Руане (1632)................................................................... 361

3.2.2 — Органный мастер – органист – композитор............................................... 368

3.2.3 — Теория органостроения М. Мерсенна (1629/1636–1637).......................... 370

3.2.3.1 — Пропорции длин и интервалов........................................................ 371

3.2.3.2 — Cтрои и темперации......................................................................... 372

3.2.3.3 — Виды клавиатур................................................................................. 380

3.2.3.4 — Диспозиции....................................................................................... 384

3.2.4 — Органостроение в 40–50-е годы XVII века.................................................. 393

3.2.5 — Орган церкви Сен-Жермен-де-Пре в Париже (1663)................................. 399

3.2.6 — Орган церкви Сен-Луи-дез-Инвалид в Париже (1678–1683, 1687).......... 404

3.2.7 — Орган церкви Сен-Жерве в Париже (1628, 1649, 1684)............................. 407

3.2.8 — Орган кафедрального собора в Руане (1689).............................................. 410

3.2.9 — Теория органостроения Ж. Совёра (1700–1702)........................................ 414

3.2.9.1 — «Фиксированный звук» в системе органостроения Ж. Совёра.... 414

3.2.9.2 — Строение органов.............................................................................. 417

3.2.9.3 — Структура диспозиций..................................................................... 420

3.2.10 — Орган церкви Сен-Кантен (1697–1703)..................................................... 426

3.2.11 — Орган церкви Сент-Омер (1715)................................................................ 429

3.2.12 — Орган кафедрального собора Нотр-Дам в Париже (1730–1733)............ 431

3.2.13 — Органы аббатства Сент-Этьенн в Кан (1737–1741–1747)

и базилики Сен-Мартен в Туре (1761)...................................................................... 435

3.2.14 — Органы Королевского монастыря в Сен-Максимен (1772–1774)

и кафедрального собора Сент-Сесиль в Альби (1734–1736, 1747, 1778–1779).... 439

3.2.15 — Органы приората Сен-Поль-Сен-Пьер в Сувиньи (1783) и кафедрального собора Сен-Пьер в Пуатье (1787–1791)....................................... 445

3.2.16 — Теория органостроения дом Ф. Бёдоса дё Селля (1766–1770–1778)..... 450

3.2.16.1 — Диспозиции первая, вторая и третья.......................................... 451

3.2.16.2 — Диспозиции четвёртая, пятая и шестая...................................... 459

3.2.16.3 — Диспозиции седьмая, восьмая и девятая.................................... 464

3.2.16.4 — Диспозиции десятая, одиннадцатая и двенадцатая.................. 467

3.2.16.5 — Концертные и салонные инструменты....................................... 470

3.3 — Органы Версальского дворца как тип и исключение.......................................... 477

3.3.1 — Орган третьей Королевской капеллы (1679–1681).................................... 478

3.3.2 — Орган пятой Королевской капеллы (1709–1710)....................................... 481

3.3.3 — Реставрации органа пятой Королевской капеллы в XVIII веке

как выражение эволюции эстетики органостроения французского Барокко....... 492

3.3.4 — К проблеме современной исторически точной реставрации

органа французского Барокко.................................................................................... 495

3.4 — Эволюция органостроения французского Барокко. Периодизация................... 498

3.5 — Выводы...................................................................................................................... 502

Глава IV — Органное исполнительство французского Барокко................................... 504

4.1 — О специфике органного исполнительства............................................................ 505

4.2 — Регистровка. Регистровый тип. Регистровый жанр............................................. 509

4.2.1 — Регистровая система французского Возрождения:

«Инструкция для игры на органе» (ок. 1510)........................................................... 513

4.2.2 — Становление регистровых категорий Plein jeu и Grand jeu...................... 519

4.2.3 — Ж. Титлуз (1624, 1626).................................................................................. 522

4.2.4 — М. Мерсенн (1629/1636–1637)..................................................................... 524

4.2.5 — Л. Куперен (1650–1659)................................................................................ 536

4.2.6 — Г.-Г. Нивер (1665).......................................................................................... 537

4.2.7 — Н. Лёбег (1676)............................................................................................... 540

4.2.8 — А. Резон (1688)............................................................................................... 544

4.2.9 — Ж. Буавен (1690)............................................................................................ 549

4.2.10 — Ф. Куперен (1690)........................................................................................ 553

4.2.11 — Ж. Совёр (1702)............................................................................................ 556

4.2.12 — Г. Корретт (1703)......................................................................................... 562

4.2.13 — М. Корретт (1737)........................................................................................ 566

4.2.14 — Л. К. Дакен (1757)....................................................................................... 570

4.2.15 — Дом Ф. Бёдос дё Селль (1755/1770)........................................................... 571

4.2.16 — М. Корретт (1787)........................................................................................ 592

4.2.17 — Разложение регистровых принципов французского органного Барокко.............................................................................. 600

4.2.17.1 — Ж.-Ж. Руссо (1750/1766).............................................................. 600

4.2.17.2 — «Методическая энциклопедия» (1791, 1818)............................. 603

4.2.18 — Эволюция регистровых принципов французского органного Барокко.

Периодизация .............................................................................................................. 605

4.2.19 — Выводы.......................................................................................................... 606

4.3 — Движение, темп, характер, такт, размер............................................................... 607

4.3.1 — Р. Декарт (1618/1650/1668)........................................................................... 608

4.3.2 — Ж. Титлуз (1624)............................................................................................ 609

4.3.3 — М. Мерсенн (1629/1636–1637)..................................................................... 609

4.3.4 — Л. Куперен (1650–1659)................................................................................ 610

4.3.5 — Г.-Г. Нивер (1665).......................................................................................... 611

4.3.6 — Н. Лёбег (1676)............................................................................................... 612

4.3.7 — А. Резон (1688)............................................................................................... 613

4.3.8 — Э. Лулье (1696).............................................................................................. 615

4.3.9 — Ж. Совёр (1701).............................................................................................. 616

4.3.10 — С. дё Броссар (1701).................................................................................... 616

4.3.11 — Сен-Ламбер (1702)...................................................................................... 620

4.3.12 — Г. Корретт (1703)......................................................................................... 638

4.3.13 — Ф. Куперен (1716)........................................................................................ 639

4.3.14 — Ж.-Ф. Рамо (1722)........................................................................................ 640

4.3.15 — М. Корретт (1737)........................................................................................ 646

4.3.16 — Ж.-Ж. Руссо (1750/1766)............................................................................. 646

4.3.17 — Дом Ф. Бёдос дё Селль (1755/1770)........................................................... 650

4.3.18 — М. Корретт (1787)........................................................................................ 653

4.4 — Туше, манера, техника исполнения, артикуляция...655

4.4.1 — К проблеме терминологии...655

4.4.2 — Г.-Г. Нивер (1665)...657

4.4.3 — Н. Лёбег (1676)...659

4.4.4 — А. Резон (1688)...659

4.4.5 — Г. Корретт (1703)...660

4.4.6 — Ф. Куперен (1716)...661

4.4.7 — Дом Ф. Бёдос дё Селль (1770–1778)...662

4.4.8 — М. Корретт (1787)...666

4.5 — Неравные ноты...666

4.5.1 — К проблеме терминологии...667

4.5.2 — «Акценты». Ж. Титлуз (1624)...668

4.5.3 — Г.-Г. Нивер (1665)...669

4.5.4 — А. Резон (1688)...670

4.5.5 — Э. Лулье (1696)...670

4.5.6 — С. дё Броссар (1701)...670

4.5.7 — Сен-Ламбер (1702)...671

4.5.8 — Г. Корретт (1703)...672

4.5.9 — Ж. М. Оттетерр (1707)...672

4.5.10 — Ф. Куперен (1716)...672

4.5.11 — М. Монтеклер (1736)...673

4.5.12 — Ж.-Ж. Руссо (1750/1766)...674

4.5.13 — Дом Ф. Бёдос дё Селль (1778)...675

4.6 — Орнаментика («украшения»)...677

4.6.1 — Ж. Титлуз (1624, 1626)...677

4.6.2 — М. Мерсенн (1629/1636–1637)...678

4.6.3 — Г.-Г. Нивер (1665)...679

4.6.4 — Н. Лёбег (1676)...681

4.6.5 — А. Резон (1688)...682

4.6.6 — Ж. Буавен (1690)...683

4.6.7 — Г. Корретт (1703)...684

4.6.8 — Ж.-Ф. Дандриё (до 1738)...686

4.6.9 — М. Корретт (ок. 1740)...687

4.6.10 — Дом Ф. Бёдос дё Селль (1778)...687

4.7 — Эволюция органного исполнительства французского Барокко.

Периодизация...690

4.8 — Выводы...692

Глава V — Французская теория пропорций XVII–XVIII веков

и французское органное искусство Барокко...694

5.1 — Органостроение...694

5.2 — Исполнительство...697

5.3 — Композиторское творчество...699

5.4 — Теория пропорций в контексте эволюции

французского органного искусства Барокко...701

5.5 — Выводы..703

Заключение...705      

Нотные примеры...709

Таблицы...733

Библиография...819