Формы русского церковного пения


  • Автор: А. В. Никольский
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2010
  • Тираж: 120 экз.
  • К-во страниц: 92
  • ISBN: 978-5-89598-240-2 (в обл.)

Руководитель проекта — профессор И. А. Скворцова
Публикация, вступительная статья и комментарии Ю. А. Ефимовой


Труд А. В. Никольского, частично опубликованный в журнале «Хоровое и регентское дело» за 1915–1916 годы, в полном варианте издаётся впервые. Основная цель, которую ставил автор, — показать художественную ценность древнерусской музыкальной формы, совершенство её архитектоники, индивидуальность и самобытность.

Знакомство с настоящим трудом может быть полезным как музыковедам, так и руководителям церковных хоров, а также обучающимся церковному пению и регентскому делу.

Ефимова Ю. А. А. В. Никольский и его труд «Формы русского церковного пения» 3

Введение 10

Глава I. Распев и напев как общие формы русского церковного пения 11

Глава II. Мелодическая строка как элементарная форма церковных песнопений 12

Глава III. Осмогласие и его формы 14

Глава IV. Формы догматиков большого знаменного распева 33

Глава V. «Бог Господь» и тропари 67

Глава VI. Ирмосы разных распевов и их формы 73

Глава VII. Общее заключение о формах русского церковного пения 85

Комментарии 90

1. Внутреннее содержание и форма художественных произведений

Эстетика различает во всяком художественном произведении, к какому бы виду искусств оно ни принадлежало, внутреннее содержание, — то есть мысли, чувства, настроения и пр., — от формы, в какую эти последние облечены.

Считая главным условием художественности положительную ценность содержания, законы эстетики придают огромное значение и самой форме произведения, которая по существу своему есть не что иное, как тот внешний образ, в какой воплощается мысль художника и какой делает эту мысль доступной восприятию других людей. Поэтому большее или меньшее совершенство формы произведения — далеко не безразличное обстоятельство; наоборот: ясность, тонкая отделанность и изящество формы есть обязательное условие истинной художественности. Это положение само собой вытекает из значения формы как посредника и выразителя авторской идеи. Неряшливая, недостаточно выработанная, а тем более — уродливая форма способна лишь подавить собой, затушевать и свести к нулю всякое содержание; тогда как при совершенной форме идея произведения получает силу и возможность ярче выступить, стать более очевидной и понятной, а также и более убедительной в своём воздействии на людей.

Отсюда следует, что всякое истинно художественное произведение не может быть иным, как одинаково значительным, интересным и законченным столько же по своему замыслу, сколько и по форме.

На этом основании вопрос о форме произведений какого-либо искусства не есть вопрос праздного и сухого любопытства. Напротив, он важен и интересен, так как от решения его — не в меньшей мере, чем от решения вопроса касательно внутренней ценности, — зависит окончательное суждение о том, можно ли данное произведение отнести к разряду истинно и бесспорно художественных или нет. Несомненно также и то, что форма сама в себе способна будить в душе отклик эстетических эмоций, имеющих некоторую самостоятельную ценность.

2. Значение вопроса о формах церковных песнопений

Наше русское православно-церковное пение, как известно, есть плод векового народного творчества. В него вложены думы и чувства верующей души целого народа на всём протяжении его тысячелетней жизни. Поэтому неудивительно встретить здесь подавляющую силу внутреннего содержания; и за художественность церковных песнопений с этой стороны нельзя не быть спокойным. Но в длинном ряде тех же столетий создавалась, крепла и шлифовалась также и их внешняя форма.

Какова она? Соответствует ли она внутренней силе замысла? Способствует ли его выражению? А также — в какой степени она изящна и разнообразна сама в себе?

Если её органическая слитность с внутренним содержанием мелодий окажется вне сомнения, а собственное совершенство — доказанным, то художественное значение русского церковного пения получит для себя лишнее подтверждение, притом подтверждение огромной силы и убедительности.

Есть и другие основания ставить вопрос о форме церковных песнопений и интересоваться им.

Теория музыки имеет особый, весьма обстоятельно и полно разработанный, отдел о формах музыкальных сочинений. Изучение этого отдела даёт в итоге явное понимание того, в чём состоит сила и красота мировых произведений звукового искусства, а также слабость и художественное несовершенство произведений, признаваемых критикой и неподкупным вкусом ценителей — неудачными. Таким образом, теория форм является очень важным фактором в деле художественного образования.

Не в ином положении должен находиться и вопрос о формах русского церковного пения. Для действительного знания этой отрасли искусства вопрос о формах его существенно важен, а изучение форм — обязательно и необходимо. Исследование форм церковных песнопений даёт возможность увидеть и почувствовать, как своеобразны и интересны были те средства, к которым обращались русские песнотворцы в передаче своего замысла, как тонко понимали они изящество формы и как неистощима была их художественная фантазия, излившаяся в богатейших и различнейших образах.

Автор(ы)


Ирина Скворцова

Заслуженный работник культуры РФ

Ссылки