Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России: Вып. 7
  • Рецензент: О. В. Лосева, доктор искусствоведения; Д. Р. Петров, кандидат искусствоведения
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2015
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 328
  • ISBN: 978-5-89598-312-6 (в обл.)

Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России: материалы международных конференций: вып. 7

Составители: И. В. Брежнева, кандидат искусствоведения; Г. М. Малинина, кандидат искусствоведения

В седьмой выпуск серии вошли доклады, прочитанные на международных конференциях Научной музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева в 2012 и 2013 годах. Статьи посвящены обзору и исследованиям музыкальных рукописных материалов, хранящихся в зарубежных и отечественных архивах. Сборник адресован музыкантам разных специальностей, сотрудникам библиотек, архивов и музеев.


Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского; сборник 79

От составителей 3

Русские музыкальные архивы за рубежом

А. В. Булычёва. Коллекция русских музыкальных автографов в библиотеке Гарвардского университета 4

П. Е. Вайдман, А. Г. Айнбиндер. К истории трех редакций Первого фортепианного концерта П. И. Чайковского (по материалам зарубежных архивов и библиотек) 13

О. де Корт. Обзор русских музыкальных архивов в фонде Института музыки Нидерландов 36

Е. М. Шабшаевич. «...Чтоб Вам немного и теплее, и светлее становилось...»: благотворительная деятельность С. В. Рахманинова зарубежного периода 49

Е. В. Кривцова. «Sur le Borysthène» / «На Днепре»: опусы 51 и 51-bis Сергея Прокофьева 68

Ю. Я. Арбатская, С. Г. Зверева. Юрий Арбатский: судьба рахманиновского стипендиата 91

С. Г. Зверева. Еще раз о Юрии Арбатском 105

С. С. Мартьянова. Архив М. В. Черносвитовой в библиотеке Московской консерватории 116

Е. А. Николаева. К изучению наследия Николая Корндорфа (из личного архива композитора в США) 123

Зарубежные музыкальные архивы в России

Ю. В. Москва. Эпистолярий: типология и музыкальная нотация (на материале рукописи из Российской государственной библиотеки) 143

М. П. Пряшникова. Антрепренер итальянской оперы Дж. Астарита в Санкт-Петербурге: новые материалы 173

А. Е. Максимова. «Идалида» — «Армида» — «Андромеда», или Балеты в петербургских операх Джузеппе Сарти 183

Г. А. Тимощенкова. Рукописный сборник сочинений О. Козловского из фонда Российской государственной библиотеки 208

А. Е. Максимова. Собрание рукописных балетных партитур К. Кавоса в Санкт-Петербурге 215

Г. М. Малинина. Коллекция музыкальных рукописей аббата Cантини в библиотеке Московской консерватории 251

Е. Д. Кривицкая. Рауль Пюньо в России. По страницам писем Р. Пюньо к В. И. Сафонову 272

Н. С. Зелов. Луи Альбер Бурго-Дюкудре — корреспондент русских музыкальных деятелей 281

Г. А. Моисеев. Русские письма Йозефа Иоахима о музыкальной жизни великокняжеского двора (1860–1870-е годы) 286

М. П. Пряшникова. Алоиз Моозер и русская музыкальная культура: новые материалы (письма Л. С. Гинзбургу) 305

Н. С. Зелов. Зарубежные поступления из личных архивов русских музыкальных деятелей в Государственном архиве Российской Федерации (2001–2010) 320

Сведения об авторах 325

В настоящий сборник вошли тексты докладов, прочитанных на международных конференциях Научной музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева в 2012 и 2013 годах. Название сборника (как и конференций) — «Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России» — определило его структуру и источниковедческую направленность статей. С разной степенью подробности в них говорится о творческой биографии музыкантов, истории коллекций и личных архивов, дается описание отдельных документов, приводятся факты театральной и концертной жизни XIX–ХХ веков. Многие события воссоздаются по письмам, написанным рукой известных музыкантов.

Большинство предлагаемых вниманию статей опирается на неисследованные до сих пор архивные документы, хранящиеся в Москве, Клину, Санкт-Петербурге, Ялте, неизвестные, а порой труднодоступные рукописные источники из зарубежных архивов США, Нидерландов, Франции. Все они рассматриваются в контексте истории русской музыкальной жизни.

Объединение материалов двух конференций объясняет публикацию двух статей одного автора. Статьи располагаются в хронологической последовательности раскрываемых в них событий.

Сведения о рукописных источниках и большая часть иллюстраций предлагаются читателю впервые.