Концертмейстеры Московской консерватории. Том II


  • Автор: Вера Николаевна Никитина
  • Рецензент: Е.М. Царёва, д. иск., профессор; В.П. Чинаев, д. иск., профессор; А.М. Меркулов, к. иск., профессор; Н.И. Енукидзе, к. иск., доцент; Н.П. Толстых, к. иск., доцент; Е.Л. Сафонова, к. иск., доцент; П.В. Седых, к. иск., доцент
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2020
  • Тираж: 500 экз.
  • К-во страниц: 384
  • ISBN: 978-5-89598-377-5 (т. 2) (в пер.)

Концертмейстеры Московской консерватории. Том II. Биографический энциклопедический словарь.

Двухтомное издание «Концертмейстеры Московской консерватории» впервые посвящено одному из самых многочисленных профессиональных сообществ ведущего музыкального вуза России.

Второй том – «Биографический энциклопедический словарь» – содержит сведения о творческой и педагогической деятельности музыкантов за весь период их деятельности от самого раннего упоминания в 1908 году до 2016 года. Он включает 475 статей, подготовленных на основе архивных источников, анкетирования и личных контактов.

Издание приурочено к юбилейным датам – 150-летию Московской консерватории (2016) и ее первого выпуска (2019). Оно адресовано педагогам, исследователям отечественной музыкальной культуры, всем, кто интересуется историей российского исполнительства.

Предисловие 3

Алфавитная часть. А – Я 5

Иллюстрации. Концертмейстеры Московской консерватории

1966

Кафедра сольного пения 249

Кафедра хорового дирижирования 250

Оркестровый факультет 251

2013-2016

Кафедра сольного пения 252

Кафедра скрипки и арфы 253

Кафедры скрипки 254

Кафедра альта 257

Кафедра виолончели 258

Кафедра виолончели и контрабаса 259

Кафедра деревянных духовых и ударных инструментов 260

Кафедра медных духовых инструментов 261

Кафедра хорового дирижирования 262

Кафедра современного хорового исполнительского искусства 264

Кафедра оперно-симфонического дирижирования 265

Кафедра оперной подготовки 266

Кафедра струнных, духовых и ударных инструментов ФИСИИ 267

Кафедра концертмейстерского искусства: 268

Награжденные серебряным нагрудным знаком отличия «За служение Московской консерватории» (2016) 271

Консерватория – наш дом: художественные приношения «Времена года»

Владимир Кубрак 275

Наталья Оленева 277

Екатерина Рубина 282

Педагоги Московской консерватории, музыкального училища и ЦМШ – учителя концертмейстеров 285

Педагоги разных учебных заведений – учителя концертмейстеров Московской консерватории 301

Summary 313

Contents 318

Zusammenfassung 320

Inhalt 325

Принятые сокращения 327

Список аббревиатур и сложносокращенных слов 330

Список сокращений, принятых в библиографических описаниях 335

Указатель имен 336

Издание подготовили 378

Благодарности 380

В Словаре впервые собраны материалы о концертмейстерах Московской консерватории за период более 100 лет (от самого раннего упоминания в 1908 году до 2016 года). Сюда включены также вокалисты-концертмейстеры и преподаватели кафедр, в разное время аккомпанировавшие студентам исполнительских классов. Общее число персоналий – 475, из них ныне работают 170 человек. Специалисты со стажем менее двух лет и почасовики в Словаре не фигурируют (по данным на 2016 год), как и те, кто по разным причинам не предоставил своих данных.

Словарь целиком авторский. В него включены статьи, выполненные на основе анкетирования, личных контактов и архивных источников. В качестве основного использовался метод анкетирования, проводились личные беседы с концертмейстерами и педагогами, отдельные высказывания которых использованы в тексте. Факт заполнения анкет, записи интервью и электронная переписка по теме книги свидетельствуют о разрешении самих опрошенных на публикацию биографических данных, которые в большинстве случаев также согласовывались. Специально созданная для книги картотека позволила работать с документами из архивов Московской консерватории, РАМ им. Гнесиных, ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова, РНММ (ранее ВМОМК им. М.И. Глинки). В личных делах прошлых лет, к сожалению, почти нет сведений о концертмейстерской работе, особенно в первой половине ХХ века; нередко отсутствуют фотографии, приказы об увольнении в связи с неоднократной реорганизацией вуза, и это отражено в соответствующих ссылках. Чтобы полнее представить ту или иную биографию, использовались личные дела студентов прошлых лет, ставших концертмейстерами.

Интернет-ресурсы привлекались исключительно для того, чтобы уточнять менявшиеся названия учреждений культуры и образования, названия международных конкурсов, зарубежных концертных залов, имен исполнителей и пр.

Специальная съемка для Словаря проводилась Юрием Луньковым. Использованы фотографии из государственных и личных архивов (с указанием источника), а также предоставленные самими концертмейстерами (без ссылки).

Статьи, опубликованные ранее в Биографическом энциклопедическом словаре «Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866-2006» (сокр.: БЭС МК), обновлены и расширены1. Ссылка на это издание, как основной первоисточник, касается только статей, написанных разными авторами, с указанием в скобках их фамилий (около 50). Также значительно дополнены статьи о концертмейстерах самой В.Н. Никитиной (в БЭС их было около 100), они публикуются без ссылки2. Особо отметим представленные впервые полные биографии педагогов кафедры концертмейстерского искусства, таких как Е.Б. Брюхачёва, Л.А. Могилевская, М.С. Неменова-Лунц, В.В. Подольская, С.М. Симонов, М.А. Смирнов, Т.Г. Смирнова, Р.С. Трахтер (Хавкина), Е.М. Шендерович, а также вокалистов-концертмейстеров, среди них Б.Н. Евграфов, А.Г. Зызин, В.А. Никитина, З.А. Петрова, П.П. Тарасов, Е.М. Чехова и др.

Отталкиваясь от разработанных в БЭС принципов подачи материала, мы расширяем необходимую для данной книги информацию. Прежде всего, это имена педагогов, под руководством которых «будущие концертмейстеры» обучались в среднем и высшем звеньях по трем ключевым специальностям: фортепиано, концертмейстерский класс и камерный ансамбль. По просьбам некоторых концертмейстеров указаны важные для них имена педагогов детских музыкальных школ.

Биографии ныне работающих музыкантов более развернуты, нежели у предшественников, за счет информации о мастер-классах, ансамблистах из разных стран мира, о доступных сегодня конкурсах и фестивалях, в том числе в годы учебы, о звуковых изданиях и разного рода творческих проектах. Отмечается широкая исполнительская деятельность концертмейстеров и ее новые профессиональные границы (коучи, аранжировщики и др.). Из имеющихся у концертмейстеров публикаций упоминаются наиболее крупные; полные списки приводятся лишь в тех случаях, если ранее не обнародовались на сайте консерватории, в БЭС и ЭМК-2. При наличии персональных сайтов сделаны соответствующие ссылки. Все эти сведения значительно обогащают представление о современной истории Московской консерватории.

Должностные разграничения концертмейстеров на категории (высшая первая, вторая) в биографиях не указываются: они были введены в последние десятилетия и не охватывают весь концертмейстерский корпус. Регалии профессорско-преподавательского состава Московской консерватории опускаются (все сведения см.: www.mosconsv.ru), за исключением ссылок на родственников концертмейстеров.

Фамилии тех музыкантов, чьи биографии есть в Словаре, выделены курсивом (при первом упоминании в статье). В необходимых случаях уточнены имена и фамилии, менявшиеся в педагогической и концертной работе.

Имена солистов-ансамблистов, дирижеров и композиторов даны с одним инициалом или полностью, как это принято – в отличие от энциклопедий – в мировой исполнительской практике. Имена педагогов даны с двумя инициалами. Если фамилия педагога указана с одним инициалом, значит, отчество установить не удалось. При повторном упоминании имена и инициалы опускаются. Если в официальных названиях конкурсов, фестивалей или фондов, учреждений культуры или образования имена зафиксированы без сокращения, то и в книге они пишутся полностью.

Названия международных конкурсов даны в русской версии, а в случае «неудобного» перевода – в оригинальной; то же – в отношении зарубежных коллективов, концертных залов и пр.

В соответствии с современными редакторскими требованиями названия на русском языке (театров, конкурсов, фестивалей, фирм звукозаписи и пр.) пишутся в кавычках, а на иностранном – без кавычек.

Названия населенных пунктов, учреждений и учебных заведений (за редким исключением) соответствуют их наименованию в данный исторический период. Зарубежные города фигурируют с названием страны. Российские города указаны без ссылок на страну (только областное подчинение).

Фотографии воспроизведены в соответствии с первоисточниками, в необходимых случаях отреставрированы. Некоторые фотопортреты начала ХХ века восстановлению не подлежат.

Годы рождения и смерти до 14 февраля 1918 года в известных случаях даны по старому и новому стилям, если такие сведения встречались в разных источниках. Знаком «звездочка» (*) отмечены даты, стиль которых уточнить не удалось.

Годы окончания учебных заведений и выступлений на конкурсах и фестивалях даны в скобках; если год отсутствует, значит, он не установлен.

Сокращения в написании дат касаются только учебы и работы (например, 1990-92, но 1998-2002).

Аббревиатуры и принятые сокращения слов приведены в конце книги.


1 Московская консерватория. Биографический энциклопедический словарь. От истоков до наших дней. 1866-2006 / Автор идеи Н.А. Миронова, научный консультант Е.Г. Сорокина; редколлегия – Е.С. Лотош, В.Н. Медведева (Никитина), Н.А. Миронова, Е.Л. Сафонова, Д.В. Смирнов; научно-энциклопедическое редактирование – М.В. Есипова. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2007. 668 с.

2 «Биографический энциклопедический словарь» составил основу второго тома «Энциклопедии Московской консерватории» (М.: Прогресс-Традиция, 2016). В нем нет существенных изменений в статьях о концертмейстерах и педагогах кафедр. Единичные ссылки на второй том Энциклопедии (сокр.: ЭМК-2) сделаны только в связи с новыми в нем персоналиями (М.В. Агафонникова, А.Г. Гинзбург, А.П. Емельянова, Е.Е. Потяркина, М.Г. Харлап, Т.В. Шебанова). Некоторые статьи В.Н. Никитиной о концертмейстерах перепечатаны в ЭМК-2 без авторской подписи и ссылок на первоисточник. Без согласования с В.Н. Никитиной в ряд ее материалов в ЭМК-2 внесены неточные сведения (статьи о М.Г. Бахтуридзе, Е.С. Гавриловой, Е.Ю. Либеровой, М.Ф. Пиняжиной, Ф.М. Семецкой и др.).