Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкаль­ные архивы в России. Выпуск 8


  • Рецензент: Д. Р. Петров, кандидат искусствоведения, доцент; Н. П. Савкина, кандидат искусствоведения, доцент
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2019
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 260
  • ISBN: 978-5-89598-380-5 (в обл.)

Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкаль­ные архивы в России. Материалы международных конференций. Выпуск 8

Автор проекта — Э. Б. Рассина, кандидат педагогических наук

Составитель — И. В. Брежнева, кандидат искусствоведения

В восьмой выпуск серии вошли статьи на основе текстов докладов, прочитанных на конференциях Научной музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева «Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России». Статьи посвящены обзору и исследованиям рукописных материалов, хранящихся в зарубежных и отечественных архивах.

Сборник предназначен музыкантам разных специальностей, интересующимся данной темой, сотрудникам библиотек, архивов и музеев.

Предисловие 5

Е. Ю. Антоненко. Духовная музыка Бальдассаре Галуппи для католической церкви в отечественных архивах 8

П. Г. Сербин. Виолончельное наследие Карла Стамица в российских и европейских архивах 22

А. Е. Максимова. «Любовная почта» Катерино Кавоса и Александра Шаховского 33

Е. В. Мирошникова. Русская музыкальная культура и веймарский двор первой четверти XIX века 51

С. А. Петухова. Рукописные заметки Мариуса Петипа к постановке оперы Даниэля Обера «Фенелла» в 1887 году 59

А. В. Булычёва. Письма Густава Юберти к Александру Бородину в фондах Российского национального музея музыки 74

А. В. Булычёва. Бородин в зеркале бельгийской прессы 1857–1887 годов 82

Н. О. Власова. Новые документы об Антоне Рубинштейне из зарубежных архивов 96

Г. М. Малинина. Письма Николая Рубинштейна. Новые материалы из архивов Германии 115

Д. Г. Ломтев. Элла фон Шульц-Адаевская — женщина-композитор 129

Е. М. Шабшаевич. Гастроли Люсьена Капе и его квартета в России 140

Г. М. Малинина. Письма Александра Зилоти в европейских архивах 149

М. В. Михеева. О неизвестном адресате Сергея Рахманинова 162

И. В. Акимова. Гастроли Нади Буланже и Рауля Пюньо в России в 1913 году 169

Е. В. Кривцова. «Испанские штрихи» к биографии Сергея Прокофьева. По материалам Архива Мануэля де Фальи в Гранаде 181

И. В. Акимова. Неизвестные письма Лины Прокофьевой к Петру Сувчинскому (из фонда Национальной библиотеки Франции) 196

Е. В. Кривцова. К биографии Сергея Прокофьева в эмиграции. Неизвестное письмо Стеллы Адлер к Григорию Шнеерсону 206

Н. С. Зелов. «Свидетельство давней и неизменной дружбы между английскими и русскими музыкантами». Переписка Генри Вуда с советскими музыкальными деятелями в 1942–1944 годах . 225

Н. С. Зелов. Верили в победу. Из переписки отечественных и зарубежных музыкальных деятелей в годы Великой Отечественной войны 234

А. И. Маркова, П. В. Кузнецов, М. П. Сандомирская. Музыка на переплетах (макулатурные переплеты с западноевропейской музыкальной нотацией в фондах Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова) 244

Сведения об авторах 258

Настоящий сборник включает статьи по текстам докладов, прочитанных на международных конференциях «Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России», ежегодно проводимых Научной музыкальной библиотекой имени С. И. Танеева. Название конференций определяет название всех выпусков (данный — восьмой) и источниковедческую направленность публикаций. Авторы опираются на неизвестные и неисследованные архивные документы, хранящиеся в России, Германии, Испании, Франции, Норвегии. Объединение материалов нескольких конференций, а также сложившийся круг постоянных участников объясняет публикацию двух статей одного автора.

Среди авторов — музыковеды и исполнители, архивисты и библиотекари. Каждый из них высказывает свою точку зрения на рассматриваемые материалы. Нотные архивы, эпистолярное наследие, документы разного содержания дают возможность внести новые детали в творческие биографии музыкантов, расширить наше представление об их деятельности и о концертной жизни прошлых лет.

Е. Ю. Антоненко рассматривает музыкальные рукописи Б. Галуппи, находящиеся за рубежом и в России. Ее исследование позволяет дополнить список источников, содержащих сочинения композитора, что немаловажно также для исполнителей итальянской духовной музыки этого периода.

Творчеству К. Стамица посвящена работа П. Г. Сербина. Он прослеживает судьбу виолончельного наследия музыканта на основе результатов своих научных изысканий, проведенных в различных зарубежных и российских библиотеках.

Темой статьи А. Е. Максимовой послужила опера К. Кавоса «Любовная почта». Она анализирует сочинение, обращаясь к тексту печатного либретто и рукописной партитуре, отмечает своеобразие пути русского оперного театра начала XIХ века.

С музыкальной коллекцией великой герцогини Марии Павловны знакомит эссе Е. В. Мирошниковой. Автору удалось найти и сопоставить принадлежавшие ей нотные материалы, хранящиеся в Веймаре и Москве.

Публикация С. А. Петуховой основана на рукописных заметках М. Петипа, касающихся пантомимной роли Фенеллы из одноименной постановки оперы Д.-Ф.-Э. Обера (в оригинале — «Немая из Портичи»). Прослеживается работа Петипа над ролью главной героини с разными танцовщицами, но в особенности с В. Цукки в 1887 году в Мариинском театре. Автор размышляет о причинах, по которым спектакль не стал успешным.

А. В. Булычёва на основе писем Г.-Л. Юберти к А. П. Бородину воссоздает эпизоды биографии русского композитора, касающиеся бельгийской премьеры его Второй симфонии. В следующей статье того же автора продолжается разговор об исполнении сочинений Бородина в Бельгии с опорой на высказывания в периодической печати; приводятся многочисленные ссылки, обогащающие источниковедческую базу.

Внимание Н. О. Власовой сосредоточено на документах, связанных с именем Антона Рубинштейна и находящихся в архивных хранилищах Вены. Они освещают различные стороны деятельности знаменитого музыканта — служебную, артистическую, творческую.

Контакты Николая Рубинштейна с зарубежными музыкантами исследует Г. М. Малинина. Автор атрибутировал уже известные документы и выявил новые, характеризующие инициативы Рубинштейна как дирижера и исполнителя.

Эпистолярный материал рассматривается и в следующей работе Г. М. Малининой, посвященной А. И. Зилоти. Его письма, ныне хранящиеся в европейских архивах, были адресованы зарубежным коллегам. Они свидетельствуют о широких связях и активной концертной жизни русского маэстро.

Ценные сведения о рукописном архиве композитора и пианистки Э. фон Шульц-Адаевской приводит Д. Г. Ломтев. Обзор сочинений разных жанров (от ранних до последних) дает представление о ее творческом пути.

Гастролям Люсьена Капе и его камерного ансамбля в России (1908–1911) посвящена статья Е. М. Шабшаевич. В центре внимания переписка Московского отделения ИРМО с представителями Квартета Капе, затрагивающая различные стороны концертной практики двух российских столиц.

Новый штрих к биографии С. В. Рахманинова добавила М. В. Ми­хеева. Автору удалось раскрыть имя «милого англичанина» — неизвестного до настоящего времени адресата композитора.

Свой взгляд на эпизоды биографии и творческое наследие Прокофьева представила Е. В. Кривцова: прослежен «испанский след» в музыке композитора и история его взаимоотношений со Стеллой Адлер, нашедшая (по мнению автора) отражение в ряде произведений.

Имя Прокофьева фигурирует и в одной из статей И. В. Акимовой. Судьба Лины Прокофьевой рассматривается сквозь призму ее писем к П. П. Сувчинскому. Данная работа дополняет публикации на эту тему, в том числе отечественные.

Письма русского адресата Нади Буланже послужили поводом для второго исследования И. В. Акимовой, посвященного пребыванию Нади в России совместно с Раулем Пюньо и событиям, произошедшим во время их гастролей в Москве.

Н. С. Зелов обращается к материалам ВОКСа, хранящимся в Государственном архиве Российской Федерации, — переписке отечественных и зарубежных музыкальных деятелей и советских музыкантов с Генри Вудом в годы Великой Отечественной войны. Цитаты из многочисленных писем дают представление о документах, характерных для советского периода истории русской музыки.

Если все авторы в данном сборнике делятся своими открытиями, то завершающая коллективная работа (А. И. Маркова, П. В. Кузнецов, М. П. Сандомирская) о «макулатурных переплетах» с западноевропейской музыкальной нотацией экземпляров из фонда Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова преследует иную цель — пригласить заинтересованных специалистов к исследованию предлагаемого материала. Статья сопровождается списком изданий, «одетых» в подобные переплеты, с указанием шифров, необходимых для их быстрого поиска в библиотеке МГУ.

Мы надеемся, что авторами сделан еще один шаг на пути исследования неисчерпаемых архивных источников и изучения истории музыкальной культуры.