Книга посвящена памяти выдающегося дирижера, педагога и музыкального деятеля, профессора Леонида Владимировича Николаева (1940–2008). В ней собраны статьи, воспоминания о музыканте и впервые публикуемый дневник, который Николаев вел во время своей стажировки в Венской академии музыки в 1972–1973 годах.
Сборник адресован всем, интересующимся оркестровым исполнительством и историей Московской консерватории.
К читателям 5
А. П. Панов, Е. И. Корженевская. Леонид Владимирович Николаев (биографический очерк) 7
Воспоминания коллег, друзей, учеников
В. Г. Агафонников 17
Р. О. Багдасарян 19
Л. А. Балабанов 21
И. В. Бочкова 23
В. В. Валитов 25
М. С. Воскресенский 28
А. А. Гордейчев 30
С. Д. Дяченко 33
В. Ф. Жданов 37
О. В. Жмаева 38
В. М. Иванов 39
К. С. Казначеев 41
С. И. Кравченко 42
М. В. Макарова 48
К. А. Маслюк 50
Е. П. Месснер 52
С. С. Микляева 54
Л. П. Николаева 55
А. П. Панов 57
А. А. Петухов 62
Ю. М. Соболев 63
М. А. Шумов 68
Л. В. Николаев. Венский дневник 1972–1973 годов
С. Д. Дяченко, Е. И. Корженевская, А. П. Панов. О Дневнике Л. В. Николаева 72
1972
Октябрь 74
Ноябрь 86
Декабрь 103
1973
Январь 112
Февраль 118
Март 122
Апрель 137
Май 152
Июнь 168
Интервью разных лет
Н. Цепилова. Неизвестная знаменитость 177
Л. Римский. За дирижерским пультом — Леонид Николаев 181
О творчестве Л. В. Николаева
С. Д. Дяченко. О педагогике Л. В. Николаева 188
А. П. Панов. «Франческа да Римини» П. И. Чайковского в интерпретации Л. В. Николаева 200
Приложения
Дж. Дубинс. Михаил Воскресенский: Моцарт. Фортепианные концерты. «Classical Records» 204
Отчет старшего преподавателя Московской консерватории Николаева Л. В. 207
Список музыкальных произведений, прослушанных Л. В. Николаевым в концертных залах и театрах во время стажировки 211
Исполнительский репертуар Л. В. Николаева 215
Об авторах сборника 243
Именной указатель 245
Леонида Владимировича Николаева, выдающегося дирижера, которому посвящена эта книга, нет с нами уже более десяти лет… Само выражение «нет с нами» как‑то совсем не соответствует образу этого светлого, деятельного, сильного и энергичного человека, каким он запечатлелся в памяти друзей, коллег, учеников. Пусть он не обладал колоссальной эрудицией и интеллектом Геннадия Николаевича Рождественского или композиторско-дирижерской волей, интуицией и административным ресурсом Евгения Фёдоровича Светланова, но в нем были качества, которые выделяли его из круга людей, занимающихся искусством, делали его поистине «призванным». Его творчество всегда было созидательным, энергичным, подлинным, потому что опорой были талант и вера — вера в людей, в свое предназначение.
Вся жизнь Леонида Владимировича — это подвиг служения искусству. Он нашел в нем особый путь — не только практикующего музыканта-исполнителя, но истинного наставника. Конечно, любой дирижер, вставая за пульт, объединяя своей волей сто разных характеров и воль, становится до некоторой степени педагогом. Но именно Леониду Владимировичу довелось с особой законченностью воплотить в своей деятельности образ дирижера-наставника — более трех десятилетий он в значительной мере определял развитие оркестрового дела в Москве, возглавляя оркестры Академического музыкального училища при Московской консерватории и самой консерватории. Он был одним из основателей и руководителей Советско-американского молодежного симфонического оркестра, Всемирного детского симфонического оркестра, наконец, Московского камерного оркестра Центра Павла Слободкина.
Он знал жизнь и, наверное, поэтому был порой снисходителен к людям. Но эта снисходительность не распространялась на искусство, на дело, которому он ревностно служил. Он готовил будущее и думал о том, что ученики должны продолжить его творческие устремления, музыканты молодежных оркестров, им воспитанные, — пополнить ряды высоких профессионалов оркестрового исполнительства. Он думал о том, чтобы не оскудело, а приумножилось оркестровое дело в России.
«Всё остается людям» — эти слова произносит на смертном одре герой одноименной пьесы Самуила Алёшина ученый Фёдор Дронов, подводя итог своей жизни1. Николаев, наверное, мог бы сказать так же. За всю жизнь им были даны сотни концертов, сделаны многочисленные записи, создано несколько оркестров. К сожалению, коллективы, основанные Николаевым, ныне уже не существуют, а большинство записей находится в собрании Гостелерадиофонда и недоступно широкому слушателю. Но нам осталось главное — память. Все мы знали Леонида Владимировича разным — кто‑то запомнил его веселым и жизнерадостным, кто‑то — суровым и бескомпромиссным. Книга эта рождена желанием сохранить для потомков образ замечательного музыканта и человека.
Сборник открывается очерком А. П. Панова и Е. И. Корженевской, в котором прослеживается биография Леонида Николаева — от детства в послевоенном Арзамасе до триумфальных выступлений в Москве и за рубежом. Он служит своего рода развернутым введением к подборке воспоминаний, которые были специально написаны или надиктованы на пленку для этой книги коллегами, друзьями и учениками (расшифровки аудиозаписей выполнены С. Д. Дяченко).
Центральное место в книге занимает впервые публикуемый дневник, который Леонид Владимирович вел с октября 1972 по июль 1973 года, будучи на стажировке в Венской академии музыки и исполнительского искусства. В нем читатель найдет уникальную информацию, почерпнутую на уроках ведущих профессоров академии, и хронику богатой художественной жизни Вены того периода. Есть там и множество интересных наблюдений и мыслей самого автора дневника о музыке, о дирижерском ремесле, вполне актуальных и сегодня2 . Голос главного героя книги звучит и в интервью, взятых у музыканта в 1990–2000‑е годы.
Наконец, завершают сборник две статьи, представляющие разные аспекты жизни и творчества Николаева. Дяченко анализирует педагогические взгляды Леонида Владимировича и их воплощение не только в дирижерском классе со студентами, но и в работе с симфоническим оркестром и с певцами в опере. Анализу дирижерского прочтения Николаевым симфонической поэмы П. И. Чайковского «Франческа да Римини» посвящена статья Панова. Эти материалы также публикуются впервые3 .
Приложение к книге включает перевод на русский язык рецензии на компакт-диск с концертами В. А. Моцарта в исполнении М. С. Воскресенского и Камерного оркестра театрально-концертного центра Павла Слободкина под руководством Л. В. Николаева (статья была опубликована в американском журнале «Fanfare»), отчет Николаева о стажировке в Вене, а также исполнительский репертуар дирижера, в том числе список звукозаписей (по материалам архива Гостелерадио).
Сборник иллюстрирован фотографиями из домашнего архива музыканта, его коллег и учеников.
Хочется надеяться, что книга найдет отклик в сердце читателей — и тех, кто знал Леонида Владимировича, и тех, кто не был с ним знаком. Пусть же последние полюбят этого музыканта и заинтересуются его творчеством. А.
П. Панов, С. Д. Дяченко
1 В советском художественном фильме 1963 года его гениально сыграл актер Николай Черкасов.
2 Сориентироваться в материалах дневника читателю поможет алфавитный указатель упомянутых в нем музыкальных произведений.
3 Работа Дяченко «О педагогике Л. В. Николаева» является переработанным и дополненным вариантом его ранее публиковавшегося эссе: Служение дирижерскому искусству // Российский музыкант. 2009. № 7 (1272). Октябрь. С. 1.