Эпоха Треченто: нотация рукописных источников


  • Автор: Л. И. Сундукова
  • Рецензент: Н. И. Тарасевич, доктор искусствоведения; Р. Л. Поспелова, доктор искусствоведения
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2025
  • Тираж: 50 экз.
  • К-во страниц: 28
  • ISBN: 978-5-89598-507-6 (в обл.)

Учебное пособие посвящено особенностям музыкальной нотации в рукописных источниках эпохи Треченто. Итальянская система фиксации ритма, имеющая важные отличия от французской, представлена в пособии в контексте культуры эпохи. Даны сведения о композиторах и музыкальных школах Апеннинского полуострова, о жанрах светской музыки и их структурных особенностях. Пособие имеет практическую направленность: иллюстрации знакомят читателя с фрагментами факсимиле манускриптов, а представленные таблицы дают возможность осуществить самостоятельную транскрипцию сочинений.

Пособие адресовано студентам музыкальных вузов, обучающимся по специальности 53.05.05 «Музыковедение» и может быть задействовано в курсах истории нотации, полифонии, истории зарубежной музыки.

Введение 4

Жанры светской музыки и композиторские школы 5

Рукописные источники 11

Музыкальная нотация 17

Заключение 23

Список рекомендуемой литературы 24

Приложение 25

XIV век в Италии, эпоха Треченто — поистине период расцвета культуры. Апеннинский полуостров в это время был разделен на множество городов-­государств и республик, постоянно между собой конфликтовавших, однако все это не помешало активному развитию искусств: литературы, архитектуры, живописи и, конечно, музыки. В сочинениях Данте утвердился тосканский диалект, распространившийся по всей Италии. Проза и поэзия Петрарки и Боккаччо способствовали формированию нового лирического стиля, с характерной мелодикой и ритмикой языка. Архитектура полуострова рази­тельно отличалась от английской и французской готики с ее устрашающим великолепием. Три шедевра были возведены во Флоренции: базилика Санта-­Кроче с великолепным деревянным потолком и светлым интерьером, кафедральный собор Санта-­Мария-дель-­Фьоре (ее знаменитый купол был построен позже) и напоминающая крепость городская ратуша — Палаццо Веккьо. В области живописи Треченто подарил миру произведения Джотто, Дуччо и братьев Лоренцетти.

Музыкальное наследие Италии XIV века, включающее в себя сочинения выдающихся композиторов — Джованни да Каши, Якопо Болонского, Франческо Ландини, восхищает слушателей, исполнителей и исследователей по сей день. Помимо многочисленных теоретических работ это, конечно, сочинения в оригинальных жанрах, зафиксированные в целом корпусе рукописей. Нотация эпохи Треченто имеет важные отличия от той, что была распространена в том же веке во Франции. С течением времени французская система стала общеупотребимой и распространилась по всей Европе, однако итальянский способ записи просуществовал около столетия, развивался, видоизменялся и, безусловно, оставил заметный след в памятниках музыкальной письменности. Каждый, кто желает изучать или исполнять мадригалы, баллаты и каччи, духовную музыку итальянских композиторов, должен иметь представление о том, в каких рукописях и каким способом фиксировались композиции. Не секрет, что обращение к оригинальным источникам позволяет глубже постичь структуру сочинения, увидеть детали, которые исчезают в современной транскрипции.

В настоящей работе ставится цель в общих чертах познакомить читателя с наследием музыкальной культуры эпохи Треченто. Речь пойдет о музыке, дошедшей до наших дней в различных рукописных источниках: о ее создателях, жанрах и способе фиксации. Представленный материал служит основой одноименной темы курса «Истории нотации», поэтому в учебном пособии были опущены общие сведения, касающиеся мензуральной нотации (правила чтения простых фигур и лигатур и пауз, а также разновидности мензур большого и малого модусов)1 , положения партий на листе, специальных символов (хроматики и прочих). Предполагается, что весь этот комплекс знаний усвоен обучающимися в рамках предыдущих тем курса. Поскольку работа включает в себя различные сведения, помимо собственно формы нотации, она может быть полезна также в курсах полифонии, истории зарубежной музыки и музыкальной формы.


1 Эту информацию читатель может почерпнуть из труда Р. Л. Поспеловой (Поспелова Р. Л. Западная нотация XI–XI веков. Основные реформы (на материале трактатов). М.: Композитор, 2003).