Арнольд Шенберг. Основы музыкальной композиции


  • Издательство: Московская консерватория, 2000
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 232
  • ISBN: 5-86203-084-0

Перевод с английского, комментарии, вступительная статья Е. А. Доленко. Научный редактор Т. С. Кюрегян.


Впервые на русском языке предпринимается издание полного комментированного перевода теоретического трактата Арнольда Франца Вальтера Шенберга (1874–1951) «Основы музыкальной композиции». До настоящего времени ни один исследовательский труд выдающегося австрийского композитора, художника, педагога и музыкального теоретика не публиковался в переводе на русский язык. Не удивительно, что о теоретической концепции мастера знали «из вторых рук», понаслышке. Теперь же, когда знакомство русского читателя с «Основами музыкальной композиции» – работой, которая дает целостное представление об аутентичной позиции Шенберга в отношении музыкальной формы, – стало реальностью, могут приоткрыться новые грани в диалоге Шенберга с отечественной музыкальной наукой. Книга адресована специалистам-музыковедам (может быть использована как учебное пособие для студентов музыкальных вузов), а также всем тем, кто интересуется наследием лидеров музыкального авангарда ХХ века.

От переводчика 6
Елена Доленко Арнольд Шенберг: «Свободе я не могу учить» 8
Леонард Стайн Введение (1965) к первому изданию «Основ музыкальной композиции» 25
Арнольд Шенберг. Основы музыкальной композиции Часть I
Строение тем 26
I
. Понятие «формы» 26
II
. Фраза 27 Комментарии к примерам 28
III
. Мотив 31
Элементы, составляющие мотив 32
Трактовка и использование мотива 33
Комментарии к примерам 33
IV
. Соединение мотивных групп 38
Строение фраз 39
V
. Строение простых тем 41
1. Начало предложения 41
Период и предложение 41
Начало предложения 42
Примеры из литературы 42
Доминантовая форма: дополнительное повторение 42
Примеры из литературы 43
Комментарии к примерам 43
VI
. Строение простых тем (I) 45
2. Первое предложение периода 45
Анализ периодов из фортепианных сонат Бетховена 46
Анализ других примеров из литературы 47
Строение первого предложения 48
VII
. Строение простых тем (II) 50
3. Второе предложение периода 50
Мелодические соображения: каденционный рисунок 50
Ритмические соображения 51
Комментарии к периодам композиторов-романтиков 52
VIII
. Строение простых тем (III) 73
4. Окончание предложения 73
Комментарии к примерам 74
Примеры из литературы 76
IX. Сопровождение 93
Пропуск сопровождения 94
Мотив сопровождения 95
Типы сопровождения 95
Голосоведение 96
Трактовка линии баса 98
Трактовка мотива сопровождения 98
Потребности инструментов 99
X
. Характер и настроение 103
XI
. Мелодия и тема 106
Вокальная мелодия 106
Примеры из литературы 108
Инструментальная мелодия 110
Мелодия versus тема 111
XII
. Совет для самокритики 122
Примеры самокритики 123
Часть II
Малые формы 132
XIII
. Малая трехчастная форма А—В—А1 132
Малая трехчастная форма 133
Примеры из литературы: Бетховен, фортепианные сонаты 133
Примеры из литературы: Гайдн, Моцарт, Шуберт 135
Комментарии к примерам 136
Затактовый аккорд 137
Реприза (А1) 137
Примеры из литературы 138
XIV
. Нечетное, иррегулярное и асимметричное строение 140
ХV
. Менуэт 142
Форма 143
Примеры из литературы 143
Трио 145
ХVI
. Скерцо 150
Раздел А 151
Модулирующий контрастный средний раздел 151
Школьная форма 152
Примеры из литературы 153
Реприза 155
Дополнительные примеры из литературы 156
Кода 157
Трио 157
ХVII
. Тема и вариации 165
Структурный состав темы 166
Связь между темой и вариациями 167
Мотив вариации 167
Образование мотива вариации 167
Примеры из литературы 168
Применение и разработка мотива вариации 168
Примеры из литературы 169
Контрапункт в вариациях 171
Примеры из литературы 171
Выполнение эскизов вариаций 171
Комментарии к примерам 126 172
Организация цикла 172
Часть III
Крупные формы 175 ХVIII.
Части более крупных форм (дополнительные определения) 175
Ход 176
Ход с самостоятельной темой 176
Примеры из литературы 176
Ходы, развивающиеся от предшествующей темы 177
Примеры из литературы 178
Возвратный ход 179
Примеры из литературы 179
Группа побочных тем 180
Примеры из литературы 181
«Песенная тема» 182
Кода 183
Примеры из литературы 184
ХIХ
. Формы рондо 187
Формы Andante 188
Другие простые рондо 189
Вариации и изменения в репризе (главная тема) 190
Примеры из литературы 191
Изменения и переделки в репризе (побочная группа) 192
Примеры из литературы 192
Большие формы рондо (АВА – С – AВА) 193
Примеры из литературы 194
Рондо-соната 195
Примеры из литературы 195
ХХ
. Сонатное Allegro (форма первой части) 196
Экспозиция 200
Главная тема (или группа) 200
Примеры из литературы 200
Ход 201
Побочная группа 202
Примеры из литературы 203
Разработка (Durchführung) 204
Примеры из литературы 205
Возвратный ход 207
Реприза 208
Примеры из литературы 208
Кода 211
Примеры из литературы 211
Заключение 212
Комментарии 212
Избранные афоризмы Арнольда Шенберга 230