Ежеквартальный журнал «Старинная музыка» (главный редактор — Ю. С. Бочаров) издается с 1998 года. Со второго полугодия 2010 года — при участии НИЦ Методологии исторического музыкознания Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
С 2008 года журнал «Старинная музыка» включен Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук».
От Античности к Средневековью
С. Лебедев (Москва) Никомах и Боэций. К проблеме рецепции античной науки в квадривии Боэция 2
Никомах Герасский — один из главных античных авторитетов, на которых опирался в своих трудах («Основы арифметики», «Основы музыки», оба — нач. VI в.) Боэций. В статье рассматривается его рецепция учения Никомаха (объект и цель науки, двойное понимание музыки как квадривиальной дисциплины и как звуковысотной системы, «социальное» приложение теории пропорций, гармония сфер как аргумент для построения ладовой теории, проблемы терминологии и т. д.), при этом выявляется специфика метода Боэция как ученого и интерпретатора.
Ключевые слова: Боэций; Никомах; античная музыкальная теория; музыкальная теория Средневековья; история музыкальной науки.
Музыка. Слово. Действие
А. Коробова (Екатеринбург) «Игра о Робене и Марион» Адама де ля Аля: cantus versus ludus …. 12
Статья посвящена одному из важнейших сочинений известного французского поэта и музыканта XIII века, которое рассмотрено в общем контексте искусства труверов и, в частности, в связи с развитием жанра пастурели.
Ключевые слова: Адам де ла Аль; «Игра о Робене и Марион»; труверы; пастурель.
Вопросы текстологии
М. Гирфанова (Казань). Транскрипция мотетов Филиппа де Витри как реконструкция 22
Статья посвящена мотетам Филиппа де Витри, одного из основоположников французского Ars nova XIV века. Предлагаемые автором поправки к существующей транскрипции Лео Шраде мотета «Gratissima virginis species» позволяют по-новому взглянуть на строение этого сочинения и, как следствие, отнести его к типу изоритмического мотета с песенной (в литературоведении – «твердой») формой в дуплуме – голосе, надстраивающемся над тенором. Рассматривается историческое происхождение мотета с песенной формой в дуплуме, выводятся основные характеристики этого типа сочинения у Филиппа де Витри.
Ключевые слова: Филипп де Витри, изоритмический мотет, Ars nova, транскрипция старинной музыки.
Проблемы ренессансной гармонии
Е. Пинчуков (Екатеринбург). Формула старинного пассамеццо. К предыстории тональной гармонии 28
В работе доказывается фригийская обусловленность формулы старинного пассамеццо – группы из четырех аккордов (например, B–F–g–D), которые в XVI–XVII веках были основой танцевальных гармонических схем per B molle. Являясь сжатым выражением модальности per B molle и включая гармонический оборот g–D (= t–D), данная формула трактуется как важная предтеча тонального минора.
Ключевые слова: пассамеццо, модальность, тональность, гармония
Век Просвещения
И. Сусидко (Москва). «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка глазами И. К. Баха: о малоизвестных постановках в Лондоне (1770) и Неаполе (1774) 35
Автор рассматривает малоизвестные постановки оперы Глюка «Орфей и Эвридика» в Лондоне (1770) и Неаполе (1774) с использованием дополнительных музыкальных номеров, написанных в основном И. К. Бахом, предложившим оригинальную концепцию музыкально-театрального сочинения.
Ключевые слова: И. К. Бах, К. В. Глюк, опера XVIII века, опера seria, пастиччо.
Т. Коваленко (Москва). Михаэль Гайдн как церковный композитор 39
Статья посвящена духовным произведениям младшего брата Йозефа Гайдна – Михаэля, долгое время работавшего в Зальцбурге. Его мессы, мотеты, церковные кантаты рассматриваются как типичное явление эпохи, в полной мере отражающее церковно-музыкальную традицию, которая сложилась в Австрии во второй половине XVIII в.
Ключевые слова: М. Гайдн; В. А. Моцарт; йозефинизм; церковная музыка; торжественная месса; мотет; реквием.
Из Нового Света
С. Сигида (Москва). Уильям Биллингс и традиции пуританского хорала 43
Статья посвящена творчеству Уильяма Биллингса – основателя Первой Бостонской (Новоанглийской) школы и композиторской практики Северной Америки второй половины XVIII века, а также ведущему жанру творчества бостонцев – пуританскому хоралу.
Ключевые слова: У. Биллингс; американская музыка XVIII в.; пуританский хорал; антем; fuging tune.